О социализме

К вопросу об идеологии. Взгляд с позиций цивилизационного подхода

Автокефалия на Украине  Новости Украины  Украинская православная церковь (УПЦ МП)  Православный социализм  Русская цивилизация и Запад 
0
530
Время на чтение 9 минут
Фото: Из личного архива автора

Сначала – о методологии. При рассмотрении социально-политических вопросов нами используется не привычный формационный, а цивилизационный подход. Напомним, что согласно данному подходу цивилизации (суперэтносы) – это живые организмы, которые имеют свой срок жизни. Иногда они обновляются (Китай, Индия, Персия), но чаще исчезают (Др. Египет, Вавилон, Др. Рим, Византия и др.). Для нашей же темы важен тот факт, что во всех цивилизациях в заключительный период их существования (в фазах инерции и обскурации) люди начинают отказываться от духовных ценностей и стремиться к ценностям материальным. Вместо Бога поклоняться деньгам. Где-то больше («Запад»), где-то меньше («Восток»).

Согласно марксистскому экономическому подходу развитие производительных сил неизбежно должно привести к мировой коммунистической революции и дальнейшему объединению всех людей в одно безнациональное и безрелигиозное целое. А поскольку цивилизации-суперэтносы, со своими культурами, данному процессу мешают, их следует «преодолеть». И это будет – прогрессивное развитие.

Согласно цивилизационному подходу – экономика всегда вторична, а слияние наций в принципе невозможно. Если все люди сольются и станут одинаковыми («приятно-смуглявыми»), то никакого развития не будет. Будет конец человеческой истории на планете Земля. (С точки зрения метафизической – Новый Вавилон и приход антихриста).

Таким образом, мы имеем два совершенно разных подхода: 1) от природы и ее законов и 2) от человека, покоряющего природу (экономика и пр.) – смешивать которые, в их концептуальной части, нельзя. В том числе при «критическом анализе». Иначе получится говорение на разных языках, или «сумбур вместо музыки»…

Общеизвестно, что Маркс писал свою теорию для Западной Европы. И только позже признал, что есть еще, оказывается, «азиатский способ производства». Маркс глубоко изучил современный ему западный капитализм (XIX в.) и предсказал его системный кризис. Хотя, по справедливому замечанию профессора Катасонова, Маркс в «Капитале» описал не весь капитализм, а только его торгово-промышленный сегмент. Есть версия, что левый глобалист Маркс во вторую половину своей жизни был связан с кланом правых глобалистов Ротшильдов (впоследствии – спонсоров «мировых революционеров») и получал от них финансовую помощь. Вероятно, поэтому Маркс в своих трудах крупный ростовщический капитал как бы «не заметил». А ведь банковский капитал и был на тот момент самым «развитым капитализмом»…

Если же говорить об истоках современного финансового капитализма, то он явился порождением протестантского и иудейского проектов (М. Вебер и В. Зомбарт), которые в XX в. окончательно соединились (Фининтерн плюс). А к началу XXI в. – уперлись в тупик. Плотно уперлись! Это к вопросу о войне на Украине, Ближнем Востоке, и далее везде.

История показала, что, правильно предсказав кризис капитализма, Маркс ошибся в прогнозе. Возможно даже, сознательно «ошибся»… По его теории (именно теории!), на смену капитализму должен прийти более совершенный строй – коммунистический… Но он не придёт. На наших глазах наступает «Закат Запада». Европейский виток этногенеза завершается, Западная цивилизация уже вступила в последнюю фазу этногенеза. На смену буржуа придут не пролетарии, а субпассионарии. Они уже идут. Вместе с извращенцами и пр. «меньшинствами». А мигранты – следом. Будущее Европы – это Еврохалифат. (См. в кн. «Пассионарная теория этногенеза Л.Н. Гумилёва: осмысление и попытка применения»; гл. «Фаза обскурации», и ст. «Пассионарность» (окончание)).

Историческая практика показывает, что социализм бывает двух типов – социализм от недостатка, назовем его – мобилизационный и социализм от избытка, назовем его – инерционный. Примерами первого служит Китай, Сев. Корея, Вьетнам, Лат. Америка, по Гумилёву – фаза подъема, и Россия в сталинский период – фаза надлома. Примерами второго – развитые страны Запада («шведский социализм» и пр.) – вторая половина XX в. – конец фазы инерции. (См. Кривую этногенеза).

Это два совершенно разных социализма.

1) Мобилизационный социализместь способ существования в экстремальных условиях начала-середины этногенеза в эпоху глобализации (XX в.).

Можно назвать такой социализм «пассионарным», призванным обеспечить защиту и укрепление развивающейся (в фазе подъема) или ослабленной (в надломе) этнической системы, в условиях нарастающего давления глобалистов («мировых империалистов»). Это социализм «движения сопротивления».

