Господь щедро одаривает верных Ему людей

Проповедь в день памяти святителя Спиридона Тримифунтского

Основы православной культуры 
0
131
Время на чтение 5 минут
Фото: предоставлено автором

Как же всё-таки изменился мир?! Слишком уж сегодня разителен контраст между богатыми и бедными. И если раньше труд человека не только не осмеивался, но даже и воспевался в песнях и сказках, то теперь им пугают неуспевающих учеников. «Не будешь учиться – будешь коровам хвосты крутить, двор подметать, на тракторе пахать и т. д.» Вот ведь ужас! Ребенка с детства стараются уберечь от физического труда, и это приводит к катастрофическим последствиям. Мальчишки боятся испачкать руки, не умеют копать и даже просто забить гвоздь. А девочки растут неряхами и белоручками, не умеющими готовить еду и содержать дом в чистоте. А случись завтра какой-нибудь сбой, и лишенные цивилизационных благ дети в ужасе будут метаться от незнания как дальше жить.

А теперь перенесемся примерно на полторы тысячи лет назад. Чистый горный воздух наполняет наши легкие. Этот воздух пьянит. Солнце светит ярко, но не обжигает. Все сглаживает морской ветер. Мы находимся на горной вершине Кириния, которая практически полностью покрывает небольшой средиземноморский остров Кипр. Здесь, в северном селении Ассия (Аския), в 270 году на свет появился мальчик, которому дали имя Спиридон («Σπυρίδων» – с греческого языка переводится как «сильный», «надёжный»). История не сохранила нам имён родителей Спиридона. Мы знаем, что они были простыми крестьянами. Но их сын, будучи столь незнатного происхождения, тем не менее, стал одним из самых знаменитых святых в христианской Церкви.

Спиридон вообще не получил никакого образования, но от природы имел живой ум и добрую душу. Начиная с юношеского возраста, он пас овец и коз и этим помогал своим родителям. То есть перед нами обычный пастушок в грубой шапочке, сплетенной из ивовых прутьев, в котором вряд ли кто-нибудь смог тогда разглядеть будущего святителя. С детства мальчик обладал добрым и покладистым нравом. Он искренне проявлял заботу обо всех нуждающихся и делился с ними всем, чем мог и владел. Но это отнюдь не означает, что так относился ко всем без разбору. Второй его чертой было обостренное чувство справедливости. Спиридон категорически не переносил ложь и обман, всячески порицая эти пороки. В жизни ему очень повезло, он нашел себе равную ему по сердцу и уму спутницу жизни, которая подарила ему прекрасную дочь – Ирину.

Спиридон продолжал заниматься выпасом скота, но не забывал и о Боге. Каждый выходной он вместе с семьей отстаивал долгие службы, пел в хоре и помогал священнику на требах. Все прихожане были наслышаны о добродетелях Спиридона и потому любили его и обращались к нему за советами. Удивительное дело, образованные люди жаждут услышать совет от необразованного пастуха. Разве такое встретишь сейчас?

Вскоре случились два печальных события. В селе началась эпидемия, которая унесла жизни многих людей, в том числе супруги Спиридона, священника прихода и епископа близлежащего города. Оплакав погибших и предав их христианскому захоронению, люди стали думать, кого им поставить во главе церкви. Да, тогда такое еще было возможным. Люди сами себе избирали священников и епископов. Прекрасно отдавая себе отчет в том, что Спиридон не книжный человек, но, безусловно, человек Божий, они упросили его принять священный сан. Предложение было настолько искренним и убедительным, что даже скромный Спиридон не смог ничего возразить своим согражданам. И вот простой пастух избирается епископом города Тримифунт (Треметусия) («Τρεμετουσιά»). Но даже будучи епископом, он продолжал работать пастухом и тем самым обеспечивал себе заработок, чтобы никто не говорил про него, что он кормиться за счет других.

Церковное служение Спиридона выпало на период царствования двух римских императоров – Константина Великого и его сына Констанция. Это был сложный период истории Церкви. Вся страна была расколота ересью пресвитера Ария, который учил, что Христос не может быть равным Отцу, и потому должен называться не Сыном Божиим, а Его творением. Арий был образованным человеком, ведь он служил в Александрии Египетской, которая издревле славилась своими библиотеками и философскими школами. В своих трудах он убедительно доказывал свою правоту. Император Константин был вынужден созвать Собор в 325 году, который станет первым Вселенским, на котором и должна была решиться судьба будущего христианской церкви. В город Никею прибыло 318 епископов, которым в богословских диспутах предстояла решить, какой истины должна придерживаться Церковь. Из всех этих епископов, лишь несколько твердо исповедовали православное учение, остальные были либо в ереси, либо сомневающимся. Среди этих исповедников особо можно отметить следующих: епископа Александра Александрийского, его секретаря – диакона Афанасия (будущего епископа Александрии), епископа Осию Кордубского (Кордовского), епископа Спиридона Тримифунтского, и епископа Макария Иерусалимского. Первые два были прекрасными знатоками Писания и богословия. Они выступали всегда с текстовыми обличениями ереси. Остальные были великим подвижниками веры, и их доказательство было не меньшим, если не большим первого.

