Иоанн Грозный и Мещёра

Бывал ли первый русский Царь в Касимовской земле?

Иван Грозный  Бывший СССР 
0
33101
Время на чтение 7 минут
Фото: wikipedia.org

Давно идут споры — бывал ли в граде Касимове в пору своих трёх походов на Казань Государь Иван Васильевич Грозный (25 Августа 1530 — †18 Марта 1584), с 1533 года Великий Князь Московский и всея Руси, а позднее Царь Иоанн I Грозный.

Русские войска под предводительством Государя Ивана Грозного совершили три Казанских похода, и во всех трёх походах Царь Иван принимал личное участие. Одной из важнейших военных кампаний молодого Государя были походы с целью завоевать Казанское ханство — источник постоянной угрозы с Востока. Первый поход был с Декабря 1547 — по Март 1548 года, Царю тогда было 17 лет. Второй поход совершался с Ноября 1549 по Март 1550 года, Царю уже исполнилось 19 лет. Маршруты туда и обратно первых двух Казанских походов Царя шли, минуя Мещёру.

Нас особенно интересует третий поход Царя Иоанна на Казань, так как он имеет отношение к Мещёре. Поход начался 16 Июня 1552 года, Казань была взята штурмом 1-2 Октября, и в обратный путь Государь отправился 12 Октября. Тогда Царю было 22 года.

Поход был ознаменован победой и покорением Казанского ханства. В третьем походе проявились организаторские способности, воинская смекалка и умелые действия лично Царя. Сразу после Покрова Пресвятой Богородицы — 2 Октября 1552 года Казань была взята, освобождены многие десятки тысяч русских рабов. Разом была прекращена многовековая работорговля, посредством которой и богатели казанские, ногайские, крымские ханы, османские султаны, генуэзские и венецианские купцы. Без сомнения, Царь тогда с войсками проходил через сёла, которые теперь входят в Гусь-Хрустальный район Владимирской области.

Предшественник района Гусь-Хрустальный уезд был образован декретом ВЦИК от 23 Августа 1926 года в составе Владимирской губернии РСФСР. В уезд вошли части территорий упразднённых Судогодского и Меленковского уездов, а также часть территории Касимовского уезда Рязанской губернии. В 1926 году в состав уезда входило 7 городских и 302 сельских населённых пунктов.

В дозорных книгах 1647 года в будущем Касимовском уезде по левую сторону Егорьевского тракта числилось село Великодворье с церковью при колодцах, с той же стороны тракта упоминалось в 1640 году село Парахино с церковью при речке Гусе. Сёла Великодворье и Парахино указаны в книжных схемах похода Государя, который во Владимире был лишь на обратном пути. В направлении же Казани Государь шествовал минуя Владимир — по старому тракту через Мещёру, о которой местные краеведы правильно пишут, что она не была глухой и непроходимой, как считали историки Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, С.Ф. Платонов и другие, которые в своих трудах «направили» русское войско в сторону Казани через г. Владимир. В Парахино и Великодворье — в Малой Мещёре, и у современной пристани-причале г. Касимова на реке Оке и находят много монет времён Царя Ивана Грозного — серебряных «чешуек». Многие опричники Царя Ивана IV были из касимовских татар и здешних великороссов. В людской молве, веками передававшейся из уст в уста, свидетельствуется о посещении Царем Иваном Грозном здешних храмов, где Государь останавливался помолиться. Его пути навечно запечатлены в очень красивых иконах. В Мещёре и Касимове Государь наверняка был!

Тогда сам собой напрашивается другой вопрос, а был ли Царь Иван Грозный в Елатьме? В период между концом 1360-х и началом 1370-х годов Великий Князь Владимирский и Московский Дмитрий Донской (1350 — †1389) приобрел Елатьму, которая тогда называлась Мордовским городком вместе с Городцом Мещерским, переименованным позже в Касимов, у мещерского князя Александра Уковича (Оковича). Сохранилось договорная грамота между Москвой и Рязанским Князем Олегом Ивановичем (в крещении Иаков, в схиме Иоаким; умер в 1402) Великим Князем Рязанский с 1351 года. Он наследовал княжение по смерти князей Ивана или Василия Александровича, датированных 1381 годом. В грамоте сказано, что Мещёра, купленная Великим Князем Дмитрием Донским у Мещерского князя Александра Уковича (Оковича), остаётся за Москвой. После покупки Мордовский городок поменял название и стал называться Елатьмой. В.Н.Татищев пишет: «Город в Месчере провинции Шатской, на реке. Имя татарское Еглатм — не застав кликать, в калмыцком Елатма — хвастун, самохваст».

