За «Когалымавиа» недоглядели: в чем вина Росавиации и почему потрясен Собянин

Бывший СССР 
0
2002
Время на чтение 8 минут

Трагическое крушение аэробуса авиакомпании "METROJET", более известной под брендом "Когалымавиа", стало самым крупным в истории российской гражданской авиации и уже вторым за время работы перевозчика. Четыре года назад в аэропорту Сургута сгорел Ту-154, принадлежавший "Когалымавиа", но в тот раз виновников ЧП так и не нашли. После первого ЧП прокуратура уличила перевозчика в нарушении правил безопасности, сейчас нашлись проблемы с финансами. Между тем сертификаты на полеты авиакомпаниям выдают госструктуры, они же обязаны контролировать исполнение всех требований безопасности.

Из данных авиакомпании "Когалымавиа" следует, что в парке перевозчика на сегодняшний день два самолета аэробус А320 и семь самолетов аэробус А321, один из которых упал после 20 минут полета. Парк был обновлен в 2009 г., еще до ребрендинга "Когалымавиа" и вхождения компании в международный туристический холдинг "Tourism Holding & Consulting" (2013 г.)

"Аэробус А320 и аэробус А321, составляющие основу самолетного парка компании METROJET, являются на сегодняшний день наиболее предпочтительными типами самолетов в сфере гражданской авиации. Экономичность в использовании горючего, экологическая и шумовая чувствительность делают эту модель наиболее востребованной (среди моделей данного класса) для авиаперевозок", - отмечают в компании.

рейс 9268, самолет, крушение, когалымавиа|Фото: bbc.com

Новый владелец авиакомпании пока только строит планы по покупке новых самолетов и расширению маршрутной сети.

Пассажирскими перевозками (в том числе, вертолетными) "Когалымавиа" (KOLAVIA) начала заниматься в 1993г. (в ту пору мэром города был нынешний столичный градоначальник Сергей Собянин). Совладельцами авиакомпании были структуры ЛУКОЙЛа, непосредственно ПАО и "Лукойл - Западная Сибирь". Напомним, основной задачей Собянина в свое время стало выстраивание отношений с нефтяной компанией, базировавшейся именно в Когалыме. Сотрудники компании летали на самолетах "Туполев" из аэропортов Сургута и Нижневартовска в различные города России, в первую очередь в Москву, а также в аэропорты Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону, Волгограда, Киева, Баку, Анапы, Сочи и Симферополя.

Базовым аэропортом "Когалымавиа" был хаб Сургута. И руководство Тюменской области (в лице, опять же, Собянина, уже на посту губернатора) строило наполеоновские планы по выращиванию в регионе конкурента "Аэрофлоту". Об этом Собянин заявлял в 2001 г., он планировал объединить авиакомпанию "Ямал", "Когалымавиа", "Тюменские авиалинии" и "Тюменьавиатранс" в одну авиакомпанию. Но авиахолдинг, который мог бы прописаться в Рощино, так и не был создан. Нефтяники тоже вышли из авиабизнеса в 2003 г., на сегодняшний день единственным владельцем "Когалымавиа" является "Западная авиационно-инвестиционная компания".

Потрясён произошедшим. Я приношу искренние соболезнования родным и близким погибших. https://t.co/IQGuc09q5T

- Мэр Москвы (@MosSobyanin) 31 октября 2015

О том, что Собянин не теряет интереса к бывшей вотчине, говорит и недавний его визит в Когалым.

Собянин, Алекперов|Фото: Накануне.RU

Впрочем, сейчас "Когалымавиа" базируется в "Домодедово", а из Югры "улетела" еще в 2011 г. В том же году, 1 января, в аэропорту Сургута загорелся двигатель у самолета Ту-154, принадлежавшего авиакомпании. Пожар перекинулся на салон, где находились 134 человека, включая членов экипажа. В результате трое погибли, остальных удалось эвакуировать.

Тогда транспортная прокуратура установила, что в авиакомпании нарушались требования авиационной и пожарной безопасности, за что к ответственности были привлечены должностные лица. Непосредственно по факту возгорания следователи возбудили дело по ч.3 ст.263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть более двух лиц). Удалось выяснить, что причиной пожара стал отказ системы электроснабжения воздушного судна в связи с возникновением перемежающегося короткого замыкания в области генераторов переменного тока. А вот причину короткого замыкания не нашли из-за того, что судно сгорело. Уголовное дело было закрыто.

A-321, когалымавиа|Фото:

Но даже после этого уход авиакомпании связывали не с трагедией, а с высокой конкуренцией в регионе - из Сургута активно летали "ЮТэйр" и S7, поэтому с регулярных перевозок "Когалымавиа" переориентировалась на чартерные. О технических проблемах (а на тот момент авиакомпания еще выполняла полеты на самолетах "Туполев") или финансовых речи не шло, рассказал Накануне.RU гендиректор аэропорта Сургута, депутат Евгений Дьячков. По его словам, во время своей работы в Сургуте перевозчик добросовестно исполнял обязательства.

В мае 2012 г. компания "KOLAVIA" произвела ребрендинг и получила новое название - METROJET. Год спустя она влилась в международный туристический холдинг TH&C и стала получать "подряды" на чартерные перевозки от туроператоров. 31 октября доставить из Шарм-эль-Шейха в Санкт-Петербург клиентов компании Brisco перевозчик не смог...

