«Трудно не заметить, как много внимания в данном выступлении Путина было уделено Европе»

В выступлении Владимира Путина перед российскими дипломатами сразу обращает на себя внимание два момента. Во-первых, президент подтвердил, что для защиты соотечественников за рубежом Россия готова «использовать весь арсенал имеющихся средств: от политических и экономических - до предусмотренного в международном праве гуманитарных операций права на самооборону». Фактически, Путин дал понять, что официальный отказ от применения вооруженных сил на Украине еще не означает, что Россия  готова забыть об этом инструменте давления на Киев. Вспомним, что вновь принять соответствующее постановление Совета Федерации не составляет труда. 1 марта 2014 года от соответствующего обращения президента до решения верхней палаты прошло менее суток.

Во-вторых, трудно не заметить, как много внимания в данном выступлении Путина было уделено Европе. В экспертной и журналистской среде не только России, но и всего бывшего СССР главный тренд последнего времени - обсуждение альянса между Москвой и Пекином. Между тем, «прочная российско-китайская дипломатическая связка» упоминается в выступлении Путина всего единожды, в одном ряду с отношениями России с Вьетнамом, Индией, Японией. А вот про ЕС говорится очень много: «всё больше европейских политиков и деловых людей понимает, что Европу просто хотят использовать в чьих-то интересах»; «когда я говорю «мы», имею в виду и себя, и моих коллег из Европы»; «Европа - наш естественный и важнейший торгово-экономический партнёр»; президент снова говорит «о едином пространстве от Лиссабона до Владивостока». Это не считая моментов, связанных с отдельными европейскими странами, например, давлении США на Францию в вопросе о «Мистралях». 

Такая расстановка приоритетов в выступлении Путина объяснима. Альянс между Москвой и Пекином пока не  так глубок, как кажется. Как писал еще древнекитайский стратег Сунь-цзы, «гегемон не гонится за союзами», и это правило взяли на вооружение его далекие потомки. Россию и Китай сближают общие экономические интересы и взгляды на ряд международных вопросов. Но, как России невыгодно вмешиваться во многие конфликты Китая (с теми же Вьетнамом или Японией), так и для КНР, например,  противостояние Москвы с Киевом - «чужая война»  Так, после референдумов в Донецкой и Луганской областях, заместитель  главы МИД КНР Чэн Гопин отметил, что «референдумы на Украине - это внутриполитические дела этой страны», а единственная жесткая в отношении киевских властей фраза в его заявлении - «о незаконном свержении законных властей в процессе беспорядков на Майдане». Китай заинтересован в экономическом сотрудничестве с Россией и новых возможностях для своих компаний в Крыму.

Но и Украину он терять не хочет. Тем более, что украинская сторона поставляет вооружения для КНР. Так, совсем недавно, в марте 2014 года, в рамках соглашений между Киевом и Пекином от 2009 года, на вооружение китайскими военными был принят первый малый десантный корабль на воздушной подушке проекта 958  «Бизон». Поэтому Путин не переоценивает существующую глубину альянса с Пекином. А может быть, и открыто дает понять китайской стороне (ведь мы говорим о публичных заявлениях Президента), что Россия  не будет только из-за давления Запада делать на Пекин  основную ставку, что предполагало бы еще большие уступки китайской стороне. 

Частые апелляции президента к Европе - это традиционная надежда Москвы на раскол между США и их европейскими союзниками. Здесь действия Путина тоже логичны - если есть шанс вести раскол между западными державами, его нужно использовать. И тактические расхождения между США и их партнёрами в континентальной Европе по той же Украине и правда имеются.

Но нельзя забывать: страны ЕС в отношениях с США давно ведут себя в стиле «домашних» подростков, иногда решающихся на «бунт» против родителей, но при первых же неприятностях бегущих к страшим родственникам с просьбой о помощи. Как показывает опыт, охлаждение между  ведущими игроками ЕС и их заокеанским союзником может быть более-менее длительным, но всё равно временным, не разрушающим их стратегического партнёрства.

 

Источник

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий