Власти частично признанной Республики Косово выслали священника Сербской Православной Церкви. Эксперты квалифицировали это как акт давления на Церковь и попытку создания независимой религиозной структуры, сообщает РИА Новости.
На днях лидеры Германии, Франции и Италии встретились в Брюсселе с президентом Сербии Александром Вучичем и премьер-министром самопровозглашенного Косово Альбином Курти.
Однако очередная попытка Европы сделать шаг на пути к разрешению балканской проблемы не увенчалась успехом. Посредники предложили вернуться к мартовским условиям — созданию ассоциации муниципалитетов с сербским большинством. В частности, в Северном Косово (этнических сербов здесь около 90 процентов населения).
Вучич с предложением согласился. А вот Курти — нет. По его словам, Брюссель «не оставил выбора» и положил на стол единственный вариант консенсуса. Отказ премьера неудивителен. Его правительство проводит на севере региона совсем другую политику.
Только за последние пару недель отсюда поступили новости, свидетельствующие о фактах дискриминации в отношении сербов. Так, администрация города Косовска-Митровица, чтобы проложить новую автодорогу, решила пожертвовать сербским кладбищем. Старинный погост попросту сровняли с землей.
А в Каменице группа неизвестных напала на несколько сербских школ: здания забросали камнями и повесили на них баннеры с оскорбительными высказываниями. Полиция лишь сообщила, что ищет виновных.
Под удар националистов попала и Сербская Православная Церковь. В Северном Косово находится ее Рашко-Призренская епархия. Поводом стал инцидент в деревне Баньска. В конце сентября несколько десятков вооруженных боевиков забаррикадировались на территории местного монастыря. Спустя несколько часов косовская полиция взяла ситуацию под контроль.
Позже премьер Курти заявил: из обители конфисковали внушительный арсенал оружия. А в распоряжении властей оказались документы, якобы свидетельствующие о планах Белграда захватить Баньску и несколько других населенных пунктов.
Ответ последовал спустя месяц. Без каких-либо объяснений полиция самопровозглашенной республики 20 октября арестовала настоятеля монастыря Девина-Вода протосинкелла Фотия (Костовски).
Священник — гражданин Северной Македонии — в тот день прибыл в Департамент по делам иностранцев, чтобы продлить вид на жительство. Однако в ответ получил уведомление о депортации и дальнейшем запрете на въезд в Косово.
«В предоставленном ему документе были приведены статьи закона, относящиеся к "причинам национальной безопасности", без указания какой-либо уголовной или иной ответственности, поскольку у отца Фотия проблем с законом не было», — рассказали в Рашко-Призренской епархии.
После полицейские временно конфисковали у священника паспорт и мобильный телефон, обыскали автомобиль. А также не разрешили забрать из обители личные вещи. Уже через несколько часов настоятель был на границе с Македонией.
«Этим жестоким поступком косовские учреждения <…> начали открыто преследовать духовенство и монахов Сербской Церкви. Это недопустимо и ухудшает межнациональную и межрелигиозную ситуацию», — прокомментировали в епархии произошедшее.
Кроме того, указали на юридические нарушения, допущенные госорганами при депортации настоятеля.
Во-первых, срок действия его старого вида на жительства истекал лишь 11 ноября — клирик имел право находиться в Косово еще 20 дней. Во-вторых, согласно местному закону «О свободе религии» произвольный запрет на пребывание священников, монахов, монахинь и паломников запрещен.
Синод Сербской православной Церкви назвал депортацию «опасным прецедентом». И с сожалением констатировал, что Приштина любой ценой пытается представить Церковь участником и даже виновником нынешнего конфликта — с целью «полностью изгнать сербский народ и создать этнически албанское Косово».
В аналогичном ключе высказались и сербские эксперты. Член Сербской академии наук и искусств Славенко Терзич и главный научный сотрудник белградского Института новейшей истории Сербии Александр Ракович предположили, что высылка отца Фотия станет «прелюдией» к созданию «Косовской православной церкви».
По словам Раковича, сепаратисты не оставят в покое СПЦ, поскольку она служит тем культурным звеном, которое объединяет различные этносы.
Идея создания «независимой церкви» витает в интеллектуальном и политическом пространстве Косово уже почти десять лет. Впервые ее выдвинули члены националистической албанской партии «Самоопределение». А соответствующий законопроект внесли в парламент.
«Принципиальная позиция состоит в том, что Православная церковь в Косово должна называться не Сербской, а Косовской», — написал тогда в соцсети один из активистов партии Мютахер Хаскука.
Сторонники создания независимой религиозной организации объясняли свою позицию тем, что необходимо защитить права «православных албанцев». По их мнению, слово «сербская» в наименовании церкви означало бы, что все верующие в Косово должны быть сербами.
Однако в этой программе есть одно но: число православных среди косоваров, по самым разным экспертным оценкам, ничтожно мало. Возникает вопрос, чьи права защищать.
Бывший муниципальный депутат от «Самоопределения» писатель Авни Рудаку в одной из статей пролил свет на другой аспект автокефалии — материальный. По его мнению, появление «косовского православия» облегчило бы вступление республики в ЮНЕСКО.
Дело в том, что в случае создания в регионе своей церкви к ней автоматически отойдет все имущество Рашко-Призренской епархии Сербской Православной Церкви — около 160 приходов и 14 монастырей.
Последние годы косовские историки опубликовали массу научных материалов, якобы доказывающих, что местные святыни изначально не принадлежали Сербии — она заполучила их в Средние века от местных монархов.
«Если власти Косово действительно пойдут по пути церковной независимости и начнется захват храмов, то под угрозой окажутся не столько здания Рашко-Призренской епархии — там верующие будут активно защищать свое наследие, — сколько культовые здания Сербской Православной Церкви на территории сербских анклавов», — сказал вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин.
Но, продолжает он, подобное рейдерство на данный момент маловероятно, как и сам проект автокефалии. Ведь неминуемо последует более жесткая реакция со стороны Сербской церкви и международного сообщества.
«Пока же в Косово решили посмотреть, что последует за высылкой настоятеля монастыря. А дальше будут действовать исходя из ситуации», — поясняет Макаркин.
Исключать последующих попыток добиться духовной независимости нельзя, считает эксперт. Но, скорее всего, власти самопровозглашенной республики привлекут к этому «лиц из маргинальных кругов». Ни одна каноническая структура не захочет участвовать в такой афере. Да и желающих заняться «Косовской церковью» пока не нашлось.