Елатьма — бывший город Тамбовской области, а сейчас городское поселение Касимовского района Рязанской области. Советский журналист Михаил Кольцов в 1936 году писал: «За трое суток из Москвы можно доехать до Мадрида, в Сухум, в Новосибирск, в Константинополь. И трое суток надо, чтобы добраться в город Елатьму своей же Московской области. Она запряталась, сия Елатьма, в лесной глуши, на Оке, летом утопает в садах, а весной и осенью утопает в грязи».

В русских летописях о Елатьме есть сведения за 1537 и за 1550 годы. В Пискаревском летописце указано: «В лето 7045 (1537 г.) царь казанский, зиме, генваря, на всеядной неделе, под Муром приходили и сёл и деревень пожёг, от Мурома и до Новгорода воевал. И ходил за царем из Елатьмы князь Михайло Кубенский, а из Володимеря князь Роман Одоевский да Василей Шереметьев, а из Мурома князь Михайло Курбский — тот передовый полк». (Полное собрание русских летописей. Т.34. М., 1978, с. 25). В 1539 году в Елатьме по приказу Царя Ивана Грозного был произведён обмен пленных ногайцев на пленённого татарами князя Семёна Бельского.

В 1550 году елатомский воевода князь Константин Иванович Курлятев вместе с рязанскими воеводами разбил ногайских мурз, явившихся грабить Мещёрский край, и преследовал их «аж до ворот Шацких».

Никоновская летопись, древнейший список которой хранится в архиве РГАДА (ф. 201 Рукописное собрание М.А. Оболенского, №163), упоминает г. Елатьму при описании борьбы с ногайскими мурзами в 1551 году: «А из Елатьмы князь Константин Иванович Курлятев да Семен Шереметев да Степан Сидоров такоже во многых местах Нагай побили».

Елатьма тогда приняла самое активное участие в Казанском походе. Войска Ивана Грозного останавливались по пути в Казань в Елатьме, в которую подходили подкрепления и подвозили продовольствие и боеприпасы. На книжных схемах походов Грозного Государя заход в Елатьму историками почему-то не отмечен. Известно, что когда Русский Царь отправился брать Казань, в передовой полк его войска вошли елатомские ратники под командованием князя Курлятева-Оболенского. В центре Елатьмы (теперь посёлок Елатьма, улица Победы, 4а), на территории бывшей крепости-городища – находилась самая древняя церковь Елатьмы – Рождества Пресвятой Богородицы. Время постройки храма неизвестно. Ранее церковь принадлежала Елатомскому мужскому Рождественскому монастырю XVII-XVIII веков, упраздненного ещё до 1764 года. За участие в Казанском походе Царь разрешил елатомцам, вместо имеющейся у них деревянной церкви Рождества Богородицы, построить каменную. Елатьма выполняла видную миссию при формировании и оснащении русских войск, участвовавших в походе Ивана Грозного на Казань.

При праздновании юбилея победы русских войск в Казани, учитывая заслуги Елатьмы в том сражении, и была воздвигнута башня-звонница своеобразной архитектуры времён Царя Иоанна Васильевича.

Церковное предание сообщает, что для новой звонницы Государь подарил «серебряный» колокол, звон которого разносился на округу, причём с дарственной надписью «Дар Царя Иоанна Васильевича». Колокол оставался на старинных фото храма, но букв не разглядеть. Возможно, надпись и не была буквально такой, в краеведческих книжках и статьях о Елатьме просто передан смысл дарственной надписи. Там же и рассказывается, что в колоколе было большое содержание серебра, и потому звенел он не только на всю Елатьму, но и на окрестные поля и луга. Проверить ничего уже нельзя, поскольку тот древний колокол до нас не дожил всего несколько десятилетий, – в 1935 году богоборцы переплавили его «для нужд народного хозяйства». Также поступили со всем церковным имуществом, а кто был против, тех репрессировали.

Когда-то в Елатьме было 13 церквей и соборов, но при советской власти большинство их было разрушено. До наших дней сохранилось только два храма, только один из них действующий. Кладбищенская церковь Всех Святых была построена в XIX веке в период с 1825 по 1834 год. Ей «всего» около 180 лет. Хотя и существует легенда, что колокол — дар Царя — будто бы спрятан под землёй именно возле этой церкви... Но современные металлоискатели ничего не находят.

