Премьер-министр ДНР Александр Бородай встретился с главным редактором «Свободной прессы» Сергеем Шаргуновым
С.Ш.: - Александр, как получилось, что именно вы возглавили правительство республики?
А.Б. - Так распорядилась судьба. По-другому я ответить и не могу. Просто в силу своих личностных характеристик я был готов взять на себя ответственность и выступить в этом качестве. Воспринимаю происходящее как подтверждение того, что история не закончилась, вопреки тому, что утверждают модные философы. Сегодня она творится на наших глазах. И самое важное, что это история моей родины.
С.Ш.: - Вы выпускник философского факультета МГУ, сын философа. Вспоминается идея Платона о том, что править должны философы. При этом, я знаю, вы воевали добровольцем в Приднестровье, защищали российский парламент в 1993 году. Каковы ваши взгляды?
А.Б. - Если говорить коротко и просто, я русский патриот. Считаю, что пространство русского мира в силу известных обстоятельств было искусственно сужено, его разделяют искусственно проведенные границы. Они разделяют людей русской культуры. Я убежден, что разница между жителями, скажем, Ростовской и Донецкой областей в существенной степени условна. Соответственно, свою задачу я вижу в том, чтобы защищать и поддерживать соотечественников. По сути, мы находимся на одном из первых этапов (особенно очевидно это стало после воссоединения Крыма с Россией) собирания русского мира, который был насильственно расчленен после геополитической катастрофы 1991 года.
С.Ш.: - Правда ли, что вы были лично знакомы с философом Львом Гумилевым? Можно ли говорить о том, что его творчество повлияло на ваши взгляды?
А.Б.- Я был еще ребенком, когда мне довелось общаться со Львом Николаевичем. Он часто гостил в нашем доме, а летом жил у моего отца на даче. Однажды там у него даже случилось что-то вроде мистического озарения, но о том случае я расскажу как-нибудь в другой раз - если все будет хорошо, может быть, напишу о Гумилеве эссе. С этим мыслителем у меня связано немало, пускай ранних, но драгоценных воспоминаний. Я высоко ценю его вклад в русскую культуру и науку. Безусловно, он оказал на меня влияние.
С.Ш.: - В таком случае можно ли рассматривать происходящее в Донецкой республике как всплеск пассионарности?
А.Б.: - Это подтверждает то, что русский культурный архетип далеко не исчерпал свою витальность. Как в свое время в Приднестровье, в Донецкой республике мы сталкиваемся с процессом самоорганизации русского мира, ответившего на бескомпромиссный вызов, который ему брошен. Этот процесс напоминает снежный ком, который разрастается в процессе движения. То, что происходит на Юго-Востоке Украины можно охарактеризовать как русское восстание. Русское в широком смысле слова - культурно, ментально, цивилизационно. При этом я хотел бы обратить внимание, что в движении сопротивления принимают массовое участие этнические украинцы. И этот процесс уже не остановить.
С.Ш. - На территории ДНР продолжаются боестолкновения. Как вы считаете, как долго будет продолжаться военная фаза конфликта и удастся ли республике отстоять свое право на самоопределение?
А.Б. - Думаю, что развязка уже близка. Т.н. «украинская армия» в ее сегодняшнем состоянии достаточно деморализована. Многие военнослужащие отказываются стрелять в своих. По большому счету, реально нам противостоят идеологически мотивированные противники из так называемой Национальной гвардии и боевиков из «Правого сектора». В такой ситуации принципиально важно, что ополчение как в Донецке, так и в Луганске поддерживает абсолютное большинство людей. Если бы мы не ощущали эту колоссальную поддержку, наши усилия были бы тщетны. В свою очередь, те, кто воюет против собственного народа, обречены на поражение. Безусловно, происходящее кровопролитие - страшное испытание для жителей Юго-Востока. Я очень надеюсь, что в ближайшее время оно прекратится.
С.Ш. - Игорь Стрелков ваш друг?
А. Б. - Да, друг.
С. Ш. - Как вы ощущаете его настроения? Насколько ему тяжело в окруженном Славянске?
А. Б. Конечно, он измотан непрерывной осадой, обстрелами, безостановочной войной. Но он бодр, поскольку, и это очень важно - настроен не на оборону, а на наступление.
С.Ш. - Как вы прокомментируете последнее заявление олигарха Рината Ахметова в контексте объявленного вашей республикой курса на национализацию?
А.Б. - Мы уважаем разные формы бизнеса. Не стоит представлять нас жесткими доктринерами, которые хотят построить военный коммунизм. Вместе с тем мы намерены созидать государство настоящей, не декларативной социальной справедливости.
Очевидно, что у Рината Ахметова есть свои большие интересы в регионе. А именно, сохранить свои активы и капиталы. И нынешняя ситуация для него, скажем так, некомфортна. Особенно, если учитывать, что этот олигарх имеет серьезные финансовые обязательства в виде взятых кредитов перед западными структурами. Но он должен считаться с позицией абсолютного большинства жителей ДНР и признавать волю народу, выраженную на референдуме. Как минимум, он должен исправно платить налоги, что есть обязанность любого законопослушного гражданина. Если он будет и дальше игнорировать этот очевидный императив, то ему придется об этом напомнить.
С.Ш. - Достаточно ли тех усилий, которые предпринимает Москва по политической и дипломатической линии для того, чтобы остановить кровопролитие или вы ожидаете большего?
А.Б. - Некоторое время назад я приезжал в Москву, где у меня прошли встречи на высоком уровне. Безусловно, я чувствую поддержку. Причем не только со стороны российских властей. Принципиально важно, что абсолютное большинство граждан России сочувствует и сопереживает соотечественникам. Не просто сочувствуют, но желают жителям Новороссии успеха в нашем деле. Несмотря на опасность, связанную с ожесточенным противодействием, в Донецкую республику прибывают все новые группы добровольцев из России. Эта широкая поддержка дает мне понимание, что мы выстоим и защитим русский мир.
С.Ш.- Как вы относитесь к назначенным Киевом президентским выборам, которые должны пройти уже в ближайшие дни? Примут ли жители Донбасса участие в этом голосовании?
А.Б. - В Донецкой и Луганской республиках эти выборы пройдут едва ли. В силу того обстоятельства, что абсолютное большинство граждан, проживающих на Востоке Украины, не видят смысла принимать участие в этом спектакле. В условиях продолжающихся боевых действий и реального раскола страны проведение подобных выборов не прибавит легитимности тем, кто осуществил государственный переворот в Киеве. Какие бы результаты не были объявлены по итогам 25 мая, понятно, что с нынешней т.н. властью ни Донецк, ни Луганск сосуществовать уже не хотят.