От Дворцов культуры к моллам, или Куда нас привело общество потребления

25.06.2014 3

Итак, техзадание к новой России уже сформулировано и сейчас пребывает в состоянии окончательного оформления и согласования. Государство возвращается в культурную политику и впредь обязуется участвовать в воспитании и просвещении своих граждан. Однако оформление проекта «Основ государственной культурной политики»  - лишь половина работы. Теперь его нужно начинать воплощать в жизнь, сокрушая при этом сопротивление старых квазикультурных систем.

Потребление и производство: схватка за людские души и разум

В зависимости от цели, которую ставят перед собой элиты, можно выделить два типа культурной политики по отношению к массам:

1. потребительский - массы являются потребителями культурных ценностей вне зависимости от того, разделяют ли их;

2. производственный - массы участвуют в оформлении запроса на культурные ценности и принимают непосредственное участие в их производстве.

Первый тип культурной политики является наиболее распространённым, легко усваиваемым массами и соответствует обществу потребления. Ключевым требованием к успешной интеграции локального общества в глобальное общество потребления является отказ элит от суверенитета и самостоятельной культурной политики.

Создание же общества, способного как участвовать в выработке культурного заказа, так и самостоятельно производить культурные ценности, требует не только желания элит, управляющих данным обществом, но и самой готовности масс отказаться от потребления как самоцели. Проще говоря, массы должны осознать всю пагубность воздействия на их сердца и души массовой культуры потребления и её «храмов» - торговых центров.

«Храмы» разных культурных политик: молл и Дворец культуры

«Храмом» квазикультуры общества потребления является торгово-развлекательный центр (молл) - место, куда ведут все дороги в городах, куда  на «службы» стекаются людские массы. Стоит понимать, что в крупных моллах, как правило, находится кинотеатр, а потому в отдельное заведение я их выделять не стану. Пастырями же в данных заведениях являются продавцы, консультанты и прочие увеселители. Впрочем, вход в молл открыт, как правило, тем, у кого есть деньги для приобщения к ритуалу массового потребления и увеселения. Остальным же приходится довольствоваться гламуром с телевизионных экранов и лоском глянцевых журналов. Именно потому в моллах все устроено так, чтобы их посетитель утрачивал чувство времени, полностью отдаваясь ритуалу потребления товаров и квазикультурных образов вечной красоты, молодости и роскоши.

Альтернативами моллу являются клубы и Дворцы культуры - места, где человек в состоянии реализовать свой внутренний потенциал не только в деле создания культурных ценностей, но и заниматься Человекостроением. Собственно Человекостроение есть процесс энергозатратный, предполагающий труд и наличие силы воли. Именно потому привлекательность Дворца культуры куда меньше чем у молла, однако ценность его куда выше. И самое время обратить наш взор на состояние наших Дворцов культуры и торгово-развлекательных центров.

Культуре - бой!

Крах СССР и последовавшая за ним смена типа культурной политики необычайно сильно ударили по отрасли Человекостроения, практически срубив под корень все достижения прошлых поколений в деле построения культурно самодостаточного общества.

Особенно сильно пострадали именно клубы и Дворцы культуры. Их сеть непрерывно росла, начиная с 1922 года (12,2 тыс. на старте процесса) и к 1987 году составила 21 тыс. городских и 117,5 тыс. сельских. Многим роль клубов и Дворцов культуры в реализации культурной политики сейчас покажется незначительной, однако это мнение ошибочно. В селах, отрезанных от театров и кинематографа, именно клубы и Дворцы культуры являлись местом, где люди приобщались к кинополотнам, встречали Новый год, участвовали в разнообразных кружках и занимались различной самодеятельностью. К 1985 году в клубах по всему СССР насчитывалось 726 тыс. кружков, которые посещали 12,3 млн. человек. Теперь же сеть данных заведений крайне сократилась. Любопытно, что лучше всего сеть клубов сохранилась в Белоруссии, Азербайджане и Таджикистане.

Кроме того, клубы играли роль просветительских учреждений. В 1975 году в них было прочитано  4 млн. 776 тыс. лекций, а совокупная аудитория слушателей составила 375,2 млн. чел.

Существенно сократилось количество посещений театров и снизился общий интерес к театральному искусству: в 1950 году театры посетило 68 млн. человек Теперь же театр  - удел культурной элиты общества, массы же довольствуются постановками шоу-политики и сериалами.

Сократилось количество выпускаемых кинофильмов, а их качество упало в разы. Аудитория кинотеатров сократилась в 50 (!) раз. Тираж журналов упал и вовсе фантастически: в 1988 году в СССР издавалось 6 млрд. экземпляров, теперь же их выходит в 17 раз меньше.

Практически полностью прекратила своё существование система пионерских лагерей. Скептики могут кивать на идеологическую компоненту их работы, но вместе с ней мы утратили также воспитательную и оздоровительную. В целом в санаториях, пионерских лагерях, домах отдыха в 1970 году отдохнули 18,9 млн. чел., а в 1980-м - 22,5 млн. чел. Теперь же детский отдых доступен далеко не всем.

***

Итак, мы определили два типа культурной политики и осознали, что получает общество по итогам работы заведений двух типов:

1. В случае ударного «труда» моллов на выходе получаем потребителя, легко управляемого и интегрируемого в общество потребления в качестве низового элемента, задача которого - потреблять то, что предлагают;

2. На выходе из модели производства культурных ценностей общество получало более-менее окультуренного человека, пусть и не без изъянов, но способного творить, учить и созидать. Примечательно, но этот человек был способен к активной мыслительной деятельности, пусть и зачастую ограниченной идеологическими рамками.

Теперь, когда мы знаем, что случилось с нашей моделью культурной политики и структурами, занимающихся её реализацией, самое время понять: есть ли будущее у моллов? Для этого обратимся к опыту их родины - США, а также рассмотрим, что делается у нас для восстановления разрушенной системы Человекостроения. Об этом - в следующем тексте.

 

Источник

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий