«Давайте кратко поговорим о молитве. Это великое искусство, это наука из наук, искусство из искусств. Всю жизнь нужно учиться молиться. Иногда человек проводит долгие десятилетия в попытках научиться призывать имя Господа внимательно, со страхом и благоговением», - пишет в тлг-канале настоятель Храма Троицы Живоначальной в Хохлах, проповедник и миссионер, телеведущий митрофорный протоиерей Андрей Ткачев.
«Иногда Божьим сверлом сердце просверливается в одну секунду, и оттуда бьет фонтан молитвы, как это было, например, у тонущего Петра, когда не было времени и возможности книжку взять в руки, встать на колени, лампаду зажечь. Тонет человек. И он кричит: "Спаси меня, погибаю"! Вот такая молитва погибающего человека. Или разбойник, например, на кресте: "Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем". Или мытарь в храме, бьющий себя в грудь: "Божией милостью буди ми грешному"! Это все краткие молитвы, которые вырываются из человека протуберанцами, как гейзер, такой горячий кипяток вырывается из недр человеческой души. Это такая просьба к Богу», - отметил священник.
«Но лучше не ждать беды, чтобы беда заставила нас молиться. Лучший учитель молитвы – это беда. Когда беда приходит, приходит болезнь, начинается молитва об исцелении, приходит страх, начинаться молитва о спасении», - добавил он.
«Приходят неприятности с детьми, начинается молитва о детях. Но я бы не хвалил этот вид молитвы, потому что все-таки нужно молиться до болезни, до нужды, до беды, до смерти, до опасности, до разлучения души с телом. То есть нужно молиться Богу, потому что Он есть, и нужно общаться с Ним», - подчеркнул о. Андрей.
«Василий Великий определяет несколько видов молитвы. И первую, полагает он, молитву хвалебную. Бога нужно хвалить, в храмы нужно приходить для того, чтобы Бога хвалить. Заканчивается Псалтирь хвалебными псалмами 148, 149, 150. Мы читаем их на утренней. Начинается псалтырь откровением о том, как надо жить. Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых, но в законе Господня воля его, и в законе Господнем получится день и ночь. Он будет похож на дерево при потоках, которое лист не потеряет и плод принесет», - напомнил он.
«Это начало Псалтири. А в конце Псалтири к чему приходят? К тому, что хватить надо Господа. Хвалите Господа, хвалите Его, змеи, бездны, огонь, град, все хвалите Господа. Человек настолько расширяет свою душу, что он желает, чтобы вся вселенная превратилась в храм, а он, человек, стал в этом храме священником. Это, собственно, есть цель творения человека. Мир – это храм, а человек в нем священник. И первое, что нужно делать в отношении Господа Бога, это хвалить Его. Хвалим, благословим, благодарим, поклоняемся, то есть хвалите Господа больше, нежели просите у него чего-нибудь», - подчеркнул батюшка.
«Очень важно, что молиться нужно всегда как грешник. Нельзя молиться как праведник, потому что праведность наша лжива, праведность наша мнима, праведность наша дырявая. Надо молиться Богу как грешник, то есть хвалить Бога, но не забывать, что грешен, испрашивать у него прощения в грехах своих. А потом проси у Бога, проси чего хочешь. Проси для дочки мужа, замужней дочке детей и верного жития супругам, чтобы не разводились, не дрались, не ругались, сыну живым и здоровым вернуться из армии, допустим, выплатить ипотеку. То есть проси у Бога, потому что все, что нам нужно, у Него есть. Бог богат всем, у Него все есть. Ему ничего не жалко. Только Он дает дозировано тому, кому надо и вовремя. Ну, наконец, когда ты получаешь просимое, ты должен поблагодарить. Кто бы ты был такой, если ты, например, просишь у Бога помощи, а потом Бог тебе дает ее, а ты потом не благодаришь его, то есть благодарить нужно. Итак, хвали, кайся, проси и благодари после получения просимого. Вот четыре вида молитвы, которые определяют, насколько мне память не изменяет, Святой Василий Великий», - продолжил священник.
«Теперь еще одна очень интересная вещь. Когда начнешь хвалить, заканчивай покаянием, а когда начнешь каяться, заканчивай хвалой. Проиллюстрирую вам простейшими, очень важными, мне кажется, примерами. Псалом Покаянный написал Давид после того, как он был дважды ранен двумя стрелами: прелюбодейства и убийства. Значит, он убил и спал с чужой женой. Потом он это все понял. Это ему Нафан сказал, он это все на себя примерил, эти обличительные слова, и начал омывать слезами ложе свое. Вот псалом, родившийся из покаяния: "Помилуй меня, Боже, по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое". Он кается, кается, кается, кается. А потом в конце говорит: "Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся". Внимание. То есть Давид, убивший и сблудивший, говорит: "Я научу беззаконных путем Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся". Я извиняюсь, царь Давид, ты сам-то кто? Ты же сам нечестивый. Ты же сам убийца и прелюбодей. Ты еще кого-то собираешься учить. Ты собираешь нечестивых: "Приди к Богу". А ты сам что натворил? Вроде бы так. На самом деле великая мудрость здесь открывается. Он начинает с покаяния, а потом постепенно сердце его разгорается теплотой все больше и больше, до горячего доходит уже состояние сердца, и он говорит: "Я, Господи, Тебе все сделаю"», - подчеркнул протоиерей.
«А что Богу самое нужное? Это возвратить грешников с грешных путей. "Я нечестивых к Тебе обращу, научу беззаконных путям твоим". То есть он заканчивает, по сути, обещанием Богу быть проповедником и учителем многих, понимаете. Так и Петр слышит от Христа в ответ на покаяние повеление пасти овец моих. Это для Господа очень ценно. Вот он начинает с покаяния, а заканчивает хвалой, и там он уже говорит про стены иерусалимские, про жертву тайную», - заключил протоиерей Андрей Ткачев.
1.