В причинах нынешнего крушения разбираются контролирующие органы, но о наличии проблем, как минимум, финансовых, можно сказать уже сейчас. В финансовых отчетах компании прослеживается рост долговой нагрузки с одновременным падением прибыли с 87 млн руб. до 2,4 млн руб. за 2014 г. Кроме того, авиакомпания должна 32,5 млн руб. Пенсионному фонду, исполнительное производство находится у московских приставов. Сегодня стало известно, что сотрудники авиакомпании месяцами не получали зарплату. Представители авиакомпании сегодня заявили, что на качество работы и обслуживание технопарка задолженность "Когалымавиа" не влияет. Напомним, ранее финансовые проблемы закончились отзывом сертификата эксплуатанта и фактическим банкротством "Трансаэро". Причем, основания для отзыва нашлись уже после внеплановой проверки Росавиации, перевозчик продавал билеты даже на 2016 г.

Бывший замминистра гражданской авиации СССР Олег Смирнов в беседе с Накануне.RU отметил, что "Когалымавиа", как и другие российские авиакомпании, создавалась и работала по установленным правилам, на соответствие которым перевозчика обязаны проверять государственные органы. На них лежит ответственность за нарушения, которые могли привести к трагедии:

ту-154, сургут, январь 2011|Фото: ru.wikipedia.org

Загоревшийся ТУ-154 авиакомпании "Когалымавиа" в Сургуте

"Все претензии надо предъявлять не к компании, а к государственным регулирующим органам, которые выдали сертификат, они обязаны проверять выполнение авиационных требований постоянно. Раз авиакомпания работала с 1993 г., значит, она, по мнению, госорганов, соответствовала сертификату. Раз соответствовала, причем здесь компания? Идет очередная проверка, это правильно. Комиссия обязана проверить, как учился экипаж, как он тренировался, она проверяет инженерный персонал, кто работает в менеджменте компании - социологи по образованию или авиаторы. Но качество воздействия государственного регулятора на эти процессы несистематичное, иногда даже непрофессиональное. Поэтому несоответствия обнаруживаются в ходе внеплановых проверок после ЧП, а не при системной работе. У госрегулятора есть право отозвать сертификат в случае несоответствия, если этого не случилось, но произошла трагедия по вине, предположим, авиакомпании, то спрашивать надо, в первую очередь, с госорганов, которые разрешали продолжать работу при наличии нарушений".

Впрочем, в "Когалымавиа" заявили, что причиной разрушения А321 стало и вовсе внешнее воздействие. А у СК приоритетной версии пока нет.

Сообщалось, что самолет, рухнувший в Египте, ранее имел повреждения в хвостовой части. Ранее, напомним, озвучивалась версия, согласно которой у самолета сперва отпал хвост - его обломки нашли в нескольких километрах от основного места аварии. Затем непристегнутых пассажиров стало буквально высасывать наружу, а самолет продолжая разрушаться канул вниз. Обломки борта разлетелись на 16 кв. км.

Разбившийся "Аэробус-321" эксплуатировался около 19 лет - это вполне допустимо в гражданской авиации, другой вопрос, как обслуживался самолет. Данный конкретный борт эксплуатировали авиакомпании стран ближневосточного региона. По имеющимся сведениям, это - Ливан, Турция, Саудовская Аравия, Сирия. Российская "Когалымавиа" приобрела его в 2012 г.

Отметим, что Ространснадзор уже поставил на якорь шесть самолетов "Когалымавиа", аналогичных разбившемуся в Египте. Airbus А-321 авиакомпании не будут допущены к полетам, пока не выяснятся обстоятельства крушения рейса 9268.

Напомним, Airbus А321 авиакомпании "Когалымавиа", на борту которого находились 224 человека, потерпел крушение 31 октября на Синайском полуострове. Самолет следовал из Шарм-эль-Шейха в Петербург. На борту самолета находились 217 пассажиров - жители Петербурга, Ленобласти, Карелии, Архангельской, Мурманской, Псковской, Новгородской, Тамбовской, Тюменской, Смоленской областей, Пермского, Красноярского и Алтайского краев, Удмуртии, республик Беларусь, Украина, а также семь членов экипажа - все они погибли.

Источник

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Бывший СССР
День памяти первого летчика-космонавта Ю.А. Гагарина
Сегодня, в день празднования Феодоровской иконы Божией Матери, мы вспоминаем русского героя Ивана Сусанина, генерал-майора П.Г.Жукова, ученого Н.А.Оболонского, композитора Б.А.Мокроусова, Героев Советского Союза Г.Я.Бахчиванджи и И.И.Гуляева
27.04.2024
«Братьям брат, с ухмылкою мечтательной, шлёт снаряд – летальный и летательный»
Русская словесность, несомненно, реагирует на военные действия, причем на разных уровнях и слоях
26.04.2024
День памяти Царя Бориса Фёдоровича Годунова
Сегодня мы также вспоминаем графа Г.Г.Орлова, медальера и скульптора графа Ф.П.Толстого и Маршала Советского Союза А.А.Гречко
26.04.2024
«Кэндо» под «ханами»
МИД недружественной Японии активизируют мероприятия «мягкой силы» на Дальнем Востоке России
25.04.2024
История России на духовно-политической карте
О творческом наследии Ивана Ильина
25.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Страх и подвиг
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 23:09
Иван Ильин как идеологическая мишень
Новый комментарий от РомКа
26.04.2024 23:08
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 22:25
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 22:15
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 22:06