Итак, многолетняя игра вокруг ядерной программы Ирана пришла к промежуточному решению. Подписанное в Женеве соглашение между «шестеркой» и Ираном не является окончательным. Это рамочный документ, определяющий принципиальные вопросы, которые стороны зафиксировали на будущее. Дальнейшая работа над соглашением определена как по времени, так и по конкретным вопросам.
Главное, что следует из «дорожной карты» - это,с одной стороны, признание права Ирана на производство уранового топлива для ядерных реакторов, а с другой - фактическое закрытие самостоятельных работ иранцев по тяжеловодным реакторам, а значит, плутониевому направлению ядерной программы. Прекращение работ по пуску и эксплуатации реактора IR40 в Араке означает, что будущие переговоры будут связаны с борьбой стран «шестерки» за концессии на строительство и поставку топлива по этому направлению ядерной программы. В общем-то, Франция, сорвав предыдущее заседание в Женеве две недели назад, уже начала эту борьбу.
Такая ситуация вполне выгодна всем - и Ирану, и странам «шестерки». «Шестерка» открывает для себя перспективнейший рынок, на котором возможно строительство тяжеловодных энергетических реакторов с поставкой топлива для них. Иран получает возможность балансировать на противоречиях внутри «шестерки», выбивая более выгодные условия и цены. При этом он оставляет за собой право самостоятельного развития урановой энергетической программы, что гарантирует определенную независимость от внешних поставщиков и политического давления.
Как ни странно, но такая ситуация выгодна и России. Формально она была монополистом на иранском рынке, но санкции не давали ей никакой возможности работать на нем. Раскрытие рынка и снятие санкций ведут к конкуренции, но наконец, дают возможность нормальной работы.
Раз есть выигравшие, значит, где-то неподалеку имеются и проигравшие. Их как минимум, трое.
Первой и наиболее проигравшей стороной, безусловно, является Саудовская Аравия. Соединенные Штаты цинично и грубо объявили любимой жене, что теперь ее место на заднем дворе гарема. Династия Саудов не может не чувствовать себя оскорбленной и брошенной, и теперь ее ждет раскол. Непримиримые будут делать все, чтобы доказать всем и себе, что мощь Королевства достаточна для того, чтобы прожить самостоятельно, не сгибаясь перед превратностями судьбы. Соглашатели постараются встроиться в ситуацию, оставив за собой право сладкой и привычной жизни. Этот раскол уже дает о себе знать, и его признаки чем дальше, тем больше станут проявляться. Однако когда именно он достигнет критической точки, сказать пока сложно. Ясно только, что долго ситуация зреть не будет.
Второй проигравший, естественно, Израиль. В отличие от Королевства, у него есть поле для маневра. США не готовы «сдавать» своего союзника и, скорее всего, не намерены этого делать. Ставка на Иран как на жандарма Ближнего Востока подразумевает наличие противовеса, способного контролировать аятолл. Израиль, будучи непримиримым врагом клерикального режима в Тегеране, подходит на эту роль как нельзя лучше. В отличие от Саудовской Аравии, Израиль обладает мощной армией, развитой высокотехнологичной промышленностью и мотивирован на выживание любой ценой. Поэтому именно Израиль способен притормаживать Иран в случае, если тот будет выходить за рамки дозволенного.
В каком-то смысле, и для России такая конструкция выгодна. Израиль нужен ей для той же цели. Иран под санкциями и Иран без санкций - это две совершенно разные страны. С Ираном у России есть разногласия, и вполне непростые. По разделу Каспия, к примеру. Уже поэтому, укрепление отношений с Израилем в такой обстановке выглядит логичным и взвешенным решением. Сирийская стратегия России в этом случае также становится важным элементом сдерживания Ирана. Присутствие России в Сирии дает нам возможность затруднять экспансию Тегерана в направлении ключевого для России европейского рынка.
Третий проигравший - это та часть американской элиты, которая противостоит Обаме. Тяжелое поражение, нанесенное её союзникам Израилю и Саудовской Аравии подрывает и их позиции. При этом противники Обамы уже наполовину потеряли Египет, вынужденный замещать выпадающее американское присутствие, договоренностями с Россией. Вчерашний конфликт между Египтом и Турцией, завершившийся взаимным отзывом послов, раскалывает позиции антиобамовской оппозиции в США. При этом, Турция все более посматривает в сторону России, и вновь за счет Америки. Для Обамы это выглядит вполне нормальными элементами его новой политики, но для его противников это практически катастрофа.
