«Время великих побед»

О механизмах сталинской экономики

Бывший СССР  Православный социализм  Иосиф Сталин 
2 Русский Сталинист  Советский недобиток 
904
Время на чтение 7 минут
Фото: Из личного архива автора

I. Будучи ещё совсем маленьким, я тем не менее помню, как моя тётка Вера Ивановна (у неё муж пропал без вести под Ельней в 41-м, пенсии по потере кормильца не платили, и поэтому жили очень бедно) всегда к 1 апреля ждала снижения цен, и после была очень довольна – её несчастные рубли реально становились весомее. Снижение цен всегда было по всем товарам первой необходимости и было ощутимым (10-12%). Всего при Сталине (до войны и после) было шесть снижений. Откуда разрушенная войной страна брала средства на эти снижения? Из каких средств? Это кажется невероятным, и недаром либералы нас уверяют, что это миф.

С точки зрения высокой политэкономии снижение цен – это возврат труда, который государство взаимообразно брало у трудящихся. Этот труд возвращался в необычной форме снижения розничных цен, как у Высоцкого: «Было время – и цены снижали». Отметим, что был и второй канал возврата труда – через фонды общественного потребления (бесплатная медицина, бесплатное образование, стипендии, детские учреждения, путёвки в дома отдыха и пр., пр.). Через эти фонды передавалось около трети всех доходов населения.

Только сталинский социализм приводил к снижению цен. Как он это делал? Это мы обсудим в п. III. А пока посмотрим, в чем же главное отличие экономик капитализма и социализма.

II. Собственно капитализм работает очень просто. Есть тотальный рынок, то есть любая вещь становится товаром и в рынке обретает цену. Естественно, произведённые предприятием изделия тоже обладают ценой и идут на рынок. Если предприятие принадлежит государству, то это называется государственный капитализм, а может (если экономика смешанная) называться рыночный социализм. Такова, например, система в Китае, где бизнес (и частный и государственный) сосуществует с сильной центральной властью. В любом случае наличие тотального рынка играет решающую роль.

Сумма всех проданных изделий минус их себестоимость есть прибыль. Её владелец предприятия может вложить в развитие производства, может повысить зарплату сотрудникам. А может забрать прибыль себе и вложить её в яхты, дворцы, Куршавель. Деньги не пахнут. В общем, это и есть прибавочная стоимость, которой несправедливо владеет собственник. Об этом очень много писали и в XIX веке, и в XX в., особенно коммунисты. И были правы.

Но капитализм вместе с рынком несёт куда более страшную опасность, делающую его несовместимым с христианством. Действительно, когда человек, обременённый самыми разнообразными страстями, попадает в объятия рынка, то он, имея деньги, неминуемо стремится купить товары, потакающие греху. Рынок же, в свою очередь, грех рекламирует, легализует, показывает его в привлекательном облике. И, повысившись в цене, грех снова попадает на рынок, совращая покупателей. Так рынок воспроизводит грех. И сектор греховной продукции на современном рынке очень велик и всё время расширяется.

Однако сталинская экономика иная. Там господствует общественная собственность на средства производства. Там, по сути дела, нет рынка. Дело в том, что настоящий, капиталистический рынок определяет величины цен. Но в сталинской экономике всё иначе – вся продукция производится по плану (который эквивалентен закону), а цены директивно задаёт государство. Т.е. сталинское государство ставит заслон греху – греховные товары либо вовсе не попадают на потребительский рынок, либо имеют столь высокую цену, что становятся недоступны подавляющему большинству .

III. А для трансфертных цен (т.е. между предприятиями) имеет место очень интересная особенность – государство старается установить их пониже, чтобы уменьшить прибыль каждого предприятия. И к тому же, с прибыли оно берет в казну отчисления. Казалось бы, так можно только загубить производство – ведь прибыль идёт на его развитие. Но происходило совершенно другое – государство, вменяя каждому предприятию план, ставит его в жёсткие тиски, заставляя искать внутренние резервы: внедрять рационализаторские предложения, находить неиспользуемые средства, повышать производительность труда – всё ради того, чтобы снизить себестоимость продукции (кстати, план по уменьшению себестоимости тоже задавался).

Цены снижались каждый год не только в розничной торговле, но и трансфертные цены. И каждый год директор получал новые, уменьшенные цены как на исходное сырьё, так и на выпускаемую продукцию. И если директор со всеми этими сложностями не справлялся, то его меняли, добиваясь выдвижения наверх более расторопных и талантливых хозяйственников.

