После вхождения Крыма в состав Российской Федерации первоочередной задачей как руководства РФ, так и крымского правительства является стабилизация экономической обстановки и ускоренное развитие региона уже как части России. И уже есть первые новости, позволяющие очертить направления развития экономики Крыма.
Новая туристическая Мекка
Туризм, несомненно, наиболее привлекательная отрасль крымской экономики. Она же наиболее прибыльная. Только в прошлом году полуостров посетили порядка 5,7 млн человек. Впрочем, в этом курортном сезоне граждан Украины в Крыму будет меньше обычного: кошельки жителей украинского материка серьёзно усохнут, а потому жителям Украины будет не до отдыха. Принятие же закона о статусе оккупированных территорий может и вовсе лишить жителей Украины возможности отдыхать в Крыму.
Зато количество отдыхающих из Российской Федерации должно существенно возрасти. Правительством изучается возможность организации доступного авиасообщения с Крымом. Также уже обещана помощь в восстановлении рекреационной инфраструктуры на полуострове. В первоочередном списке 17 объектов «Укрпрофздравницы».
Русланом Байсаровым анонсировано строительство курорта в Крыму. Курорт будет включать в себя гостиничный комплекс на 500 номеров, оздоровительный центр на 200 мест, спа-зону, несколько ресторанов, конгресс-холл, развлекательный центр, марину для яхт на 400 стояночных мест, крытый аквапарк, гольф-клуб. Проект создаст 1300 рабочих мест.
Сергей Собянин, мэр Москвы, в свою очередь, пообещал инвестиции из столицы.
Параллельно решено оживить детский Центр «Артек». В него «вольют» 200 миллионов рублей.
Сельское хозяйство
Вторым важным сектором экономики республики является сельское хозяйство. И если с виноделием проблем быть не должно, так как перед республикой теперь будут распахнуты двери рынка Таможенного союза, то проблемой продовольственной безопасности ещё только предстоит заняться вплотную.
Некогда более чем успешное птицеводство за годы пребывания Крыма в составе Украины серьёзно пострадало. Холдингу «Авангард» украинского олигарха Олега Бахматюка было явно не до развития крымского птицеводства. В результате ещё в 2012 году птицефабрика «Южная» (производительностью более 280 миллионов яиц в год) прекратила своё существование, успев подпортить жизнь окружающим населённым пунктам - без работы остались 250 жителей республики.
Осенью прошлого года министерство аграрной политики и продовольствия Крыма создало специальную комиссию по реанимации птицефабрики. Комиссию создало, но птицефабрику не реанимировало. Теперь это задача для новых республиканских властей.
Запуск столь крупного животноводческого объекта позволит потянуть за собой растениеводство и уйти от порочной практики выращивания зерновых в экспортных целях. Кроме того, местные аграрии получат огромные объёмы органических удобрений. К тому же рентабельность производства будет выше, чем у российских птицефабрик, благо климат на полуострове куда мягче, чем, например, в Курской области, следовательно, затраты на обогрев цехов будут несравнимо меньше.
Промышленность
В «наследство» от киевских властей республике достались 13 объектов военно-промышленного комплекса. Предприятия явно находятся не в лучшем финансовом состоянии, однако российским вице-премьером Дмитрием Рогозиным обещаны серьёзные заказы. Не должны обидеть новые власти судоремонтные и судостроительные заводы в Крыму: по всей видимости, с практикой ремонта кораблей Черноморского флота в Болгарии будет покончено.
Учитывая крайне плачевное состояние частей вооружённых сил Украины, расположенных на территории полуострова, у местных предприятий, специализирующихся на ремонте армейской техники, появится большое количество заказов.
Теперь же у крымской промышленности есть гарантии функционирования и развития.
Нерешённым остаётся вопрос с «Крымским титаном», ключевым предприятием Армянска. Завод принадлежит украинскому олигарху Дмитрию Фирташу, а потому национализация на него не распространилась. Впрочем, в свете дальнейшей судьбы Фирташа и возможного краха его бизнес-империи не стоит исключать национализацию предприятия. Вот только что с ним делать дальше - завод критически зависит от поставок украинского ильменитового концентрата. Ранее на покупку завода претендовала ОАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА», однако неясно, проявит ли она интерес в новых условиях? Ведь о поставках украинского ильменита, вероятно, придётся на время забыть.
Крымские стройки
Сдвинется с мёртвой точки ситуация с ремонтом и строительством инфраструктуры.
В Крыму есть ряд крупных проектов по строительству дорог на общую сумму около 6 миллиардов рублей:
1. Окружная дорога вокруг Симферополя с развязками и путепроводом за 2,42 млрд руб.;
2. Трасса Симферополь - Ялта через Ангарский перевал за 2,44 млрд руб.;
3. Расширение дороги Харьков - Симферополь со строительством новой развязки.
Мост через Керченский пролив без железнодорожных путей обойдётся минимум в 50 миллиардов рублей. Ныне же его решено сделать железнодорожным. Также рассматривается возможность строительства тоннеля под Керченским проливом, что существенно увеличит смету строительства. Впрочем, оно того стоит: путь из Херсона в Новороссийск сократится на 450 километров. К тому же по мосту и тоннелю могут быть проведены коммуникации для подстраховки полуострова в случае нестабильности на материке. Ориентировочный срок строительства - 3,5 года.
Реконструкция морских портов Крыма обойдётся примерно в 1,8 млрд долл. При этом большая часть этой суммы пойдёт на вывод грузовой части Евпаторийского морского торгового порта за пределы города на косу Южная озера Донузлав (1,36 млрд долл.). Рассматривается возможность строительства опреснительных установок и проведения работ по улучшению качества воды, в том числе очистке водохранилищ, а также по прокладке линий электропередач с территории Краснодарского края.
***
Крым в ближайшие годы ждут серьёзные перемены и масштабные стройки. Цель лишь одна: восстановление экономики региона и превращение полуострова в самодостаточный, не дотационный субъект федерации.
Основой экономики станут туризм, сельское хозяйство и промышленность. Развитие туристического бизнеса и повышение стандартов оказываемых на полуострове услуг позволит российским туристам расширить свой выбор - помимо посещения беспокойного знойного Египта и надоевшей Турции. Промышленность же сконцентрируется на производстве речных судов, модернизации армейской группировки, оставшейся в наследство Крыму от Украины и уже единого Черноморского флота. Общей базой для новой экономики полуострова станет учреждение в его границах особой экономической зоны, а также (возможно) создание целевой госкорпорации.
В общем, от Крыма в перспективе стоит ждать хороших новостей. Русскому Крыму предстоит в ближайшие годы наверстать всё то, что Украина не сделала за 23 года независимости.