Икону Пресвятой Троицы, написанную преподобным Андреем Рублёвым, передадут Русской Православной Церкви по решению президента России, сообщил сайт Русской Православной Церкви.
Долгие годы икона хранилась в собрании Государственной Третьяковской галереи. После передачи Церкви икону планируют выставить для общенародного поклонения в Храме Христа Спасителя в столице в течение года. После этого образ перевезут в Троицкий собор Свято-Троицкой Сергиевой лавры, для которого икона и была написана.
Меня попросил прокомментировать это событие корреспондент портала «Новороссия» Александр Иващенко. Комментарий опубликован на сайте, но я решил после прочтения его немного адаптировать для «Русской народной линии».
Это решение президента передать церкви то, что ей принадлежало: и икону Святой Троицы Рублева, и раку святого князя Александра Невского — очень радостное, знаковое событие. Я бы выстроил это событие в один ряд, в одну линию, которая началась с проведения специальной военной операции.
Напомню, что Владимир Путин заложил основания в трактовку СВО в духовных категориях. Он назвал Запад сатанинской цивилизацией, которой противостоит Россия. Это осмысление событий в духовных категориях, может, даже апокалиптических категориях, очень знаменательно, особенно когда об этом говорит глава государства, а не архиерей Русской Православной Церкви.
Второе знаковое событие в этом ряду — это передача командованию специальной военной операции иконы «Спас Нерукотворный», копии иконы, которая принадлежала военному министру Российской империи Петру Семёновичу Ванновскому. Президент, таким образом, посчитал необходимым духовно подкрепить русских воинов перед решающими сражениями.
Все эти действия главы нашего государства свидетельствует о том, что Владимир Путин осмысливает эти события именно в духовном плане, он понимает, что именно духовная крепость воинства явится основой победы.
Эти действия президента стали логическим продолжением всех его предыдущих заявлений и деяний. Мне представляется, что глава государства понимает, что настало время решительных действий по превращению России в Великую Державу.
Ну а что касается возвращаемых Церкви реликвий, то нужно помнить, что все эти изъятые у Церкви ценности — иконы, драгоценные раки, богослужебные предметы — это всё принадлежало Церкви, является её атрибутами, часто специально подаренными Церкви нашими благочестивыми предками. Затем, в безбожные времена, это всё было реквизировано (т.е. отобрано) у Церкви её врагами. К счастью, многое сохранилось в музеях.
Надо отметить, что в советское безбожное время музейное сообщество играло роль хранителей этих духовных ценностей и традиций. Благодаря музейным работникам эти реликвии просто сохранились, не были проданы за границу и не были уничтожены.
Однако когда советское время закончилось, когда Церковь получила свободу, музейные работники неожиданно превратились в свою полную противоположность. Они стали всячески препятствовать процессу возвращения Церкви этих конфискованных, украденных безбожной властью священных реликвий.
И сейчас, после решения Президента, мы слышим голоса осуждения, протеста со стороны некоторых музейных работников по поводу решения главы государства. Слава Богу голоса робкие. Видимо, время сегодня такое, что даже у таких закоренелых противников возвращения святынь Церкви не укрепляется голос, чтобы громко протестовать против восстановленной справедливости.
Я думаю, что значение этого решения Президента в полном объёме мы поймём позже. Сегодня же очевидно одно: это событие — важная веха на пути полноценного превращения России в «самобытное государство-цивилизацию» (слова Владимира Путина). А это является стратегической целью развития России.
Все последние заявления и действия Президента свидетельствуют о том, что глава нашего государства мыслит не только геополитическими категориями, но и духовными. А это дорогого стоит.
Анатолий Дмитриевич Степанов, главный редактор «Русской народной линии», председатель Русского Собрания, член Союза писателей России
2. Событие не просто знаковое, а эсхатологическое.
1.