«Несмотря на всю разность наших музыкальных индивидуальностей, мы идём по одной дороге, и я, со своей стороны, горжусь иметь такого спутника» П.И. Чайковский о Н.А. Римском-Корсакове
В марте текущего года вся российская и мировая музыкальная культура отмечает 180-летие со дня рождения одного из мировых гениев музыки, русского музыкального гиганта, славного композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова.
Творчество Николая Андреевича Римского-Корсакова – уникальное явление в истории русской и мировой музыкальной культуры. В своих произведениях он объединил все виды музыкального жанра, смог создать образы сложнейшего для России исторического периода, предсказать грядущие перемены и сатирически вскрыть тяжелейшие язвы русского общества.
«Это композитор, который осуществил связь времен в русской музыке. Его творческий стиль перекинул мост от заветного глинкинского периода к Русскому Двадцатому веку, к поколению Стравинского, Прокофьева» (С.М. Слонимский).
Музыкальное наследие Римского-Корсакова многогранно и колоссально: 15 опер; 3 кантаты: («Свитезянка», «Песнь о вещем Олеге», «Из Гомера»); программная симфоническая музыка: («Антар» - в др. редакции вторая симфония, «Испанское каприччио» , «Шехеразада» , «Светлый праздник»); 3 симфонии, симфониетта, концерт для ф-но с оркестром, Фантазия для скрипки с оркестром, Увертюра на темы трех русских песен, Сербская фантазия, 79 романсов, вокальные ансамбли, хоры, духовная музыка; камерно-инструментальные сочинения; два сборника обработок русских народных песен а также литературные и научные труды.
Это – потрясающее наследие Римского-Корсакова и в русской, и в мировой культуре!
В раннем детстве Николай хотел был мореплавателем. Поэтому отец и отдал его на обучение в Морской кадетский корпус.
Н.А.Римский-Корсаков в молодости
Свои музыкальные способности юный Николай обнаружил уже в 3 года. Он точно попадал в ноты. А в 11 лет стал сочинять первые свои музыкальные работы. И хотя ранний Николай не любил музыкальные занятия, его учитель посоветовал ему самостоятельно заниматься музыкальным самообразованием и сочинительством. А потом познакомил его с Балакиревым. Из этого знакомства и вырос великий музыкальный коллектив, именуемый «Могучая кучка», являющийся гордостью и славой Русского Отечества!
Н.А.Римский-Корсаков мог сочинять музыку без музыкального инструмента. Так, опера «Сервилия» была сочинена композитором, во время морского путешествия с супругой, когда под рукой не было фортепиано.
Н.А. Римский-Корсаков – первый композитор, который сочинял «музыку моря», мог передать морские красоты звуком музыки. Его так и называли «музыкальным моренистом».
Великий композитор мог передавать краски цветов в музыке. Он имел настоящий «цветной слух». Композитор утверждал, что у музыки есть цвета, и каждой мелодии соответствует определённый цвет. Например, ми-мажор, в котором написаны все его «морские» произведения, он рассматривал как «синюю» тональность.
В великом творчестве Римского-Корсакова имеются сочинения и на религиозные православные темы. Это доказывает присутствие в его творческом культовых произведений, использующихся и поныне в богослужебной практике, например, Литургии Св. Иоанна Златоуста «Милость мира…»
Фото: Н.А. Римский-Корсаков «Милость Мира…» Ноты
Н.А. Римский-Корсаков был также и великолепным дирижером, и виртуозным пианистом.
И. Кунин. Портрет Н.А. Римского-Корсакова за фортепиано
Во всем этом музыкальном многообразии его главным жанром стала опера. Именно в опере раскрылась оригинальность его языка – настоящий кладезь интонационных, гармонических, ладовых находок. Ему хотелось уйти от рамок, хотелось вместить все богатство в одно творение.
«В каждой новой вещи я ищу сделать что-нибудь новое для меня», – читаем в одном из его писем к С.Н. Кругликову: «С одной стороны меня толкает на это мысль, что таким образом дольше сохранится свежесть и интерес, с другой - побуждает к этому самолюбие, которому хочется, чтобы если не все, то многие стороны, приемы, настроения, стили и т.д. были доступны. Не хочется заключать себя в пределы, предначертанные Стасовым, Цезарем, Балакиревым и другими. Даргомыжский – речитатив, Мусоргский – народ, Корсаков – фантастика, Кюи – за сердце хватающая драма, Бородин – богатырская сила и т.д. Неужели так уж этому и покориться, так уж этому и следовать? Да ведь это наскучит! В душе я большой эклектик. Ищешь разнообразия, а тем не менее замечаешь, что не избежишь каких-то замкнутых кругов; но эти круги не те, которые чертятся Стасовым, Цезарем, Балакиревым».
Римский-Корсаков был настолько талантлив, что Петербургская консерватория предложила ему занять должность преподавателя музыки, хотя у него даже не было музыкального образования.
Н. А. Римский-Корсаков в кабинете
Петербург, Загородный пр., 28
4 марта 1897 г.
Н.А. Римский-Корсаков – 26-й по частоте исполнения оперный композитор в мире. В каждом сезоне постановки его опер показываются сотни раз. Самая исполняемое произведение – «Царская невеста», она входит в сотню самых популярных опер мира.
Санкт-Петербургская консерватория, в которой более 35 лет преподавал Н.А. Римский-Корсаков, сейчас носит его имя.
С.-Петербургская Консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова
Мариинский театр чтит исторические связи с произведениями Римского-Корсакова. В репертуаре театра постоянно исполняются оперы и балет великого маэстро.
У Н.А. Римского-Корсакова было 4 сына и 3 дочери. С каждым ребенком он занимался глубоко и лично.
Дети Н.Н. и Н.А. Римских-Корсаковых: Андрей, Владимир, Надежда, Софья, Михаил Петербург, 1897 г.
Н.А. Римский-Корсаков являлся и основоположником композиторской школы. Он был педагогом у около двухсот будущих композиторов, дирижеров и музыковедов. Его последователями были великие Гнесин и Стравинский.
Игорь Стравинский и Н.А. Римский-Корсаков. Фото начало 1908 г.
Основные мелодии Н.А. Римского-Корсакова, востребованные кинематографом – «Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане» и «Ария индийского гостя» из «Садко». Музыка композитора звучит более чем в полутора сотнях фильмов.
Сцена из оперы «Садко» Большой театр.
Советский фильм 1953 года «Римский-Корсаков» – единственный фильм о жизни великого композитора. Он был снят на киностудии «Ленфильм».
Н.А. Римский-Корсаков прожил не слишком много, 64 года. Значение личности Римского-Корсакова и людскую любовь к «самому народному из всех русских композиторов» подчеркнули его похороны. 21 июня 1908 года проводить великого художника к месту его последнего упокоения на Новодевичьем кладбище пришли тысячи петербуржцев. В 30-е годы 20 века останки гения перенесли в Александро-Невскую Лавру.
Похороны Н.А. Римского Корсакова в С.-Петербурге, июнь 1908 г.
Памятник Н.А. Римскому-Корсакову в С.-Петербурге
Бесспорно, Николай Андреевич Римский-Корсаков был, есть и будет на века славой и гордостью России, великим русским и мировым музыкантом и композитором, внесшим свой бесценный вклад в русскую и мировую музыкальную культуру!
Царство ему Небесное!
Составил Владимир Николаев