Для оппозиции Обамы в США наступают сложные времена. Она обязана предпринимать срочные и решительные шаги, чтобы исправить ситуацию, но пока они просматриваются только в нелегитимном поле. США именно сейчас отмечают 50-летие убийства Джона Кеннеди и обстоятельства, вынудившие американскую элиту пойти на этот шаг, во многом похожи на сегодняшние. Тогда Кеннеди тоже загнал своих противников в угол, отчетливо понимая опасность глобальных замыслов американских «ястребов» для Америки. Сегодня ситуация для современных «ястребов» выглядит куда как более напряженнее.
Новая конфигурация
Премьер Израиля Нетаньяху вполне ожидаемо негативно встретил сообщения о заключенном в Женеве соглашении между "шестеркой" и Ираном, назвав его исторической ошибкой. Однако диссонансом прозвучало вполне миролюбивое обращение президента Израиля своему иранскому коллеге: "Мы не враги друг другу, у нас есть возможность решить проблемы дипломатическим путём"
В данном случае вряд ли речь идет именно о диссонансе. По ключевому и стратегическому вопросу выживания Израиля любые разногласия уходят в сторону. И сейчас - как раз такой вопрос.Израиль на уровне правительства будет продолжать давление как на сам Иран, так и на США. Однако теперь ему придется учитывать изменившуюся ситуацию и предпринимать шаги по нормализации отношений с Тегераном. Собственно, ничего необычного - буквально сегодня США признали, что вели тайные переговоры с Ираном весь прошедший год. По сути, сегодняшнее соглашение было оговорено еще полгода назад, и все последующие действия по большей части носили характер прикрытия - не так просто развернуть общественное мнение на Западе и Иране, стремительно разворачивая свою политику. Скорее всего, поэтому Соединенные Штаты, начиная с лета этого года резко изменили свою практическую позицию и по сирийской проблеме. Она явно входит в комплекс достигнутых договоренностей. Именно поэтому Обама попал в катастрофическую ситуацию в сентябре, когда был подловлен Саудовской Аравией ее провокацией с химическим оружием в Восточной Гуте. Он просто не был готов - ни психологически, ни политически. Отсюда и его двухнедельное молчание во время кризиса и лихорадочный поиск хоть какого-то невоенного выхода из ситуации.
Теперь на очереди - сирийская "Женева-2". Тоже крайне непростая конференция, хотя рамочные соглашения "под ковром", скорее всего, уже достигнуты. В этот раз Обама, видимо, подготовлен к возможным провокациям гораздо лучше. По крайней мере, он уже не раздает налево-направо опрометчивых заявлений, за которые его можно ухватить.
Сирия, как можно понять логику Обамы, должна стать полем соперничества России и Ирана. Это не даст возможности России захватывать Ближний Восток, который вынужден искать новый баланс сил - как это уже делает Египет. С другой стороны, Иран тоже будет лишен возможности активно и бесконтрольно наращивать мощь "Хезболлы", так как Россия вполне очевидно пытается наладить отношения с Израилем и не заинтересована в наличии столь серьезной угрозы для него.
У России и Ирана есть общий враг в регионе - Саудовская Аравия, и здесь, скорее всего, Соединенные Штаты постараются сделать все, чтобы при любом развитии событий нефтяные поля Эль-Хасы остались под контролем дружественных им кланов династии. Целостность самой Саудовской Аравии для США перестает быть критически важной. Скорее, наоборот - если политические противники нынешней политики Штатов среди принцев будут лишены и власти, и доступа к нефти, они перестанут представлять угрозу. Пестуемые этой саудовской группировкой радикальные исламисты вышли из-под контроля США, и обуздание их становится серьезной проблемой. Решить эту проблему можно только кардинально - и вряд ли США будут противиться ликвидации этой угрозы.
Конечная конфигурация Ближнего Востока будет представлять из себя сложную смесь интересов сразу четырех крупных игроков - России, США, Ирана и Израиля. Наверняка Штаты рассчитывают контролировать регион через балансирование интересами своих "партнеров". Это непросто, но гораздо менее затратно, чем предыдущая политика силового присутствия. Окажутся ли российские и иранские дипломаты искусными настолько, что сумеют играть по своим правилам - вопрос, безусловно, открытый.