Спустя менее чем сутки подал в отставку глава Бурятии Вячеслав Наговицын, возглавлявший республику с 2007 года. По его словам, принятое решение стало обдуманным шагом, к которому его никто не подталкивал.
В начале текущей недели уходы продолжились. В понедельник глава Новгородской области Сергей Митин (возглавлял ОГА с 2007 года) заявил, что складывает с себя полномочия губернатора, и тоже попросил президента дать ему «новое поручение».
Уже во вторник, 14 февраля, о досрочном сложении полномочий объявил губернатор Рязанской области 68-летний Олег Ковалев, стоявший во главе ОГА с 2008 года.
Ранее, в декабре-январе, Владимир Путин удовлетворил просьбы об отставке врио губернатора Калининградской области Евгения Зиничева и главы Адыгеи Аслана Тхакушинова.
Отметим, что ещё в ночь на 6 февраля газета «Ведомости» сообщила, что в ближайшие дни может быть сделано объявление об отставке порядка пяти губернаторов регионов. «Бывший федеральный чиновник и близкий к Кремлю собеседник рассказали, что это решение, по их словам, обсуждалось в управлении внутренней политики (УВП) на прошлой неделе. Под пристальным вниманием находятся Карелия (Александр Худилайнен), Рязанская (Олег Ковалев), Свердловская (Евгений Куйвашев), Новгородская (Сергей Митин) и Ивановская (Павел Коньков) области, а также Пермский край (Виктор Басаргин) и Бурятия (Вячеслав Наговицын): ситуация там непростая и требует скорейшего принятия решений, отмечает еще один близкий к Кремлю собеседник, оговариваясь, что замены ожидаются не везде», - писало издание.
Между тем источник «Интерфакса» во властных структурах сообщил, что «этот "черный список" верен лишь отчасти».
Экспертные оценки
Константин Сёмин: Не совсем понятны причины групповой отставки губернаторов. Давайте
заглянем в Национальный губернаторский рейтинг за 2016 год. С Вячеславом
Наговицыным из Республики Бурятия, ушедшим одним из первых, всё понятно
- перед уходом он действительно находился на последнем 85-м месте. Олег
Ковалёв из Рязанской области, покинувший пост сегодня - на 75-м месте.
Но самоотставившийся 13-го февраля Сергей Митин из Новгородской области -
на крепком 28-м месте, а ранее уволенный глава Пермской области Виктор
Басаргин вообще в лидерах - на 23-м месте. Что прикажете думать обо всём
этом?
Я могу так же, как и остальные, наблюдающие за этим процессом, только
гадать на кофейной гуще и с большей или меньшей степенью вероятности
что-то угадывать. Мне кажется, что мы наблюдаем сейчас явление, сходное с
тем, что происходит с воздушным шаром, когда он теряет давление,
начинает снижаться и те, кто пилотирует этот шар, выбрасывают за борт
мешки с балластом для того, чтобы поддержать высоту. Общее раздражение в
регионах социально-экономической политикой, которое проводится в
государстве, постепенно приближается к критической отметке. Хотя это
раздражение не показывают официальные социологические опросы, любой, кто
ходит по улице, кто хотя иногда выбирается в регионы, не может этого не
чувствовать. Я некоторое время назад вернулся из одной такой поездке,
походил по российской глубинке и я понимаю, что в некоторых местах (в
некоторых деревнях и некоторых городах) люди доведены уже до предела.
Конечно, в этом случае «губернаторопад» нужен для того, чтобы
продемонстрировать народу, что центральная власть видит и знает проблемы
и держит руку на пульсе. Необходимо раз в какой-то период времени
наказывать виноватых. Виноваты ли местные региональные власти, что наши
губернии, области, республики и края обременены сейчас, в изменившихся
экономических обстоятельствах, гигантским долгом? Многие из них прямо
неплатёжеспособны. В большом количестве регионов наблюдается
отрицательная экономическая активность, то есть - выражаясь простым
русским языком - спад, безработица. Наверное, местные власти в этом
виноваты тоже. Но в состоянии ли они переломить эту тенденцию? Думаю,
что это вопрос несколько иной компетенции, иного уровня ответственности.
Тем не менее, краткосрочный эффект, я думаю, на траекторию движения
нашего общего воздушного шара это воздействие на губернаторский корпус
оказать может. Способно ли это предотвратить снижение уровня жизни
народа и доверия к власти в целом? Думаю, что нет.
Давайте попробуем рассмотреть кое-какие конкретные версии отставок.
