1. Человек есть существо идеологическое, ибо он есть существо разумное, а значит и историческое. Конечно, при этом он и существо мистическое (аскетическое), сакральное, художественное (словесное), эстетическое, харизматическое.
Любая идеология не отделима от национальной идеи. По существу, это дальнейший шаг или шаги в осуществлении национальной идеи, в нашем случае русской идеи. Национальная идея это, по существу, идеал или путеводная Звезда, Русская Звезда на Русском небосводе. Рассмотрим это в историческом порядке.
Первая Русская идея связана с осуществлением Промысла Божия о России, с принятием Русью православной веры и последующей христианизацией всех сфер жизни народа и принятием нового идеала, идеала Святой Руси.
Почему мы стали Святой Русью? Потому, что с принятием православия в нас стала «жить глубокая, никогда не утоляемая жажда праведности, неистощимое желание приблизиться и прикоснуться к ней. И в этой жажде праведности человек православен и свят при всей своей обыденной греховности». В своем художественном творчестве И. Шмелев показал осуществление этого идеала в России в XIX веке (романы «Лето Господне»; «На богомолье» и др.). Конечно, в России был и другой, по существу, анти-идеал – окаянная Русь. И он тоже живет в России, у богоборцев в первую очередь.
2. Русские идеи в истории России не сменяются, они дополняются. Первая, вторая, третья уходят в глубину, не в подсознание, а в глубину сознания и быта Народа. По А.А. Ухтомскому это «долгодействующие» хронотопы России и доминанты русского человека, вечные ценности России и русского человека, в частности. В целом это золотой век нашей истории (см.: Дверницкий Б.Г. «Железный век России»).
Серебряный век в России, это обретение единой государственности для русского народа, и нового идеала – «Москва – Третий Рим». Возникает идеологема «Москва – Третий Рим» при Василии Третьем, затем, при Иване Грозном, то есть при двух русских князьях, которые впервые называют себя царями… Это не просто мечта о Вечном граде, которая существовала в самой идее Рима, но это и идея кочующего града в пустыне, христианского царства, которое странствует и завоюет мир перед концом истории. Поэтому Рим является, по учению св.Андрея Кесарийского, городом, удерживающим мир от пришествия Антихриста, тем последним Царством, где найдет себе прибежище Церковь. И значит можно считать Россию «удерживающим от прихода антихриста» (2 Фес. 2:7).
Идея Третьего Рима возрождается в России при Александре III, когда в Коронационной мессе, сочиненной П.И.Чайковским и Аполлоном Майковым, снова звучали слова: «Пали два Рим а, третий стоит, а четвертому не быть».
Здесь есть еще один концепт – концепт незримого града, или невидимого града, или иного царства, которое ищут герои русских сказок… Этот поиск «незримого града» приводил русских людей к берегу озера Светлояр, где по преданию затонул (или по другой версии – исчез из виду) град Китеж, который скрылся от татар и не захотел сдаться чужеземцу.
3. Имперскость – третья Русская идея или историческая доминанта. Ей сопутствует идеал Великой России и символизирует Медный Всадник. Если первая русская идея утверждала высоту России и русского человека, вторая – широту, то третья – мощь России и русского человека.
4. Четвертая русская идея это свобода и справедливость. В ней мы обретаем крепость России и русского человека, наша железная основа должна стать стальной. Пока мы не смогли утвердить справедливость и свободу вместе. А справедливость без свободы это искушение, как и свобода без справедливости. Сейчас, кажется, наметился перелом. Этому должны послужить «национальные проекты». Они и являют нашу национальную идеологию сегодня.
Страшные жертвы принесли мы за свободу и потому должны ценить её исключительно высоко. Мы больше не будем «подневольными людьми», по выражению В.М.Шукшина, никогда. И особенно отрадно чувствовать себя самым свободным человеком в мире. С полным правом мы можем пропеть во весь голос: «Я такой страны не знаю, где так вольно дышит человек». И такого не было ни 100, ни 200, ни 300 лет назад, никогда.
Не менее ужасные жертвы понесла Россия и в борьбе за справедливость. И потому не неолиберальные права человека, а двуединство свободы и справедливости должны мы провозгласить в XXI веке, которые, наряду с верой, государственностью и имперскостью, приобретенными нами ранее, должны быть нашими главными ценностями, можно сказать национальными святынями.
