Как подтверждают на Иркутском авиационном заводе, 28 мая на заводском аэродроме этого уважаемого предприятия наконец-то состоялся первый полет нового российского пассажирского самолета МС-21-300 (название неслучайно переводится как «Магистральный самолет XXI века»).
И это первый российский «постсоветский» лайнер, созданный без так называемого «советского задела» и сделанный полностью по западным стандартам (других в мире, на сегодняшний день, увы, не существует: почему - спросите у Боинга, Эйрбаса и российских руководителей 90-х), с учетом мировых тенденций и реального спроса на отечественном и мировом рынке.
Почему это так важно.
Да потому, что всё было непросто: после тотального разрушения советского гражданского авиастроения иного было как бы сложно и ожидать.
По крайней мере, даже чисто технологически летные испытания опытного экземпляра, первоначально намеченные на II квартал 2016 года, уже были перенесены на текущий 2017 год. А получение российского сертификата и первая поставка заказчику самолетов МС-21-300 запланированы теперь только на конец 2018 года. При этом, к сожалению, первые экземпляры МС-21 будут оборудованы импортным двигателем Pratt & Whitney, и только в дальнейшем двигатель будет заменен на дорабатываемый сейчас отечественный ПД-14, который создается целой кооперацией предприятий «Объединенной двигательной корпорации» именно для МС-21. Разработка ПД-14 принадлежит конструкторскому бюро «Авиадвигатель», головным производителем выступает Пермский моторный завод. При этом, что безусловно важно, ПД-14 станет еще и родоначальником целой линейки моторов для самолетов. Его более мощные модификации на базе газогенератора, но с редукторным вентилятором (ПД-18Р) будут применяться на Ту-214, Ил-96-300 и Ил-96-400Т. Вариант двигателя меньшей мощности ПД-10 - на самолетах SSJ-100.
Но все это - пока только в будущем.
Пока же, к сожалению, только импортный Pratt & Whitney.
А между тем, в отличие от регионального Sukhoi SuperJet-100, МС-21 уже сейчас, на этапе строительства, весьма востребованный самолет. На данный момент портфель заказов составляет 285 самолетов, из них проавансированных заказов, по словам вице-премьера Дмитрия Рогозина, уже на сто восемьдесят пять машин.
При этом уже сейчас очевидно, что одним из главных и первым эксплуатантом отечественной машины станет российский «Аэрофлот», который и получит первый лайнер уже в четвертом квартале следующего 2018 года.
Но даже и это не самое важное.
Важно, - что он наконец-то все-таки полетел.
Потому как вместе с ним, фактически, одновременно по-настоящему поднялась на крыло целая новая/старая отрасль отечественной промышленности: российское гражданское самолетостроение. И тут в перспективе речь идет уже не просто о миллиардах долларов в российскую экономику и тысячах высококвалифицированных рабочих мест, но о гораздо большем.