В это время идет жестокая борьба за выживание в условиях неразвитости экономики, бедности населения, междоусобиц и гражданских конфликтов. Такой социализм находит питательную почву главным образом в общинных, «сухопутных» цивилизациях. Происходит строительство такого социализма в начале эпохи индустриализации, а не в конце, как это предполагалось у Маркса.

Мобилизационный социализм всегда опирается: а) на идею вождя, б) идею справедливости, в) традиционные ценности: патриотизм, коллективизм, крепкую семью, высокую нравственность и готовность принести себя в жертву ради высокой цели. При этом религия отрицается или отодвигается на второй план.

Кроме того, мобилизационный социализм имеет четкую национальную специфику: в России – русскую, в Корее – корейскую, во Вьетнаме – вьетнамскую, на Кубе – кубинскую и т.д.

Но главное – если посмотреть на развитие мобилизационного социализма в XX веке с позиции цивилизационного подхода (столкновения цивилизаций), то получается, что марксистское учение, разработанное в XIX веке для слабопассионарных стран капиталистического Запада, было взято на вооружение пассионарными народами капиталистической периферии, адаптировано ими к реалиям XX века (глобализация) и… использовано для борьбы с «мировым империализмом», то есть с тем же Западом!

В результате на уровне мировой политики системный капитализм получил системный антикапитализм. Точнее – системный антиглобализм! Таким образом, «змея укусила себя за хвост» – идеология дочернего коминтерновского проекта бумерангом ударила по материнскому, фининтерновскому проекту. И не просто ударила, а очень сильно ударила, задержав открытую глобализацию лет на шестьдесят (до 1991 г.).

Ничего не скажешь, диалектика в марксистском духе! Или в гумилёвском?..

2) Инерционный социализм – есть результат длительного накопления этносом (суперэтносом) богатства. Когда после всех трудностей подъема, перегрева и надлома (через 700–800 лет с начала этногенеза) наступает благополучная фаза инерции, и государство уже может позволить себе отдавать часть накопленных богатств «трудящимся» (а потом – и нетрудящимся). Как писал Гумилёв о периоде процветания в античном мире: «В сытое время цивилизации для каждого найдётся крыша над головой, кусок хлеба и женщина».

Можно сказать, что с привычной, социально-экономической точки зрения, фаза инерции – это капитализм, плавно перетекающий в социализм от избытка. При этом частная собственность сохраняется. Жить при таком социализме очень приятно… Но это – до поры до времени. На смену инерционному социализму приходит другой социализм, назовем его – субпассионарный. Такой паразитический социализм «хлеба и зрелищ» мы видим в фазе обскурации в Древнем Риме. Элементы такого «социализма» мы (пока еще) наблюдаем в странах «Коллективного Запада».

Современные западные «социалисты-еврокоммунисты» из развратной фазы обскурации очень сильно отличаются от социалистов и коммунистов из суровых фаз подъема и надлома (Сев. Корея, Никарагуа, Венесуэла, Россия (при Сталине)). Современные западные «социалисты» борются не за будущее своих народов, а за приближение конца своих народов. Они защищают права субпассионариев, проституток, феминисток, гомосексуалистов и пр. извращенцев. И совсем не хотят защищать всех остальных, нормальных людей от все более возрастающего произвола правящих элит. Напомним, что в последней фазе обскурации антисистемная и субпассионарная (в т. ч. уголовная) психология начинает доминировать как в «верхах», так и в «низах» общества.

И еще один момент. Если мы посмотрим на состояние советского общества в эпоху «развитого социализма» (1970–1980-е гг.), то увидим, что этот период в целом укладывается в предложенную нами схему: Мобилизационный социализм – Капитализм – Инерционный социализм. В миниатюре. Практика показала, что «развитой социализм» в сытое и спокойное время брежневского застоя стал не продолжением, а концом мобилизационного социализма и, одновременно, началом наступления капитализма в России по всему «мелкобуржуазному» фронту. Что и явилось одной из объективных предпосылок либерального переворота 1991 г.

Впрочем, надо сразу оговориться, что предложенное нами деление социализма на мобилизационный и инерционный достаточно условно. В жизни все сложнее. После выхода этноса из экстремального периода в рамках любой динамичной фазы может быть и нечто среднее между ними – полусоциализм-полукапитализм (Китай, Вьетнам и др.). Или исламский социализм в Иране (религиозно-культурный фактор). Или социальное государство в арабских нефтедобывающих странах (религиозно-культурный фактор, плюс богатство в фазе подъема-перегрева). Все это – с учетом фактора Фининтерна и идущей по своим законам глобализации (Новый Вавилон).

Достаточно интересен в этом плане (как конструкт) проект «обновленного социализма», соединяющий в себе национально-патриотическую и социалистическую идеи, и допускающий частную собственность под контролем государства. Так же как и идея «православного социализма» – социального государства с регулируемой экономикой и духовно-нравственной опорой на Православие.