Главным защитником арианской ереси на соборе выступил епископ Евсевий Кесарийский. Именно с ним пришлось бороться защитникам Православия. Епископ Потамон из Гераклеи, который вместе с Евсевием находился в тюрьме во время гонений Диоклетиана, упрекал епископа за выступление против Афанасия Александрийского. Высказывая свои упрёки, Потамон обвинил Евсевия в трусости и неверности. Такое подозрение было высказано в связи с тем, что перед тем, как выпустить Потамона из тюрьмы, гонители выкололи ему один глаз, в то время как Евсевий был отпущен невредимым. Исходя из этого, Потамон высказал предположение, что Евсевий либо совершил жертвоприношение римским богам, либо пообещал сделать это и потому его отпустили, не сделав ему вреда. Авторитет Евсевия на соборе был подорван, более он не произнес на соборе ни слова и подписал все принятые собранием документы.

А вот, вспоминаемый нами сегодня, Спиридон Тримифунтский выступил с обычной, простой проповедью об истинной вере, но подкрепил ее великим чудом в доказательство триединой природы Бога. Он взял в руки кирпич (плинфа) и сжал его со словами: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа» и тут же из кирпича вверх взметнулось пламя, вниз стекла вода, а в руке осталась лишь сухая глина. Этот эпизод настолько поразил присутствовавших епископов, что стал ключевым в принятии решения.

Вернувшись с Никейского собора, святитель Спиридон продолжил заниматься привычными для него делами. В своем родном краю он был уважаемым человеком, который по молитвам к Богу творил чудеса. Известны несколько случаев из его жития, когда он совершал великие дела. А именно, дважды его имя упоминается в деле о воскрешении мертвого ребенка и его матери. А также в деле решения вопроса засухи, когда по его молитвам начался и закончился дождь. Действительно, Господь щедро одаривает верных Ему людей. Святитель Спиридон мирно скончался в 348 году, оплакиваемый своей паствой и сразу же был канонизирован Церковью.

Будем же и мы помнить о том, как важен простой физический труд в нашей жизни, ведь он формирует нашу природу, возвращает нас к истокам, дарует нам душевный мир и сближает нас с Богом. Не забудем и о том, что не всегда ученость может привести к правильному выбору, иногда житейская мудрость выше книжных знаний. И главное, давайте следить за чистотой своего сердца и языка, не допустим осквернения их ложью, обманом, скверными словами и тщетными надеждами. И да поможет нам в этом святитель Спиридон Тримифунтский. С праздником, дорогие друзья!

Роман Викторович Овчаренко, кандидат богословия, магистр истории

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Роман Овчаренко
«Новое соглашение людей с Богом»
Проповедь в Великий четверг, в день совершения Тайной вечери
02.05.2024
«Всё начиналось с одобрения, а закончилось убийством»
Проповедь в праздник Входа Господня в Иерусалим
28.04.2024
«Земная наша жизнь – часть вечного пути»
Проповедь в Лазареву субботу
27.04.2024
Где взять силы в борьбе с нашими страстями?
Проповедь на Стояние преподобной Марии Египетской
17.04.2024
«Пост – необходимое делание нашей христианской жизни»
Проповедь в неделю преподобного Иоанна Лествичника
14.04.2024
Все статьи Роман Овчаренко
Основы православной культуры
«Верните детей в семью!»
О курсе семьеведения и необходимости пятидневной учебной недели для школьников
11.04.2024
«Искусство и культура должны человека поднимать, воспитывать»
Государству надо очень строго и внимательно определить приоритеты по отношению к культурной политике: чему помогать, чему не помогать
30.03.2024
Нож в спину воюющей России
Патриарх Кирилл обвинил элитную партию измены в сознательном убийстве «Основ православной культуры»
28.03.2024
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Под председательством Святейшего Патриарха Кирилла состоялся внеочередной соборный съезд Всемирного русского народного собора
27.03.2024
Царствие Небесное дорогому и любимому Батюшке!
Сегодня исполняется 18 лет со дня кончины старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина)
05.02.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Устремленные в Вечность
Новый комментарий от Могилев на Днепре
02.05.2024 13:20
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
29.04.2024 02:17
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
28.04.2024 21:45
Слава великому воину Михаилу Дитерихсу!
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.04.2024 18:04