Многие ли из нас встают ночью на молитву?

21 августа — празднование Толгской иконы Божией Матери

Основы православной культуры 
1 Евгений Х. 
1792
Время на чтение 4 минуты

Праздник «Толгской» иконы Божией Матери приходится на дни Преображения Господня, когда свет Фавора простирается на все оставшееся время Успенского поста. Как была обретена эта икона? В 1314 году ярославский епископ Прохор (в схиме Трифон) совершал объезд своей епархии — иными словами, осмотр духовной жизни вверенных ему священников и мирян. Никакое церковное дело, тем более столь ответственное, не может быть успешным без молитвы. Это был, несомненно, архиерей Божий по призванию свыше, и для него молитва была жизнью. Возвращаясь из Кирилло-Белозерского монастыря, владыка остановился на ночлег на высоком берегу Волги. В полночь, проснувшись для исполнения молитвенного правила, он увидел яркий свет и на противоположном берегу — там, где река Толга впадает в Волгу, — огненный столб и идущий к нему через реку светозарный мост. После молитвы, опираясь на свой жезл, он пошел по мосту. На другой стороне реки ему было видение иконы Божией Матери с Младенцем. Икона высоко парила в воздухе, и до нее нельзя было дотянуться.

Всю ночь епископ молился перед иконой, а незадолго до рассвета вернулся обратно по мосту, забыв свой жезл. Его спутники спали глубоким сном, а когда проснулись, владыка ничего не сказал им. Ибо тайны Божии подобает хранить в сердце. Но Господь выводит правду смиренного, как полдень. Когда стали собираться в путь, обнаружилось отсутствие архиерейского жезла. Для епископа Прохора это было явным указанием, что Господь хочет сделать известным виденное им чудо.

Многие ли из нас встают ночью на молитву? Мы знаем преподобного Сергия Радонежского, преподобного Серафима Саровского, святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского и тысячи угодников Божиих. Но всем нам Толгская икона Божией Матери открывает нечто важное о молитве.

Молитва — наша связь с Богом. Мы помним, как ученики Спасителя, видя Его молящимся, просят научить их молиться. Молитва должна быть обращена к Отцу. Позднее, после Пятидесятницы, они лучше поймут, что молиться нужно Отцу через Христа в Духе Святом. Молитва должна касаться самой сути. В ней должна быть хвала Отцу Небесному за Его дары, в которых святится имя Его и Царство Его приходит к людям. В ней мы можем смело просить Господа о всех наших нуждах: о хлебе насущном и обо всем, что хлеб символизирует, о прощении грехов, которые отделяют нас от Бога, о силе противостояния соблазнам лукавого и его действию в мире.

Молиться нелегко. Надо уйти от суеты улицы, и искать Бога в вышине и в тишине. В дни праздника Преображения Господня мы естественно вспоминаем о ночи на горе Фаворской, где в сиянии Божественного света Моисей и Илия говорят с Господом об исходе Его. И эта ночь напоминает другую ночь — в Гефсиманском саду, когда начинается этот исход. Ночь — образ наших испытаний. Иногда среди черной ночи, где не видно ничего и Бог не слышит нашей молитвы, все представляется бессмысленным, и христианская жизнь кажется невозможной. Но Бог присутствует с нами.

На горе Преображения Господь показывает Своим ученикам, как надо молиться. «Когда Он молился, вид лица Его изменился» (Лк. 9, 29). Мы молимся не для того, чтобы Бог изменился по отношению к нам, а чтобы мы изменились. Чтобы Бог соделал нас другими, наполнив новой жизнью наши сердца, просветив наши лица. Какой непостижимый мир и покой открывается среди этих высот!

Что же происходит с избранными учениками? «Петр же и бывшие с ним отягчены были сном» (Лк. 9, 32). Среди Преображения Господня перед явлением славы Божией, они спят. Сон — образ теплохладности и безразличия, прообраз смерти. Но этот сон апостолов на Фаворской горе, говорят святые отцы, одновременно исполнен глубокого таинственного значения. В нем — утешение и назидание для нас. Это оцепенение их есть некое знамение нового Божия завета. Всякий раз, когда Бог заключает такой завет, человек спит. Адам спал, когда Бог творил из его ребра Еву. Иаков спал, когда Бог утверждал лествицу до небес, прообразующую тайну Воплощения. Ной спал, когда Бог запечатлевал радугой в облаке непоколебимый мир между Собой и землей. Авраам спал среди ужаса и мрака, когда Бог проходил в пламени огня между рассеченными жертвенными животными. И ученики Христовы спали в Гефсимании, когда Господь совершал их спасение.

