Об исламском банкинге

Исламская банковская система, в которой нет ссудного процента, процветает

0
723
Время на чтение 5 минут

«Сообщение о создании в РФ системы исламских банков прошло не то что незамеченным, а почти без комментариев. Слишком неожиданно и не совсем понятно», - пишет известный писатель Андрей Петрович Паршев в статье «Об исламском банкинге», опубликованной на сайте «Партия дела».

«В реальности речь идёт о легализации у нас того, что и так давно действует, - пояснил он. - Принципиальное отличие исламской банковской системы от западной в том, что кредит не даётся под проценты. Банковский процент на кредит ("риба") запрещён пророком Мухаммедом, и запрещён решительно: "Аллах проклял тех, кто дают риба, тех, кто берут риба, того, кто пишет при этом, и тех, кто свидетельствуют".

Этот запрет в разной форме передавался и соратниками Мухаммеда. Касался он и кредитов в денежной форме, и в виде хлеба (зерна)».

«Сообщается, что Джабир, да будет доволен им Аллах, сказал: "Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, проклял ростовщика, того, кто берёт у него в долг, писца (делающего запись) и обоих свидетелей их сделки и сказал: “Они (ничем) не отличаются (друг от друга)"». Этот хадис передали Ахмад (3/304), Мус­лим (1598). См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» (5090).

«Мы привыкли думать, что банки и существуют-то за счёт процента на выдаваемые кредиты. Тем не менее, исламская банковская система, в которой нет ссудного процента, существует и процветает, - констатировал Андрей Паршев. - И есть даже такая версия, что агрессивная политика Запада на Ближнем Востоке вызвана конкуренцией между западной банковской системой и исламской.

Основные отличия этих систем в принципах кредитования. Исламский кредит существует, запрещены только кредиты на некоторые цели, например, запрещено кредитование свиноводства и производства оружия. Но главное – это кредитование скорее можно назвать инвестиционной деятельностью. Банк не получает проценты, он получает долю прибыли от инвестируемого проекта. Какова эта доля – это уже предмет договора заёмщика с банком, это могут быть фиксированные платежи из прибыли, а может быть и доля. То же самое касается и убытков, кто несёт убытки в случае неудачного проекта – тоже предмет договора. Как правило, банки страхуются за счёт участия клиента в проекте, то есть банк кредитует только часть необходимого капитала, и при этом контролирует собственные средства заёмщика. Впрочем, традиционные банки обычно проверяют бизнес-план потенциального заёмщика, если кредит планируется на инвестиционные цели, то есть тут в банковской политике есть кое-что общее».

«А вот потребительский кредит, вообще говоря, невозможен, - подчеркнул он. - Тем не менее, как резонно говорят исламские банкиры, в современном мире нельзя проигрывать в конкурентной борьбе, в том числе и в диапазоне предлагаемых услуг. Поэтому существуют иногда всякие обходные пути. Например, это касается самого важного потребительского кредита – ипотечного. Исламские банки предоставляют его, но в особой форме: банк по договору с клиентом выкупает квартиру у продавца и перепродаёт её клиенту, в рассрочку. Потому что "…Аллах разрешил торговлю, а ростовщичество запретил…" ("аль-Бакъара", 2:275)».

«Премия банка определяется договором. По сути, это тот же ипотечный процент, но размер премии определяется заранее, договором, и, как правило, не меняется впоследствии, - пояснил писатель. - Но вот тут есть момент, который и требует изменения российского законодательства: дело в том, что сейчас банкам в РФ запрещена торговая деятельность. Поэтому для функционирования исламского банкинга этот запрет должен быть снят или, точнее, аккуратно модифицирован.

В общем, большой беды от введения такой новой системы пока не видно, но по большому счёту, не видно и большой выгоды для нас, клиентов. Во всяком случае, необходимость целевого финансирования ряда отраслей согласно государственному плану никуда не денется».

«Кстати говоря: считается, что в других авраамических религиях (иудаизм и христианство) ссудный процент разрешён. Это вопрос спорный. Да, во Второзаконии – а это важнейшая книга Ветхого Завета, по сути – свод законов для народа Израиля перед его вступлением на Землю Обетованную, установленный Моисеем – говорится прямо:

"Не отдавай в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба, ни чего-либо другого, что можно отдавать в рост; иноземцу отдавай в рост, а брату твоему не отдавай в рост, чтобы Господь Бог твой благословил тебя во всём, что делается руками твоими, на земле, в которую ты идёшь, чтобы овладеть ею. (Второзако́ние, Глава 23 , 19-20)".

Но при этом и он, и другие пророки прямо говорили о недопущении дискриминации чужаков, - добавил Андрей Паршев. - В законе Моисея есть специальные установления, которые защищали чужеземцев, живших в Израиле. Закон требует быть к ним милостивым: "и веселись о всех благах, которые Господь Бог твой дал тебе и дому твоему, ты, и левит, и пришелец, который будет у тебя" (Вт.26:11). Их запрещено притеснять: "Пришельца не притесняй и не угнетай его, ибо вы сами были пришельцами в земле Египетской" (Исх.21:22). Моисей призывает соплеменников чтить Господа, "Который даёт суд сироте и вдове, и любит пришельца, и даёт ему хлеб и одежду" (Вт.10:18)».

«То есть указание о процентном кредитовании иноземцев относится не к иноверцам, не иудеям, а к иностранцам, по сути, к внешним финансовым операциям, - пояснил он. - Есть и у других, более поздних ветхозаветных пророков замечания на тему ростовщичества. Например, у пророка Неемии (10 глава):

"Сердце моё возмутилось, и я строго выговорил знатнейшим и начальствующим и сказал им: вы берёте лихву с братьев своих. И созвал я против них большое собрание… И сказал я: нехорошо вы делаете. Не в страхе ли Бога нашего должны ходить вы, дабы избегнуть поношения от народов, врагов наших?

Возвратите им ныне же поля их, виноградные и масличные сады их, и домы их, и рост с серебра и хлеба, и вина, и масла, за который вы ссудили их.

И сказали они: возвратим и не будем с них требовать; сделаем так, как ты говоришь. И позвал я священников и велел им дать клятву, что они так сделают".

То есть пророк Неемия заставил своих граждан вернуть окружающим племенам всё, полученное от них благодаря операциям со ссудным процентом».

А пророк Иезекииль, и не он один, вообще взимание процентов считал худшим из грехов.

Христианство же восприняло из Ветхого Завета категорическое неприятие ссудного процента. Святитель Григорий Нисский пишет: "И по Божественному Писанию, к числу возбранённых дел принадлежит лихва и рост, и приобщение к своему стяжанию чужого, чрез некое преобладание, хотя бы то было под видом договора". Тут тонко замечено, что при видимости равноправия заёмщик по отношению к кредитору находится в зависимом положении и действия его вынужденные.

Святитель Василий Великий, один из трёх Отцов Церкви, порицает "потребительский кредит" ещё и как средство приобретения предметов роскоши и удовлетворения женских прихотей. Это говорит о его знании реальной жизни – действительно, заёмщик частенько начинает жить не по своим средствам, приобретает лишнее, ненужное — и в итоге встречается с реальной опасностью разорения, если не сможет расплатиться с долгами.

Не приветствует святитель Василий и получение ссуд у ростовщиков на предпринимательские цели. Это видно по его возражению против мысли, будто подобные ссуды не разоряют, а обогащают заёмщиков: "Но говорят, что многие через долги разбогатели: а я думаю, что больше было таких, которые дошли до петли".

Думаю, понятно, что существующая банковская система руководствуется вовсе не религиозными взглядами, и вносить в неё изменения следует исходя из соображений практической пользы для народа и государства. Тем не менее опыт тысячелетий не стоит списывать со счетов – не самые глупые люди его собрали и обобщили», - заметил Андрей Паршев.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Паршев
Вместе с Китаем идти к научно-технологическому прорыву
Эксперты «Партии дела» связывают низкую активность на рынках капитала Китая с внутренней политикой страны
18.04.2024
О политическом заявлении Набиуллиной
Главная задача высокой базовой ставки – сдерживать наших инвесторов от вывода средств в валюты других стран
16.04.2024
«Технология набивных дамб никого не заинтересовала»
Нынешнее наводнение – повод вспомнить о вреде ведомственности
12.04.2024
«Это курс на вымирающую, несчастную и зависимую страну»
По мнению экспертов, Центробанк мешает развитию страны, выступая против роста зарплат
05.04.2024
Что изменилось за 25 лет?
Первые десятилетия ХХI века подтвердили мою правоту, описанную в книге «Почему Россия не Америка»
04.04.2024
Все статьи Андрей Паршев
Последние комментарии
Страх и подвиг
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 23:09
Иван Ильин как идеологическая мишень
Новый комментарий от РомКа
26.04.2024 23:08
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 22:25
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 22:15
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 22:06