Отметим, что для расчётов между предприятиями были введены безналичные деньги, обналичка которых строго запрещалась. Так государство в корне пресекало желание некоторых поживиться финансовыми потоками, существовавшими между предприятиями.

Но не это главное. Дело в том, что безналичные деньги позволяли обходиться без инвестиций. Государственный банк их выпускал столько, сколько требовалось для начинания дела тут же – ведь предприятия обменивались только безналичными деньгами! И в то же время предприятия подчинялись строгой финансовой дисциплине по платежам таких денег. Фактически безналичные рубли стали замечательным инструментом по отслеживанию выполнения планов.

Что касается зарплаты, то она, как рабочим, так и директорам, выплачивалась не предприятием, а государством из отдельного фонда. Кстати, не существовало той дикой вилки зарплат, которая существует сейчас. Например, рабочий высокой квалификации получал где-то 400 руб. (в послереформенных рублях), а директор завода – 600 руб., а то и ниже.

Наконец, на конечном этапе товары группы «Б» (т.е. ширпотреба, продуктов, домашней техники и пр.) поступали на потребительский рынок. И при этом государство назначало розничные цены такими, что в них, кроме трансфертной цены, включалось ещё одна доходная составляющая, получившая не очень удачное название – «налог с оборота». Фактически же это был чистый доход государства за счёт вложенного в продукт труда. И действительно, все эти средства целиком и полностью попадали в ведение государства, поскольку торговля производилась по ценам государства, и предприятия в этом процессе уже не участвовали. И надо сказать, что этот «налог с оборота» оказывался весьма значительной величиной (обычно более 50% всех доходов государства), поскольку на предыдущих этапах производства прибыль (т.е. труд в денежной форме) не оседала в предприятиях (или оседала далеко не вся – часть уходила в отчисления от прибыли).

На первый взгляд может показаться, что государство обделяло работников, получая доход и с прибыли предприятия, и с розничных цен. Однако и отчисления от прибыли, и «налог с оборота» в основном и формировали доходную часть бюджета, из которой производилось и снижение розничных цен, и накопление бесплатных общественных фондов потребления – реально работающих факторов улучшения материального благополучия. И, кроме того, государство развивало страну: строило сильную армию, поднимало инфраструктуру, активно развивало науку, что также заметно влияло на качество жизни. Так что трудящиеся как раз не были в накладе.

IV. И всё же читатель может удивиться, как такая жёсткая организация производства могла существовать. Но представьте себе – существовала у нас примерно с 1934 г. по 1956 г. и причём показывала удивительно высокую эффективность. Годовой прирост валового дохода составлял порядка 16%. Никакое крупное государство в эти годы не развивалось быстрее СССР. Да и промышленность после войны была восстановлена всего за 2,5 года. Это полностью опровергает постоянное нытьё наших либералов о том, что капитализм эффективнее социализма.

А нравственно выигрыш социализма очевиден. И не раз (в том числе и Патриархом) было отмечено, что советский социализм в чем-то близок к идеалу, вытекающему из христианства. Попробуем расшифровать, в чем эта близость.

Во-первых, социализм заточен на реализацию справедливости (т.е. правды по христианской терминологии). Во-вторых, социализм – за бедных, он помогает им и тем самым нивелирует социальную несправедливость. Недаром Иоанн Златоуст отождествлял себя с бедными, говоря «Мы, бедные». В сталинском социализме это проявляется особенно ярко – государство изо всех сил помогало бедным. В-третьих, социализм стал воспитывать не эгоистов, зацикленных на себе и своих доходах, а коллективистов, думающих о стране, о народе и его чаяниях, людей стремящихся к коммунизму. Иначе говоря, это было продвижение в сторону Иерусалимской общины, где был реализован евхаристический коммунизм. И наконец, в-четвёртых, как уже указывалось, сталинский социализм поддерживал нравственность населения, в частности тем, что на товары, попадающие в разряд греховной роскоши, цены не снижались. И заметим, как элегантно и ненавязчиво это достигалось в сталинской экономике. Вот одна из причин того, что советское общество в нравственном отношении было значительно выше современного.

Именно сталинская экономика во многом сформировала облик нового человека. Прежде всего, появилась когорта «красных директоров» – великолепных организаторов, высоких профессионалов и людей, беззаветно веривших в победу коммунизма.