Прошла информация о том, что Элла Панфилова очень недовольна тем, как
прошли выборы в ряде регионов, и каким-то образом отставки могут быть
связаны с этим. Но нарушение на выборах у нас бывают только в сторону -
ради выдвиженцев от правящей партии. Неужели за это будут наказывать и
наказывают уже? Или, скорее, наказывают тех, кто недостаточно
поспособствовал успеху ЕР?
Можно предположить, что в преддверии самой важной избирательной страды,
которая ещё предстоит всем нам через некоторое время, будет предпринята
попытка как-то дисциплинировать региональную улицу и избавиться от
некоторых фрондёрствующих личностей, подготовить обеспечение высокого
процента на случай, если этот процент понадобится. В данном случае важно
не столько покарать тех, кто был недостаточно расторопен на предыдущих
выборах, сколько послать сигнал всему губернаторскому корпусу: нужно
действовать шустро и своевременно. Но насколько этот сигнал будет принят
региональными элитами и не приведёт ли это к противоположному эффекту?
Потому что в какой-то момент пусть и зависимые, пусть и назначаемые
региональные лидеры начнут один за другим показывать зубы, я совершенно
не уверен, к чему это приведёт. Особенно остро эти вопросы будут стоять,
конечно же, в национальных республиках, где так просто замена
руководителя не производится, где любое назначение, любая отставка
всегда является предметом сложных согласований и компромиссов между
разными фракциями как в местной элите, так и в московских коридорах.
Кроме того, иногда речь идёт о регионах исключительной стратегической и
экономической важности, где отставки, замены руководства могут быть
связаны вообще не с политической повесткой, а с какими-то частными
инфраструктурными или стратегическими, энергетическими проектами, по
которым принимается то или иное решение, вообще неизвестное публике,
решение, которое и не будет никогда публике известно. И здесь уже вообще
ничего нельзя предсказать, не обладая специальным для этого знанием.
Есть ещё одна версия, что убираются губернаторы тех областей и
республик, где особенно распоясался криминал. Но здесь тоже есть
вопросы. В ряде особо обласканных, неприкасаемых областей криминал
правит чуть ли не официально. Я не думаю, что изгнанные губернаторы
здесь как-то отличались в лучшую или худшую сторону. Опять же, чужая
душа, а уж тем более чиновничья душа - потёмки. И здесь я прогноза
точного не дам, расшифровать что-то наверняка не смогу. Но мне кажется,
что криминал криминалу у нас уже двадцать пять лет как рознь. И в
некоторых обстоятельствах криминал и власть у нас абсолютно неотличимы.
Мы взрослые люди, и удивляться тому, что где-то они друг в друга взаимно
проникают, давно уже не должны. По-моему, прошли те времена, когда
кого-то подозревали в связях с криминалом и за это могли каким-то
образом наказать. Коррупция, чрезмерное злоупотреблением своими
полномочиями, расходование народных средств на любимого себя, немереные
пачки денег, которые у кого-то периодически находятся - это уже в
представлении высоких кругов и широких масс не криминал, а обыденность.
Если же говорить об общей социально-экономической ситуации, которая
неминуемо и обязательно провоцирует рост уличной преступности, резкое
обострение криминальной обстановки, то это явление фиксируется,
насколько я могу судить, почти повсеместно. В столичных и сырьевых
частях России всё-таки сосредоточили капитал и какое-то количество
оставшихся точек занятости. А вот там, где безработица свирепствует, уже
давно, с начала экономического кризиса, ситуация поступательно и
неотвратимо ухудшается. Я думаю, что если наказывать всех региональных
лидеров, у которых вдруг упали показатели по борьбе с преступностью, то
нужно отправлять в отставку больше, чем половину из них. Так что и здесь
я не вижу однозначного объяснения массовым отставкам глав
администраций.
Мне кажется, что это сочетание факторов, которые мы сейчас перебрали, и
ни один из них не является определяющим. Здесь, безусловно, и общее
снижение доверия населения к власти, которое требует демонстративного
избавления от провинившихся. Это и падение уровня жизни в связи с
продолжающимся экономическим кризисом, являющимся, в свою очередь,
следствием неэффективной и иногда просто преступной экономической
политики правительства. И это, безусловно, нарастание противоречий,
напряжение внутри самой системы власти по всем направлениям - и по
горизонтали, и по вертикали. Поэтому мы видим очень простую ситуацию,
которая наблюдалась в нашей стране не раз, которая всегда связана с
обострением внешнеполитической обстановки или прямо, или косвенно,
которая раньше в классическом курсе политэкономии называлась обострением
классовой борьбы. У нас нарастает классовая борьба, увеличиваются
противоречия между группировками во власти и между классами в обществе. О
существовании противоречий мы потихоньку, за предпоследние тучные годы,
начали забывать, а они никуда не делись.