Перечитывая Ю.П. Кузнецова (1941-2003), находишь стихи, обращённые прямо к настоящему времени, но бывшие злободневными и в своё время. Может быть потому, что символы, мифы, национальные архетипы, которыми богата поэзия Ю.П. Кузнецова, не стареют, хотя формулируются новым языком. Проблемы, которых в своих стихах коснулся Кузнецов, приобрели ещё большую злободневность в наши дни. Можем ли мы представить лес, состоящий сплошь из кривых берёз? А это символ будущего нашей культуры, по крайней мере, нашей словесности, когда в ней утвердится, да что там, победит русскоязычная прививка. Когда для всех И. Бродский будет «Пушкиным XX века». Об этом и предупреждал нас Ю.П. Кузнецов в стихотворении «Сирень и береза»:
Рос когда-то сиреневый куст
Под окном у забытой сторожки.
Был рассеян, развесист и густ,
Но все время он знал о берёзке.
Он скрывал свою боль много лет
Под окном у забытой сторожки.
Из него пробивалась на свет
Кривоватая струйка березки.
Он глушил свою старую боль,
Он душил её в сердце косматом.
Свою ненависть или любовь
Обвевал по весне ароматом.
Но пробилась она, но взошла
И над ним распустила сережки,
Иссушила его, извела
Кривоватая воля берёзки.
Время птица летит и летит,
А устанет – на ветку садится,
На берёзу, что криво стоит
И не может никак распрямиться.
(1992).
А что же делать? Ответ мы находим в другом стихотворении Ю.П. Кузнецова, а именно быть «поющей половицей» в наши дни, в России, где кругом царят раздражение и скрип. Да в нашей душе много негодования, желчи, даже злости, но это не пристало православному человеку. И в своем сердце мы должны обрести (оживить) «поющую половицу», «ходить по ней», жить ей. Вот это стихотворение.
Среди пыли, в рассохшемся доме
Одинокий хозяин живет.
Раздраженно скрипят половицы,
А одна половица поет.
Гром ударит ли с грозного неба,
Или легкая мышь прошмыгнёт, -
Раздраженно скрипят половицы,
А одна половица поёт.
Но когда молодую подругу
Проносил в сокровенную тьму,
Он прошёл по одной половице,
И весь путь она пела ему.
(1971).
«Молодая подруга» у каждого своя. А конкретно – это дело, которое делает нас родными на русском поле, под русским небом. То дело, без которого нам «всегда одиноко» в лесу из кривых берез, среди русскоязычной жизни, окружающей нас. О чем с горечью говорил Ю.П. Кузнецов:
Завижу ли облако в небе высоком,
Примечу ли дерево в поле широком –
Одно уплывает, одно засыхает…
А ветер гудит и тоску нагоняет.
Что вечного нету – что чистого нету.
Пошел я шататься по белому свету.
Но русскому сердцу везде одиноко…
И поле широко, и небо высоко.
Только он же нашёл выход. И коль скоро «поющая половица» запоёт у некоторых русских людей, она скоро запоёт у всех. И засохнут кривые берёзы, сияющий и благоухающий куст русской культуры возродится в России, и все берёзы и берёзки будут у нас прямыми.
Почему так важно искоренить в России кривые берёзы? Берёзка есть земной символ Родины или русский архетип, глубоко живущий в нашем сердце. Наша жизнь, наше творчество должны быть служением Родине, а уже потом всё остальное. Не сразу мы сознаём это, но осознаём рано или поздно. Вот стихи с исключительной силой выразившие эту любовь:
Что-то женское живёт в берёзе белой,
Что-то нежное исходит от ствола.
Подхожу я к ней стыдливо-оробелый,
Одного боюсь, вдруг скажет: − Не звала!
Попрошу я у берёзоньки прощенья,
Опущу глаза и стану отходить,
И взгляну на недоступное виденье,
И начну на расстоянии любить.
Буду песни петь ей постоянно,
Бескорыстно славить красоту,
Только бы берёзка осияно
Подымалась гордо в высоту!
(Виктор Боков).
Чем искушает нас русскоязычная культура? Русскоязычная культура «уносит нас в никуда», прочь от России, от родной русской культуры. Этот процесс символически описал Ю.П. Кузнецов в стихотворении «Забор», хотя это стихотворение можно относить и к периоду так называемой перестройки. Но собственно в этот период и усилилась русскоязычная культура и вместе с откровенной русофобией стала хозяйничать в пространстве культуры и образования.
Покосился забор и упал,
Все заборы в России упали.
Голос свыше по пьянке сказал,
Что границы прозрачными стали.
Это верно я вижу простор,
Где гуляет волна за волною,
Потому что упал мой забор
Прямо в море – и вместе со мною.
Оглянуться назад не успел
На поля и могилы родные,
На два голоса с ветром запел:
– Ой вы, кони мои вороные!
Позабыл я про радость труда,
Но свободно дышу на просторе
И уносит меня в никуда
На родном деревянном заборе.
«Никуда» – это выпадение из истории, из судьбы, из своего национального предназначения, из своей роли в Драме Народов, написанной Творцом. И многие «лёгкой походной» устремились «в никуда».
Моим ногам приснились небеса.
Легко идти вдоль голубой дороги.
И облаков летучая роса
Приятно холодит босые ноги.
Я утром встал – а ноги налегке
Уносят от родного околотка.
Иду один в туманном далеке,
И, как во сне, легка моя походка.
Душе и сердцу ничего не жаль,
Им все равно, куда ведут дороги.
И я иду в неведомую даль,
Не я иду – меня уносят ноги.
И многие ушли. Кто-то дальше, кто-то совсем далеко, кто-то недалече, кто-то просто смотрит только на запад. А нам надо остановиться, пока ещё видны родные берега. А затем возвратиться к себе, найти своё место в русской жизни. «Другие берега» не для нас. Ю.П. Кузнецов, чьё стихотворение я привёл, нашёл своё место в русской жизни, в русской культуре, реализовав свой недюжинный талант, став одним из столпов Отечественной культуры второй половины XX века. Он помогает и сейчас нам своим примером и своим творчеством увидеть и изжить в себе русскоязычную настроенность, привычки, предпочтения, ценить своих гениев и героев, а главное соединить нас с «сокровенным сердцем» русского человека, где живут русские мифы, символы, архетипы.
Почему так важен разговор о русскоязычной культуре и понимание этой проблемы не только нами, но и властями всех уровней. Русская культура, но ни в коем случае не русскоязычная культура, – надёжный и верный союзник государства, можно сказать, одна из опор его. Святейший Патриарх Кирилл на XVIII съезде ВРНС сказал: «Говоря о духовных скрепах нашего единства, мы не имеем право забывать, что главным творцом отечественной культуры является русский народ. При всей открытости нашей культуры, при всей разумной готовности принять в наши ряды человека любого происхождения, нам следует всегда помнить, что без существования русского народа и без Православия наша отечественная культура не могла бы появиться на свет и не имеет перспектив в будущем. На осознании этого факта должна строиться культурная политика государства, стремящегося к сохранению своего единства… Судьба же русского народа, его благополучие, его целостность, зрелость его самосознания должны быть признаны ключевыми факторами в сохранении духовного и политического единства России. Пренебрегать этим сегодня – значит разрушать государство, закладывать под него мину замедленного действия».
Борис Георгиевич Дверницкий, публицист, главный редактор журнала «Русское самосознание»