И, кроме того, люди поняли полезность высокой квалификации, и не только потому, что рацпредложения приносили ощутимый доход. Появилось целое всесоюзное движение рационализаторов. Резко выросло советское образование – вся страна теперь училась. Появились замечательные педагоги, например, А.С. Макаренко. И вообще выросла многочисленная интеллигенция (сейчас, кстати, в метро интеллигентное лицо можно встретить очень редко).

Наконец, сталинский социализм выковал советского человека, победившего гитлеровский фашизм, человека инициативного, квалифицированного, стойкого к невзгодам, оптимиста, смело смотрящего в будущее, человека, обретшего социальную монолитность – один за всех, все за одного. Именно сталинский социализм и есть единственно настоящая форма социализма, когда создавалась страна, в которой чаяния народа и желания элиты фактически совпадали. В такой стране хочется жить и работать на благо её жителей. Кстати, весь советский строй был коллективным творчеством – даже идейных творцов сталинской экономики мы толком поименно не знаем.

Увы, после смерти Сталина эта замечательная экономика постепенно, но неуклонно стала разрушаться. Сначала Хрущёв, придя к власти, тут же приказал колхозам, вопреки мнению Сталина, выкупить всю технику у МТС, что резко усложнило снижение цен сельскохозяйственной продукции, так что в 1954 г. снижения цен уже не было. Затем реформа Косыгина-Либермана разрушила тот тонкий экономический механизм, на котором держалась сталинская экономика. Всё, что у нас возникло после реформы, настоящим социализмом можно назвать с большой натяжкой. Далее в брежневские годы появилась теневая экономика – этот подпольный вариант капитализма. Наконец, Ельцин уже открыто и грубо втянул нас капиталистическую трясину, подчинив экономику, к тому же, нашим западным врагам. И, соответственно, в нравственной области люди покатились вниз, превращаясь из великого народа просто в население, где каждый сам за себя.

Однако ещё раз хочется повторить: мы реально жили в сталинской экономике, и это было время великих побед.

Николай Владимирович Сомин, кандидат физико-математических наук, бакалавр теологии, православный публицист

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

23. Ответ на 21, Советский недобиток:

Там в тайге научат.

Он сам из тайги, куда его снова в тайгу? Давай к тебе на сбор клюквы, пусть в детские учреждения сдает, все польза от него будет.

Теперь вот такие экзоскелеты делают , можно клюкву ведрами грести без устали целый день . Только куда ее продавать , раньше в Ригу , Вильнюс возили. Надо завести себе такой экзоскелет , грибы и ягоды из леса можно будет гектарами вычищать . Скачешь как Кин-Конг и гребешь большой короб. Такие дела теперь будут.
учитель / 22.05.2023, 00:22

22. Ответ на 21, Советский недобиток:

Там в тайге научат.

Он сам из тайги, куда его снова в тайгу? Давай к тебе на сбор клюквы, пусть в детские учреждения сдает, все польза от него будет.

Я сейчас орляк солю , зимой как найдешь. Ни к чему мне лишние захребетники. Жалко весенние грибы быстро закончились саркосцифа , сморчки , теперь до осени ждать.
учитель / 21.05.2023, 22:51

21. Ответ на 15, учитель:

Там в тайге научат.

Он сам из тайги, куда его снова в тайгу? Давай к тебе на сбор клюквы, пусть в детские учреждения сдает, все польза от него будет.

20. Ответ на 17, Русский Иван:

Сейчас это детское питание!

Плохо то , что ты не покаялся и не встал на путь исправления , а продолжаешь служить бесам.
учитель / 21.05.2023, 16:57

19. Ответ на 17, Русский Иван:

Сейчас это детское питание!

Молодец!

18.

Умственная и духовная.


Вот-вот. И есть тут новые примеры.
С. Югов / 21.05.2023, 13:42

17. Человек спекулировал водкой , папиросами и палитурой и был задержан правохранительными органами.