Мы призваны жить не только ради спасения, ради будущей жизни на небе, но и ради достойного облика во всех хитросплетениях жизни, во всех превратностях судьбы и исторических катаклизмов. А достойное существование немыслимо без свободы и справедливости на земле: в обществе, государстве, экономике, политике, словом, во всех сферах человеческого бытия. (Из «Декларации о правах и достоинстве человека X Всемирного Русского Народного Собора (Москва, 4-6 апреля 2006 года): «Человек как образ Божий имеет особую ценность, которая не может быть отнята. Она должна уважаться каждым из нас, обществом и государством. Совершая добро, личность приобретает достоинство. Таким образом, мы различаем ценность и достоинство личности. Ценность – это то, что дано, достоинство – это то, что приобретается. Права человека имеют основанием ценность личности и должны быть направляемы на реализацию её достоинства. Именно поэтому содержание прав человека не может не быть связано с нравственностью. Отрыв этих прав от нравственности означает их профанацию, ибо безнравственного достоинства не бывает».)
5. В каждом человеке заключен революционер (радикал, новатор, творец) и консерватор, точнее хранитель вечных ценностей, смыслов и целей жизни. Поэтому, каждый гражданин России должен понять, что из прочитанного выше, он осознает существующим в себе, и что он должен хранить в своей душе и сердце всю жизнь. Перечислю: православие, государственность, имперскость. И значит, он должен исповедовать идеал Святой Руси; осознавать свое Государство и Православную Русскую Церковь Третьим Римом; служить Великой России. Революционер или творец в нашей душе, личности, сердце должен утверждать свободу и справедливость и подавлять в себе и кругом так называемую толерантность, то есть терпимость к грехам, страстям, порокам и не считать их нормой современной жизни. И, второе, он не должен считать собственность, прибыль, комфортность и т.п., главными ценностями и стимулами своей жизни, и жизни Народа (Нации), страны, общества. «Только имена и идеи действуют в жизни, ничто другое не действует» – утверждал А.Ф.Лосев. И в XXI веке будет действенна идея свободы и справедливости.
Такова Русская идея XXI века. Но чтобы эта идея утвердилась в России, сам процесс утверждения этой идеи должен носить национальный характер, то есть свобода по-русски, справедливость по-русски. Русскость свободы и справедливости третий постулат Русской идеи. Итак, Свобода, Справедливость, Русская культура – Русская идея XXI века. Революции не проходят, то есть не уходят в прошлое. Православие борется в душах и сердцах людей с язычеством и неверием (атеизмом). Анархии и сепаратизму противостоит государственное чувство русских людей. Имперский идеал служения Великой России подменяют угождением обществу потребления. Свободу и справедливость заменяют толерантностью и казенным социализмом (диким капитализмом). Враги нашего Отечества стремятся порвать исторические нити нашей Судьбы: золотую (православность), серебряную (государственность), медную (имперскость), железную (свободу и справедливость). Но тщетны их усилия. Пред очами Господа путь человека и Народа и Он измеряет все стези их.
Заключение. Пока мы не смогли утвердить справедливость и свободу вместе. А справедливость без свободы это искушение, как и свобода без справедливости. Сейчас, кажется, наметился перелом. Этому должны послужить «национальные проекты». Они и являют нашу национальную идеологию сегодня.
Что есть национальный проект? «Национальный проект» – проект (программа), направленный на достижение национальных целей и их целевых показателей, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», и обеспечивающий достижение общественно значимых результатов и их показателей, а также задач, не являющихся общественно значимыми результатами, и их показателей по поручению и (или) указанию.
Что такое национальные проекты РФ? Национальные проекты – инструмент социально-экономического развития государства, призванный вывести приоритетные отрасли на новый уровень. Проще говоря, под национальными проектами понимаются комплексные программы, имеющие общенациональную значимость и требующие масштабных вливаний государственных средств.
Какие есть национальные проекты? С 2019 года российские нацпроекты разделены по стратегическим направлениям социально-экономического развития: – здоровье; – образование; – демография; – культура; – безопасные и качественные дороги; – малое и среднее предпринимательство, поддержка ИП; – жильё и городская среда; – наука; – производительность труда и поддержка занятости; – международная кооперация и экспорт; – цифровая экономика; – экология; – модернизация и расширение магистральной инфраструктуры.
Отличие Государственной Программы от Национального Проекта. Основным отличием между национальными проектами и государственными программами является то, что первые имеют более узкую направленность и фокусируются на решении конкретных проблем, а вторые охватывают более широкий круг задач и способствуют реализации стратегических целей национального развития страны.
Итак, будем работать над реализацией национальных проектов каждый на своем участке фронта всей душой, всем сердцем, всем разумением своим и всей крепостью своей. С Богом!
Борис Георгиевич Дверницкий, русский мыслитель, главный редактор журнала «Русское самосознание»
1.
«Итак, будем работать над реализацией национальных проектов…»
/////////////////
«Национальные проекты» по форме есть, а вот, что касаемо нации… и той же внятно выраженной т.н. «национальной идеи»…. Не получается ли в логике как-то «задом наперед»?