Будущий врач: «Православие из меня вы не вытравите»

Сербские заметки

Новости Косово 
0
469
Время на чтение 8 минут
Фото: Предоставлены авторами

Елена Цветкович – студентка 4-го курса медицинского факультета Приштинского университета, который работает сейчас в Косовской Митровице. Елена родом из села Партеш, большого сербского анклава неподалеку от Гнилане, когда-то тоже сербского города. Успехи Елены в учебе впечатляют, она отличница. Не меньшее уважение заслуживают и ее планы остаться в Косово и Метохии, чтобы применять полученные знания на благо своего гонимого народа. Для продолжения обучения требуются немалые деньги, и на днях благотворительная организация «Косовское Поморавье» передала эти средства Елене от читателей портала «Православие.Ru». Мы немного поговорили с будущим медиком, и как нам показалось, этот разговор помогает лучше понять сербскую молодежь Косово, особенности нашей «мирной повседневности», ожидания и надежды на будущее.

- Елена, вы рассказываете о своей учебе и жизни в Косово и Метохии не только в личных разговорах, но и в сети Интернет, у вас есть свой блог, где вы пытаетесь донести свой взгляд на жизнь здесь многим людям – число просмотров доходит до миллиона. Как вы пришли к такой идее – рассказать о жизни в нашем крае?

- Пришла к убеждению, что одно другому не мешает: учебе, если ты учишься на совесть, ничуть не мешают твои творческие порывы. Когда жила в родном селе, люди говорили: «Она все время в своих каких-то мыслях, идеях витает, о чем-то думает» - вот я и захотела поделиться своими мыслями, идеями с людьми. Творчество не мешает работе.

- В своем блоге вы постоянно показываете жизнь в Косовской Митровице, рассказываете о жизни и учебе в Косово. Какова реакция в сети на ваши материалы?

- Митровица – небольшой город, по большей части студенческий (Приштинский университет вынужден был переехать сюда во время гонений на сербов – С.И.). Здесь нет привычных большинству кинотеатров, театров, клубов и прочих заведений, пользующихся популярностью у молодежи. Но у города есть своя необыкновенная душа, энергия. Ты чувствуешь: все любят Митровицу. Встречи, песни, танцы, звук гитары у общежития… Иногда открываю окно в своей комнате, пою вместе с ними или просто слушаю – и утешает, и дает силы. Все выпускники университета, с которыми разговаривала, вспоминают о времени учебы с большой любовью, с ностальгией. Формируется своеобразное митровицкое братство: всегда есть люди, которые придут на помощь, дадут дельный совет, вступятся за тебя. Один из самых частых вопросов в беседах здесь: «Была ли поездка мирной?», имеется в виду, не было во время проезда стрельбы, оскорблений, провокаций. Такая вот повседневность. Студенты здесь из самых разных городов и сел Сербии, Черногории. Албанцев нет: наши факультеты какие-то «слишком сербские», наверное. Есть мусульмане из южной Сербии – мы с ними хорошие друзья, и никаких трудностей в общении не испытываем. Вот об этом я и рассказываю в своих передачах. Думаю, что искреннее доброе слово очень важно.

- Есть ли негативная реакция на ваши передачи, боитесь ли вы таких комментариев?

Внимание к моим материалам высокое, большинству нравится. Но есть и злобные высказывания – с одной стороны, они вызваны, мне кажется, наличием огромного количества предрассудков в отношении Косово и Метохии (даже в Сербии некоторые считают, мол, «что может быть хорошего где-то на юге», а «вся цивилизация находится в Белграде»), с другой – национальными предрассудками в отношении сербов, ненавистью к нам. Но от таких комментариев я стараюсь побыстрее избавиться – не хочу, чтобы блог превращался в помойку. Но большинство людей, как я сказала, с интересом и уважением смотрят мои небольшие репортажи о жизни в Косово и Метохии. Одна из главных моих задач – показать ровесникам и тем, кто младше, что абсолютно не важно, где ты учишься, в каком институте или университете – самое важное то, насколько ты любишь тот предмет, ту науку, которой занимаешься. Современные возможности позволяют иметь ту же учебную литературу, что в Белграде, что в Новом Саде, что в Косовской Митровице, и прилежный студент из т.н. «провинции» вполне может превосходить своими знаниями и успехами столичных однокашников. Задача у всех одна – хорошо усвоить науку.

Единственное, чего я действительно боюсь, это неспособность помочь будущему пациенту, ответить на его вопросы – вот это и правда страшно, желание избежать таких укоров совести и заставляет учиться.

- Хотите ли вы когда-нибудь уехать из Косово и Метохии, или на другом месте вы бы уже не были самой собой?

- Думаю, самой собой я бы осталась в любом месте, потому что есть такие ценности в душе, которые ты не сможешь предать. Конечно, может быть, условия жизни в Косово не предоставляют таких широких возможностей, как в другом месте, но все зависит от человека. Самое важное в моей профессии – люди, а люди с Косово и Метохии особенные. Потому и вижу себя только здесь, свою работу тоже. Пусть это покажется чем-то сентиментальным, но именно эта сентиментальность и влечет сюда, на Косово. Ну, куда я без Косово? Впрочем, так считаю не только я, но и многие другие студенты: мы знаем, где мы живем и учимся, и для чего и для кого учимся. Проще говоря, «где родился, там и пригодился», и ничего провинциально-отсталого тут нет: я считаю, что человек лучше всего работает на том месте, где вырос, где у него корни – он знает свой народ, особенности его менталитета, просчитывает возможные реакции на то-то и то-то. Мы, сербы, народ горячий, эмоциональный, веселый по природе, склонный к веселью, любим песни, чувствуем себя кровно связанными – вот в Сербии я себя и мыслю, потому что знаю, что рядом со своим народом, ради его блага, я и смогу работать как следует. Не знаю, смогла бы я быть врачом в другой стране, в другой языковой среде. Ведь человек только на родном языке может высказать свои чувства наиболее точно. Говорят, знаете, иногда: «Когда говоришь на английском, ты меняешься – у тебя и голос другой, и мимика, и вообще ты другая» - доля правды тут есть. Если это касается только материальной, физической стороны вопроса, это одно дело – а если души, искренности, открытости? Как в таком случае можно лечить словом – вот вопрос. Так что я бы очень не хотела уезжать куда-либо из Косово. Мочь – могла бы, но желания нет никакого.

- Тяжело ли сербской молодежи Косово и Метохии?

- Вообще молодежи здесь тяжело. Очень не хватает поддержки. Здесь многое по-другому работает, если можно так выразиться. В других местах у молодых больше возможностей, например, работать во время учебы – помогают разные фирмы, агентства, объединения… А здесь тяжелее. Дети растут в гораздо более скромных, а то и бедных условиях. Заняты по большей части тем, чтобы помочь своей семье выстоять, продержаться, поэтому часто приходится расставаться с какими-то детскими или юношескими мечтами, фантазиями гораздо раньше сверстников в других местах. Хватаются за любую работу, если такая подвернется – до фантазий ли? Или идут по стопам родителей и уезжают заграницу. Хотя я лично смотрю на этот шаг как на бегство, наивные поиски «лучшей жизни». Очень важно, что есть и такие, знаете, «упертые» люди, которые работают несмотря ни на что: терпеливо, настойчиво, без крика и истерики.

- Тревога, одиночество, отчуждение – все это болезни и скорби молодежи во всем мире. То же касается и жизни в Митровице?

- В Митровице, как и везде в Косово, все очень неопределенно – отсюда и проблемы с психикой у многих, в том числе у молодежи. У нас учатся студенты, которые родились на Косово, и приезжие. Мы-то, местные, наверное, с молоком матери впитали в себя эту постоянную тревогу и неопределенность, мы умеем реагировать на все это спокойно. А те, которые впервые сталкиваются баррикадами, нападениями, взрывами, стрельбой, оскорблениями (обычная наша повседневность) – вот у них стресс, конечно, серьезный. Добавьте сюда необходимость установления контактов в новых условиях, вне дома, где человек чувствует себя хозяином, заодно имеющиеся личностные трудности – так что да, стресс у многих бывает. Я думаю, подобное испытывает любой человек, приехавший в новое место, в том же Белграде, например. Правда, там нет баррикад, что, конечно, радует. Но мне лично там было бы, наверное, тяжелее: смотришь панические новости о Косово, откуда ты родом и думаешь, что лучше – лечь «в больничку» под капельницу и успокоительные или сесть в автобус и мчаться домой. И как бы я училась в таких условиях, когда не знаешь, жива ли семья, а новости тебя сводят с ума? Здесь, в Митровице, мы хотя бы дома, постоянно на связи, поэтому нам, местным, все-таки спокойнее. Еще одна особенность жизни и учебы в Косово и Метохии, кстати. Не сразу ее понимают студенты из других мест. Иногда звонят из других городов или стран, спрашивают, насмотревшись новостей, настолько ли все ужасно, как показывают, как мы здесь вообще можем жить, а уж тем более учиться. Я всегда отвечаю: «Все нормально, но я живу здесь всю жизнь, и это нормально для меня. А вот каково тем, кто здесь не жил, не знаком с нашими реалиями, сказать сложно». Сейчас-то, кстати, еще ничего по сравнению с войной или погромами, но нет никакой уверенности, что через минуту все не изменится.