Сейчас это детское питание!
Русский Иван / 21.05.2023, 13:11

16. доп. п. 7

Собственно, капиталистические методы ведения народного хозяйства при троцкисте Хрущеве (который никогда и не был марксистом-ленинцем-сталинистом, достаточно знать его дореволюционную биографию) привели к таким структурным изменениям в народно-хозяйственном комплексе СССР, как очковтирательство, приписки, брак, рост производственного травматизма, текучесть кадров, погоня части рабочего класса за "длинным" рублём, утрата материальной заинтересованности.
Рабочий класс, колхозное крестьянство, творческая интеллигенция стали смотреть на государство не на как защитника своих интересов, но как на эксплуататоров.
Таким образом, стала происходить эрозия социализма, постепенная реставрация буржуазного строя в Советском Союзе. Нарастала классовая борьба, но уже не между трудом и капиталом, а между трудом и государством, которое всё больше и больше стало эксплуатировать трудящиеся массы.

15. Ответ на 14, Советский недобиток:

Александр, мы его еще научим, как дикоросами питаться!
Вот он! (с) -
https://www.youtube.com/watch?v=mNuVe_bA8j0

Там в тайге научат. Сейчас нужно канал копать Волга - Чеграй, Средняя Азия засыхает, толпы мигрантов заполонят Россию. Лучше им воду туда поставлять, а нам арбузы, дыни, фурму и хлопок . Пора уже этих врагов народа определять на общественно-полезные работы.
учитель / 21.05.2023, 10:30

14. Ответ на 12, учитель:

Александр, мы его еще научим, как дикоросами питаться!
Вот он! (с) -
https://www.youtube.com/watch?v=mNuVe_bA8j0
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Николай Сомин
Справедливость как воля Божия
Сейчас России нужно продолжение прежнего, проверенного в советское время курса – социализм с государственной собственностью на средства производства, с плановой экономикой, с монополией на внешнюю торговлю
23.04.2024
О птицах небесных и порождённых ими недоумениях
Если Россия хочет жить по заветам Христа, то другого пути кроме православного социализма у неё нет
20.01.2024
«Блаженны нищие» и «горе вам богатые»
Новый Завет – это не только основа христианства, но и в высшей степени святыня, которая просто обязана быть сохранена в неискаженном виде
05.12.2023
История как раздел диамата
О теории этногенеза Л.Н. Гумилёва
30.09.2023
Об основах христианской имущественной этики
Для России единственно приемлемым остается путь, который указывает Златоуст, – это путь общности во Христе
26.09.2023
Все статьи Николай Сомин
Бывший СССР
День памяти Патриарха Пимена
Сегодня мы чтим память святого мученика младенца Гавриила Белостокского и вспоминаем князя Д.М.Пожарского, С.А.Маслова, В.М.Скворцова, Ю.А.Васнецова, Д.А.Быстролетова, Л.С.Понтрягина, Е.Ф.Светланова и князя Н.Н.Романова
03.05.2024
Лишение литовского гражданства за поддержку
России. Будет ли знаменитая балерина скучать по рижскому взморью?
02.05.2024
Все статьи темы
Православный социализм
История капитализма в России. Куда идем?
Генезис русского буржуазного человека
23.04.2024
Вера, воля, знание – путь русского спасения
Нам нужна солидаризация государства и госуправления, важнейшими элементами которой являются солидарная экономика, солидарное государство и солидарное общество
09.04.2024
Справедливый образ России в мире
О деятельности члена Зиновьевского клуба Владимира Анатольевича Лепехина
02.04.2024
СВО как проявление экзистенциального конфликта истории
Миру необходима новая модель экономики с естественными ограничениями потребления и личного накопления
02.04.2024
К идеологии Союзного государства
Многие пытаются разрешить идеологические вопросы, минуя принципиальные положения, и, самое главное, важнейшее из них: кому служить будем, Богу или маммоне?
26.03.2024
Все статьи темы
Иосиф Сталин
История России на духовно-политической карте
О творческом наследии Ивана Ильина
25.04.2024
«Политика разрушения Российской империи заложила "бомбу" на долгие годы»
О Ленине, Сталине и «красно-белом» конфликте
24.04.2024
Великий перелом
Полемические заметки о Сталине и советском прошлом
23.04.2024
Заметки из бывшей Северной Фиваиды
Контора артели «Новый путь», чайхана, «наливайка» – всё это на месте святынь
18.04.2024
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
К 130-летию со дня рождения Н.С.Хрущева
15.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Устремленные в Вечность
Новый комментарий от LiMan
01.05.2024 13:16
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
28.04.2024 21:45
Слава великому воину Михаилу Дитерихсу!
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.04.2024 18:04
Привет от Евгения Пригожина
Новый комментарий от Ленчик
28.04.2024 17:28