Что значит это погружение в сон в решающие моменты духовной жизни человечества? Оно показывает нам, что человек не в состоянии сам достигнуть высоты тайны Бога, что человек не может себя спасти, что мы спасаемся только благодатью Божией, что не мы первые, а Он первый возлюбил нас и восхотел заключить с нами завет. И потому Сам Господь наш «плотию уснул, яко мертв», назнаменуя Кровию Своею лучший и совершеннейший Завет.

Перед лицом смерти человек ничего не может. Но после Воскресения Христова Бог говорит: «Восстани спяй и воскресит тя Господь». Бог никогда бы не допустил победы смерти над человеком, если бы не предвидел наше воскресение. И Господне Преображение возвещает наше. Преображение Господне освещает самый важный вопрос человеческого существования: есть ли смысл в жизни? Куда она идет? Неужели смертью, уничтожением, торжеством зла закончится все? Неужели комья земли, летящие в последний час на лицо человека, поставят точку в его судьбе? Но человек предназначен к преображению. К тому, которое являет в Своем Успении в молитвах неусыпающая Богородица. И «мы ожидаем Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его» (Флп. 3, 20—21). Мы читаем в Евангелии от Матфея о Преображении: «Лицо Господа просияло как солнце» (Мф. 17, 2). И о Страшном Суде: «Праведники воссияют как солнце» (Мф. 13, 43). Смерть показывает, как страшна жизнь без Бога, пока не откроется нам свет Христов.

Таково измерение всего, что совершается в нашей жизни. Такова должна быть наша молитва. Наш выбор не может быть безразличным для нас. От него зависит наша вечность. Как вода соединяется с вином во время нашей молитвы, в таинстве Завета, за Божественной литургией, так и мы можем соединиться с Божеством Того, Кто воспринял наше человеческое естество.

Когда сопровождавшие владыку Прохора путники переправились на лодке через реку, они увидели икону Богородицы не в воздухе, а на земле. Рядом с иконой стоял епископский жезл. Теперь мы понимаем, что значит молитва, что происходит, когда ее нет, и какой молитвы ждет от нас сегодня Господь.

Толгский мужской монастырь просуществовал до 1926 года, потом в нем разместилась колония для малолетних преступников. Чудотворная Толгская икона Пресвятой Богородицы была изъята в Ярославский художественный музей и лишь в августе 2003 года была возвращена в возрожденную Толгскую обитель.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. 1

Когда я строил Свято - Владимирский скит на Валааме , то жили в келье на Центральной усадьбе. Мои окна выходили на Монастырскую бухту , а далее за ней расположен Скит всех Святых. И каждую ночь в 2 часа оттуда доносился колокольный звон , там шла служба. А в Преображенской соборе по ночам службы не было , обычно было вечером в субботу Всенощное бдение и в воскресенье Литургия. По ночам мы конечно в Скит всех Святых не ходили , посещали только службы в Преображенском соборе. На Всенощном бдении носили полные подносы хлебов , смоченных в вине. Один раз я за службу вскусил сразу 6 хлебов. Больше такой Благодати , как на Валааме нигде не было и такой заботы о трудниках. Зато и Свято - Владимирский скит нашими трудами получился на славу.
учитель / 21.08.2023, 08:25
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Александр Шаргунов
«Да молчит всякая плоть человеча»
Слово на литургии Великой Субботы
04.05.2024
Плач Пресвятой Богородицы
Слово после изнесения Святой Плащаницы
03.05.2024
Совершилось!
Слово на Утрени Великой Пятницы
03.05.2024
«Тайная Вечеря — жертвенное приношение Господа на Кресте»
Евангелие на Литургии Великого четверга. Мф, 107 зач., 26, 1—20; Ин, 44 зач., 13, 3—17; Мф, 108 зач., 26, 21—39; Лк, 109 зач., 22, 43—45; Мф, 108 зач., 26, 40 — 27, 2
02.05.2024
Все статьи Протоиерей Александр Шаргунов
Основы православной культуры
«Верните детей в семью!»
О курсе семьеведения и необходимости пятидневной учебной недели для школьников
11.04.2024
«Искусство и культура должны человека поднимать, воспитывать»
Государству надо очень строго и внимательно определить приоритеты по отношению к культурной политике: чему помогать, чему не помогать
30.03.2024
Нож в спину воюющей России
Патриарх Кирилл обвинил элитную партию измены в сознательном убийстве «Основ православной культуры»
28.03.2024
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Под председательством Святейшего Патриарха Кирилла состоялся внеочередной соборный съезд Всемирного русского народного собора
27.03.2024
Царствие Небесное дорогому и любимому Батюшке!
Сегодня исполняется 18 лет со дня кончины старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина)
05.02.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Устремленные в Вечность
Новый комментарий от Могилев на Днепре
02.05.2024 13:20
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
29.04.2024 02:17
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
28.04.2024 21:45
Слава великому воину Михаилу Дитерихсу!
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.04.2024 18:04