В звоннице церкви Рождества Богородицы, помимо Царёва колокола, на верхней шатровой части башни были установлены старинные гиревые часы с боем и циферблатами на 3 стороны. Их тоже разобрали богоборцы. Но на старинном фото они запечатлены во всей красе!

Существует акварель художника Ф.Ф. Платова (1895-1967) «Колокольня Рождество-Богородицкой церкви», на ней вместо купола и креста наверху алый флаг. В 1958 году разобрали и саму звонницу. Когда её сносили и храм, всё вокруг было засыпано горами битого кирпича, который не вывезли, а разровняли, в результате чего оба здания как бы погрузились в землю на целый метр. В церкви двухъярусный куб сломали до уровня первого этажа, оставшаяся часть стен перекрыта сверху новой кровлей, где и разместили цеха пищекомбината, выпускавшего варенье, сироп для газировки и консервы из овощей и фруктов.

В девяностых годах вместо пищекомбината в здании бывшей церкви открылся хозяйственный магазин.

Местный краевед рассказал: «Верха у храма и звонницы снесли — получился пищекомбинат… А сейчас в нём магазин хозтовары Еламеда… будь он проклят… и про храм молчок везде… Да там в 90-е строили кочегарку… и наткнулись на гробы. А по соседству с территорией детдома, что позади храма, в то время вывезли массивный гранитный надгробный памятник. Он там всё СССР пролежал за беседкой. Но буквы на нём были сбиты».

Вход в древний храм теперь в складе хозяйственного магазина. Это был единственный в Елатьме полностью отапливаемый храм в отличие от прочих, имевших только отапливаемые трапезные с приделами.

В церкви было два престола: главный – в честь Рождества Богородицы и придельный в честь Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. В храме имелась и местночтимая, чудотворная икона Владимирской Божьей Матери. Приход у храма был более 260 человек. В 1876 году настоятелем этого храма был священник Я.Е.Лекторский.

До революции 1917 года в храме хранилось напрестольное Евангелие в малиновом бархате с серебряными в позолоте чеканами по центру Спасителя и по углам Евангелистов с надписью: «1689 года в Елатомский монастырь Рождества Пресвятыя Богородицы приложил Евангелие и Евангелистов елатомский посадский человек Савва Степанов Самгин с своими детьми». И было там Толковое Евангелие с надписью по листам: «1699 года июня 13 дня Москвитин, столовый источник Иван Степанов Бронницкий с детьми... к Рождеству Пресвятыя Богородицы на вечное поминовение родителей».

Царь Иван Грозный также оставил в жизни Рождественского храма след, который, увы, не сохранился. К сожалению, до сего дня не предпринимается попыток и возродить сам древнейший храм, сохранившийся в Елатьме.

Валерий Васильевич Камшилов, генерал-полковник казачьих войск, бывший депутат Касимовской городской думы; Олег Владимирович Романов, историк-краевед, заместитель главного редактора «Касимовской энциклопедии»

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Валерий Камшилов
Давайте вспомним всех павших!
В боях в Республике Сербской героически погибли 38 русских добровольцев
16.04.2024
Конференция: «Собиратели земли Русской. Симеон
Бекбулатович - Православный татарин на Русском престоле». Часть 3
12.04.2024
Русский царь — татарин из Касимова
О жизни и судьбе государя Симеона Бекбулатовича (Саин-Булата)
25.03.2024
Я люблю Церковь, Россию и казачество
Атаману Валерию Васильевичу Камшилову – 70 лет!
15.12.2023
И всё-таки Касимов!
Святой князь Александр Невский умер в Касимове, жителей которого крестил князь-страстотерпец Глеб
04.12.2023
Все статьи Валерий Камшилов
Олег Романов
Русский царь — татарин из Касимова
О жизни и судьбе государя Симеона Бекбулатовича (Саин-Булата)
25.03.2024
И всё-таки Касимов!
Святой князь Александр Невский умер в Касимове, жителей которого крестил князь-страстотерпец Глеб
04.12.2023
«Радуйся, Георгие, великий Победоносче»
В Касимове состоялась служба в память о святом великомученике Георгии Победоносце
06.05.2023
Крестный ход казаков Мещерского войска
К 800-летию со Дня рождения святого благоверного Великого князя Александра Невского
06.08.2021
Все статьи Олег Романов
Иван Грозный
Все статьи темы
Бывший СССР
Все статьи темы
Последние комментарии
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
28.04.2024 21:45
Слава великому воину Михаилу Дитерихсу!
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.04.2024 18:04
Привет от Евгения Пригожина
Новый комментарий от Ленчик
28.04.2024 17:28
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
28.04.2024 17:05