Классический социализм XX века был системой принципиально антирелигиозной, замешанной на материалистическом подходе. (Примечание. В России социалистическая идеология явилась заменителем религии в протестантской фазе надлома. С точки зрения этнологии – это было закономерно, поскольку в полубуржуазной (полутрадиционной) фазе надлома всегда возникает стремление к девальвации религии до уровня этики. Что отражает естественное снижение «религиозного напряжения». В Европе данный процесс происходил в период Реформации в XVI в., в Византии – в период иконоборчества в VIII в.).

Возможно, новый социализм XXI века на каком-то этапе найдет точки соприкосновения с религией. Но… Но в долгосрочной, эсхатологической перспективе на первое место должны выйти чисто религиозные идеологии. Поскольку в планетарном масштабе сатанинской религии глобализации может противостоять только религия. В России – это Православие. И в первую очередь – концепция «Москва – Третий Рим». Никакая другая идеология с этой духовной чумой не совладает! (Поэтому на Украине и начались гонения на УПЦ!) Тем более, что в Православии есть все, что мы относим к «правильной идеологии». Об этом хорошо сказал Федор Достоевский: «Православие – наш социализм!». И еще свое знаменитое: «Русский без православия – дрянь, а не человек».

Делаем вывод. Будущая российская идеология (без которой на данном этапе обойтись нельзя) не должна быть побирушкой по чужим домам; она должна отражать «свое, родное». Во-первых – культурные коды Российской цивилизации. Во-вторых – этнический возраст Российского суперэтноса.

В этнологическом аспекте идеология должна отражать «состояние здоровья» этнической системы на данном отрезке этногенеза, то есть – уровень пассионарности (в т. ч. сколько «буйных» на душу населения?), вектор пассионарности (динамику ее роста или снижения), целостность системы (состояние внутриэтнических связей). Другими словами идеология должна учитывать доминирующие в данной фазе (подфазе) этнический стереотип поведения и ментальность в их динамике.

Для нас – это начальная, полубуржуазная стадия фазы инерции. Когда все – на добротном среднем уровне; без крайностей, как в «левую», так и «правую» сторону. Гумилёв так сформулировал психологическую доминанту этой фазы: «Ну, сколько можно воевать! Дайте пожить спокойно!» (См. ст. «Пассионарная теория этногенеза Л. Гумилёва о будущем России»).

Очевидно, что по завершении современного переходного (мобилизационного) периода данная идеология «золотой середины» станет базовым основанием для новой российской идеологии, в которых будет учтен и положительный советский опыт (социализма) и знаменитая триада «Православие, Самодержавие, Народ», которая, по сути своей, не устарела.

Евтушенко Евгений Альбертович, историк, Красноярск

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Евгений Евтушенко
История капитализма в России. Куда идем?
Генезис русского буржуазного человека
23.04.2024
Ликвидация пятой колонны будет проходить в ходе Большой войны?
О теракте в Красногорске и положении в стране
28.03.2024
Вторжение мигрантов
Грозит ли нам новое переселение народов?
14.03.2024
Религиозная глобализация и филокатолики в Русской Церкви
Митрополита Илариона сняли, но дело его живет?
27.02.2024
Достоевский о кризисе русского общества и грядущем выздоровлении России
В продолжение дискуссий о тов. Сталине и современном моменте
08.02.2024
Все статьи Евгений Евтушенко
Автокефалия на Украине
Не пойти по пути Украины
О способах противостояния гонениям на Эстонскую Православную Церковь Московского Патриархата
25.04.2024
«Зеленский и его банда решили, что теперь у них развязаны руки»
Киевский режим арестовал наместника Успенской Святогорской лавры митрополита Арсения
25.04.2024
Думенко и Пиллей вытолкают Русскую Церковь из ВСЦ?
Святейший Патриарх Кирилл, похоже, освоил стилистику «политического дзюдо»
20.04.2024
У Драбинко в ПЦУ миссия?
Похоже, его наезд на старика Денисенко имеет целью облегчить переход УПЦ к раскольникам
17.04.2024
Все статьи темы
Новости Украины
«Враг будет разбит! Победа будет за нами! Смерти нет!»
Памяти военного корреспондента Максима Фомина
25.04.2024
Специальная военная операция в сфере образования
В Общественной палате обсудили соработничество государства и общества в деле воспитания личности на основе традиционных духовно-нравственных ценностей
25.04.2024
«Кэндо» под «ханами»
МИД недружественной Японии активизируют мероприятия «мягкой силы» на Дальнем Востоке России
25.04.2024
Мартовские кровопролития
О деятельности Общественного Трибунала по преступлениям НАТО в Югославии
25.04.2024
Все статьи темы
Украинская православная церковь (УПЦ МП)
Все статьи темы
Последние комментарии
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Александр Волков
27.04.2024 03:11
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Сергей Швецов
27.04.2024 00:09
Страх и подвиг
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 23:09
Иван Ильин как идеологическая мишень
Новый комментарий от РомКа
26.04.2024 23:08
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 22:25
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 22:06