- Сербы и албанцы в Косово и Метохии сейчас живут в параллельныех мирах, говорят на разных языках, учатся в разных школах, учат разную историю, говорят, что они из разных стран. Как вы считаете, каково будущее таких отношений двух народов?

- Знаете, мы бы очень хотелось подружиться с каким-нибудь албанцем при условии, чтобы дружба была основана не на постоянном перемывании костей друг другу (мол, знаем мы, какие вы – сербы/албанцы) и не на готовности к пережевыванию старых стереотипов и обид. Допускаю, что выглядит такое мое желание наивным или поверхностным, но сейчас мир возможен только при таких отношениях. Да, какие-то иностранные организации пытаются устроить контакты между молодыми сербами и албанцами, но это все не то, тут нет искренности, слишком все фальшиво. Деланые евро-улыбки, какие-то речи в стиле «возьмемся за руки, друзья», назойливая албанская музыка, тотальное предпочтение дорогих албанских хозяев этой земли представителям национального меньшинства – что-то говорит нам о том, что все тут не так, как надо. Эмоции молодых, пришедших на такую «дружескую встречу», кипят, недалеко до открытого конфликта, но организаторам нет до этого никакого дела: программа выполнена. Поймите: где бы я ни жила, чем бы ни занималась, моя национальность – сербка, моя страна – Сербия, моя вера – христианство, православие, я состою из этого. Православие из меня вы не вытравите. Евро- и прочие деланые улыбки не помогут. И безумно оспаривать это, потому что где бы мы ни находились, мы такие, какие мы есть. А сербам отказывают в этом - здесь, на их родной земле. Мы можем и умеем понимать и принимать других, другой веры или национальности, здесь, в Косово и Метохии, для нас это естественно, но если дети с колыбели учатся ненависти друг ко другу, никогда не наступит мир. Но, слава Богу, бывало и такое, когда (без всякого иностранного вмешательства, кстати) молодые совершенно искренне проявляли интерес, хотели узнать, как вообще дела по-настоящему обстоят у соседей, и это «у соседей» было у них без кавычек, по-соседски. Так мы вообще-то раньше и жили – без всякого западного менторства и вмешательства. Дай Бог, вернемся.

С Еленой Цветкович беседовала Мария Васич

Подготовил Степан Игнашев

P.S. Дорогие братья и сестры, мы продолжаем помогать косовским сербам и храмам, монастырям Косово и Метохии. Если у вас есть возможность и желание оказать помощь, то пожертвование можно перечислить:

  • по номеру карты Сбербанка «МИР»: 2202 2014 2978 2747 (получатель: Петр Михайлович Д.);
  • через PayPal
  • Обязательна пометка: «Помощь Косово».







Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Степан Игнашев
Все статьи Степан Игнашев
Мария Васич
Косовская «баница»: рождественская мамина молитва
Сербы делятся рождественской радостью – не только кулинарными рецептами и этнографическими сведениями, но и умением хранить свет Рождества Христова в сердце
09.01.2024
Что нас отлучит от любви Божией?
Храм в Урошевце – дом изгнанников, молящихся о своих гонителях
16.09.2023
Все статьи Мария Васич
Новости Косово
Мартовские кровопролития
О деятельности Общественного Трибунала по преступлениям НАТО в Югославии
25.04.2024
«Веселье в гетто закончилось…»
О жизни косовских сербов в оккупации
28.03.2024
Балканские шахматы, домино и напёрстки
Давление со стороны «Сербии против насилия» использовано, чтобы сделать Вучича ещё более кооперативным
05.01.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Устремленные в Вечность
Новый комментарий от Могилев на Днепре
02.05.2024 13:20
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
28.04.2024 21:45
Слава великому воину Михаилу Дитерихсу!
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.04.2024 18:04
Привет от Евгения Пригожина
Новый комментарий от Ленчик
28.04.2024 17:28