В понедельник, 8 апреля, в Скопье Блаженнейший Архиепископ Охридский и Македонский, митрополит Скопский Стефан встретился с иерархами Константинопольской и Элладской Православных Церквей – митрополитом Имвроса и Тенедоса Кириллом и митрополитом Дидимотихским Дамаскином, сообщил тлг-канал Центр «Хризма».
Авторы материала не исключили, что греческие митрополиты и Владыка Стефан обсуждали условия получения Церковью Северной Македонии томоса об автокефалии от Константинопольского патриархата. Именно этот вопрос является ключевым в повестке отношений между Македонской Православной Церковью и Фанаром.
Позже митрополит Имвросский Кирилл дал пространное интервью македонскому каналу «360 Степени», в котором бесцеремонно заявил, что томос, который Патриарх Сербский предоставил Македонской Церкви, «является провокацией и позором».
Как сообщает тлг-канал «Правблог», представитель Константинопольского патриархата нахально назвал Предстоятеля Сербской Церкви наименее значимым из всех Патриархов и оценил его действия по дарованию автокефалии МПЦ как «большое преступление», а соответствующий документ – как «липовый», «фальшивый томос».
По словам фанариотского митрополита, в вопросе Македонской Церкви «сербы действовали по указанию РПЦ», которая «хотела сохранить своё влияние» в балканском регионе. Именно после «отмашки из Москвы», строит конспирологию митрополит Кирилл, СПЦ «тайно, за спиной Константинопольского патриархата», урегулировала все вопросы с МПЦ и быстро предоставила ей автокефалию. Будто Македонская Церковь не была частью Сербской, и этот вопрос не обсуждался на протяжении нескольких лет.
Однако, по мнению фанариота, это принципиально не решило «македонскую проблему», поскольку МПЦ, мол, до сих пор не является автокефальной, ибо ей «навязывают решения из Москвы и Белграда». Вот так: сербы, считают, что МПЦ автокефальная, сами македонцы считают, а вот греки уверены, что проблема не решена.
Всё это говорится с одной целью, чтобы выставить условие получения томоса «реальной автокефалии» от Фанара, и условие это не скрывается – признание «ПЦУ» и вступление с раскольниками в евхаристическое общение.
Если уместно использование понятия «великодержавный шовинизм» применительно к церковным вопросам, то это тот самый случай: митрополит Имвросский Кирилл демонстрирует самый настоящий фанарский шовинизм, пытаясь совершенно бесцеремонно вмешиваться во внутренние дела других Поместных Церквей, пытаясь диктовать правила поведения и откровенно шельмовать Русскую и Сербскую Православные Церкви, которые они лицемерно называют «братскими».
Впрочем, эти наглость и бесцеремонность митрополита Кирилла понятны, они связаны с тем раздражением, которое присутствует на Фанаре в связи с тем, что патриарху Варфоломею так и не удалось реализовать два своих главных проекта – заставить всех православных признать Критский собор, который должен был де-факто признать его «восточным папой» и признать в православном мире раскольническую ПЦУ.
Большинство Поместных Православных Церквей отказались признать законность украинских раскольников и тем самым отвергли притязания «восточного папы Варфоломея» вмешиваться в дела других Православных Церквей.
Поскольку проекты Фанара провалились, митрополит Имвросский Кирилл и был послан для того, чтобы продавить, как грекам кажется, самое слабое место – Македонскую Православную Церковь, только недавно получившую автокефалию от Сербской Матери-Церкви.
Как известно, Македонская Церковь долгое время была частью Сербской. Однако после того, как распалось государство Югославия, в результате чего появилось государство Северная Македония, местные македонские архиереи и духовенство потребовали отделения от Сербской Православной Церкви. Впрочем, внутри Македонской части Церкви давно существовали намерения отделиться от Сербской Православной Церкви. Сербы долго не хотели признавать македонскую автокефалию, были взаимные отлучения от Церкви, острота порой зашкаливала, но, наконец, Сербская Церковь сочла за благо мирно разойтись с Церковью Македонии.
Однако, когда Македонская Православная Церковь получила томос от Сербской Церкви, это вызвало недовольство на Фанаре, ведь Константинопольский патриархат считает, что только он имеет право давать томосы на автокефалию другим Православным Церквям. И после этого началась странная возня вокруг этой проблемы со стороны Фанара. То патриарх Варфоломей заявит, что он готов предоставить томос и вопрос носит чисто технический характер, то говорится о каких-то трудностях и выдвигаются разные условия. Теперь понятно, что главным условием предоставления томоса для Македонской Православной Церкви со стороны Фанара является признание раскольнической ПЦУ.
Однако грубое и бесцеремонное интервью митрополита Кирилла свидетельствует о том, что его миссия провалилась – ему не удалось добиться поставленной задачи: заставить священноначалие Македонской Православной Церкви признать раскольников из ПЦУ.
И это главное, что произошло на переговорах в Скопье.
Редакция «Русской народной линии»