Лукашенко и Янукович: две школы дипломатии

В ходе встречи в Киеве глава Белоруссии продемонстрировал жесткий прагматизм в решении международных вопросов. Если украинский президент продолжал повторять мантру «европейского выбора», то белорусский президент откровенно не понимал, почему соседняя страна не входит в объединения, которые принесут пользу сразу, а не в обозримой перспективе. Впрочем, в отличие от европейцев, Лукашенко не стал поучать своего украинского коллегу, а постарался выжать из визита максимальную пользу для своей страны.

Пресса лает, караван идет

Проследить за визитом оказалось не так уж просто. Большую часть информационного потока Украины контролируют «демократические» СМИ, главной целью которых было высмеять самого белорусского лидера, «замылить» саму цель визита и итоги договоренностей. Вот и в этот раз СМИ больше интересовались сыном Лукашенко, чем целью его визита. Журналисты с удовольствием описывали очередную выходку полуголых активисток Femen, называли главу соседнего государства параноиком, диктатором, а сам визит расценивали не иначе как попытку России заманить Украину в Таможенный союз. По мнению «независимых» СМИ, белорусский лидер находится в международной изоляции, поэтому вынужден мотаться по странам СНГ, поскольку «цивилизованные» страны его не приглашают. Реакция подобных медиа, большинство которых финансируются из-за рубежа (с помощью грантов и владельцев из офшоров), красноречиво свидетельствует о том, что Запад не очень рад такому визиту.

Украина выбирает погранстолбы

На самом деле во встрече в Киеве была больше заинтересована Украина, которая хочет поскорей приступить к демаркации границы между двумя странами. Для того чтобы реализовать план действий визовой либерализации (ПДВЛ) с Евросоюзом, Украина должна провести делимитацию и демаркацию границ со своими соседями. Договор о государственной границе Украина и Белоруссия подписали еще в 1997 году, что открыло возможности для демаркации границы.

Однако парламент Белоруссии не спешил ратифицировать договор, требуя взамен решить вопрос долга украинских предприятий, накопленных накануне развала СССР. Отстаивая интересы своей страны, власти Белоруссии убедили Украину признать этот долг как государственный. На Грушевского долго упирались, однако с приходом к власти Виктора Ющенко с его курсом на форсированную евроинтеграцию украинская власть быстро пошла на уступки.

Официальный Киев признал долг в 134 млн. долларов, предложив Минску в качестве компенсации заплатить 69 млн. долларов из 180 млн. долларов, предусмотренных финансовой помощью ЕС на обустройство границ в рамках программы Восточного партнерства.

Украина готова была сделать Белоруссии скидки на экспорт электроэнергии, дать льготный тариф на транспортировку венесуэльской нефти по трубопроводу Одесса-Броды.

Как следствие, белорусский парламент в 2010 году ратифицировал соглашение о государственной границе 1997 года. Но стороны так и не обменялись ратификационными грамотами, поэтому договор 3 года считался недействительным.

Белоруссия не спешила заверять документ, ожидая, когда же Украина начнет выполнять свои обязательства. Вскоре отношения между странами ухудшились, во многом благодаря нашим европейским «партнерам». В 2011 году председатель Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу заявил, что не приедет на киевский саммит, посвященный 25-й годовщине Чернобыльской трагедии, если там будет Лукашенко. В итоге белорусского президента не пригласили. Он в долгу не остался, назвав Баррозу «козлом», а украинскую власть «вшивой».

Высокая цена евровиз

Чтобы уговорить Лукашенко подписать ратификационные грамоты и дать «зеленый свет» демаркации границ, экономическому блоку украинского правительства пришлось провести не один раунд переговоров со своими белорусскими коллегами.

«Сябрам» посулили в обмен конкретные выгоды в виде не обещаний, а подписанных договоров. Какие «барыши» получат белорусы за право украинцев осуществить новый шажок в «европейский рай», пока точно неизвестно. Стороны не афишируют всех своих переговоров, главы государств даже не провели совместную пресс-конференцию по итогам встречи.

Однако из просочившейся информации стало известно, что уступки все же немалые. Белорусам обещают льготные поставки украинской электроэнергии, белорусским грузам будет предоставлен льготный транзит. Украина готова будет закупать белорусскую сельхозтехнику по льготным условиям. Все эти договоренности вскоре будут закреплены межправительственным протоколом.

Как сообщают СМИ, Украина и Белоруссия также договорились о сотрудничестве в области военной промышленности.

Лукашенко «убил» несколько зайцев

Белорусская власть в Киеве продемонстрировала умение отстаивать национальные интересы, прежде всего, своих товаропроизводителей. Понять наших друзей-белоруссов можно. С одной стороны, Белоруссия - активный участник Таможенного союза и ЕврАзЭС, с другой - она соседствует со странами ЕС. Также страна замкнута в тисках членов ВТО, ведь в эту организацию уже вступила и Россия. Украина в этом году готовится подписать Соглашение об ассоциации с Евросоюзом, что может негативно отразиться на позициях белорусского экспорта в нашей стране.

По сути, Лукашенко убедил Януковича дать ему торговые преференции в случае дальнейшей интеграции Киева в европейское экономическое пространство. Украина получит столбики на границе и еще один шажок к бесплатным визам с ЕС, Белоруссия - экспортные контракты, льготные цены на электроэнергию и совместные производства на Украине. Сотрудничество в энергетической сфере, в частности обучение белорусских атомщиков и возможное участие Украины в строительстве атомной станции, позволит Минску дополнить сотрудничество с «Росатомом» связями с украинскими атомщиками.

Такие независимые методы работы Лукашенко очень не нравятся украинским СМИ, но почему-то весьма импонируют гражданам нашей страны. Согласно последнему опросу, его деятельность позитивно оценивает более половины опрошенных украинских респондентов.

Визы ценой территорий?

Урегулировав пограничный вопрос с Белоруссией, украинская власть, можно сказать, легко отделалась. Все же долг перед северо-западным соседом можно будет выплачивать не деньгами, а торговыми преференциями.

Из стран СНГ у страны остаются территориальные разногласия с Россией и Молдавией. Если с Москвой Киев еще в 2010 году подписал соглашение о демаркации сухопутной границы, то вопрос дележа морской границы до сих пор не отрегулирован. Кремль предлагает делить Азовское море наполовину, Украина предлагает делить его по советским границам, что фактически лишает Россию выхода в Черное море через Керченский пролив.

Остаются нерешенными приграничные вопросы с Приднестровьем и Молдавией.

Однако наибольшую опасность для территориальной безопасности Украины представляют переговоры о государственной границе с Румынией. Эта страна в 1994 году денонсировала аналогичный договор с СССР, тем самым оставив за собой право на территориальные претензии к Украине.

Перед вступлением в НАТО и ЕС Румынии надо было решить все свои территориальные споры, поэтому в 2003 году Киев и Бухарест подписывают договор о госгранице сроком на 10 лет, срок которого истёк в 2012 году.

Таким образом, уже в этом году Румыния может отказаться пролонгировать договор и выставить новые претензии к границам. В 2009 году мы уже уступили румынам большую часть спорной акватории вокруг острова Змеиный, теперь можем потерять новые территории, если на кону нашей дипломатии будет евроинтеграция, а не национальные интересы.

Вскоре мы увидим, какая дипломатия больше по душе Януковичу: ту, которую вел его предшественник Ющенко, или какую ныне ведет его коллега Лукашенко.

Источник

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий