Бурлит
общественность по поводу слов Петра Толстого. Мол, евреи рушили церкви
при Ленине, а теперь протестуют против передачи Исаакиевского собора в
ведение Русской Православной Церкви. «Махровый антисемитизм!» - возопили
рукопожатные. Священники попытались перевести стрелки на злобных
большевиков. Сам Петр Толстой не очень-то внятно попытался отыграть
ситуацию, - мол, он говорил о выходцах из черты оседлости, а не о
евреях, но большого впечатления не произвел. То ли мы не знаем, кто жил в
черте оседлости?
Можно понять, и попробовать объяснить суть спора. Исторически
евреи всегда были против Христа и церкви. Не всегда с одинаковым пылом,
не всегда одинаково рьяно, но всегда против. Еврейство - это
анти-церковь, и Иисус Христос - ее главный враг. Когда еврей крестился,
то его родные справляли по нем полный траур - как по покойнику. При виде
разрушенной церкви верующий еврей должен благословить Господа,
низвергнувшего сие. Самый любимый и популярный еврейский манускрипт
раннего средневековья - рассказ о блестящей победе Иуды над Христом.
Я
уж не говорю о более мрачных страницах средневековья - об убийствах
священников и о молитвах во имя скорейшего истребления христиан. Это
было давно, и сегодня касается лишь наиболее ретивых
иудеев-фундаменталистов.
Сегодняшние
евреи этих правил не знают, свинину едят, в синагоге не бывают и
молятся не часто. Навряд ли они осознают мрачную антихристианскую
традицию своих предков.
Но
неприязнь к церкви осталась. Она стала инстинктивной, ее смысл уже
неясен, но она унаследована как часть традиции. Было бы хорошо объяснить
современным евреям, во что верили их предки, и как они относились к
Христу и церкви, и почему. В двух словах - они конкурировали с церковью
Христовой, считали себя настоящей церковью, а христиан - самозванцами.
Они считали, что только у них есть доступ к Богу, а у гоев - нет. И
евреи, и церковь считали себя «Израилем», и претендовали на ту же корону
избранности.
Сегодняшние
евреи - и евреи 20-х годов - редко это понимали и редко об этом
задумывались, а поэтому не понимали и причины своей враждебности к
церкви. Провели бы с ними сеанс психоанализа - глядишь, они бы
перестроились, но проще бурчать об «антисемитизме». Евреи объясняют свою
враждебность церкви - гонениями на евреев или отсталостью церкви, но не
истинными причинами.
И
поэтому в 20-м веке евреи, отошедшие от своей древней традиции,
продолжают бороться с церковью, придумывая каждый раз другие объяснения.
А поскольку в обществе всегда есть элементы, противостоящие церкви,
евреи обычно находят себе место в этой среде.
В
20-е годы евреи - атеисты и коммунисты - участвовали в гонениях на
церковь, и возможно, составляли ядро антицерковного напора. Но евреи
равным образом выступали против католической церкви и во Франции конца
19 - начала 20 века, хотя коммунизмом там не пахло. В современной
Америке евреи участвуют, если и не ведут, в борьбе против молитв в
школе, против празднования Рождества и против христианских символов. А
уж американских евреев, капиталистов до мозга костей, в ленинизме не
заподозришь.
Коммунизм
не обязан быть анти-христианским, хотя так считают митрополит Иларион и
Емельян Ярославский. Были коммунисты, стремившиеся соединить эти две
доктрины - например, покойный Роже Гароди, ведущий идеолог КПФ, или
Геннадий Зюганов. Пока удельный вес евреев в компартии был большим, они
боролись против этой тенденции, но сейчас евреев-коммунистов осталось
мало, и вряд ли они могут повлиять на курс компартии.
Сегодняшние
евреи - борцы против возвращения собора церкви - это либералы, которые
унаследовали ненависть к церкви от своих отцов, так и не поняв ее
причин. Ленин тут ни при чем, да и черта оседлости ни при чем.
Так
что Петр Толстой сделал тривиальное замечание, мол, евреи борются с
церковью. Честные евреи ответили бы ему: «А то! Конечно, боремся, как
нас учили отцы и деды». А искренние евреи задумались бы, что заставляет
их, свободных людей, избавившихся от многих предрассудков, оставаться в
плену анти-христианских суеверий своих предков. Глядишь, отказались бы
от суеверий и поздравили своих православных соседей с возвращением
храма.
наче мы и дальше будем лепить ярлыки «антисемит» и «враг Христов», а это никому не нужно.