Почему дети в православных семьях вырастают атеистами?

Об одном признании журналистки издания MSK1.RU Серафимы Путиевой

Семья 
1 Человек 
1723
Время на чтение 10 минут

Журналистка издания MSK1.RU Серафима Путиева в статье «Православную школу я оканчивала убежденной атеисткой» рассказала о том, как она потеряла веру в Бога.

«Я оказалась среди тех, кого с детства водили на службы, учили жить по заповедям, молиться, соблюдать посты, смиряться и полагаться на Божью волю», – вспоминает своё детство Серафима.

«Религия определяла мою жизнь еще до рождения, когда отец с мамой, познакомившись в монастыре и поженившись, решили, что имя для будущего ребенка должен выбрать прозорливый старец. Он и наградил меня древним и непривычным русскому уху именем Серафима», – рассказала девушка.

«Ранних воспоминаний, связанных с церковной жизнью, у меня сохранилось не так много, – продолжила Серафима. – Помню усталость, раздражение и скуку, мучившие меня во время еженедельной трехчасовой воскресной Литургии, когда я, будучи ребенком, совсем не могла стоять тихо, ровно и внимать молитвам. Помню долгие ночные службы на Рождество и Пасху, когда мне казалось, что всё вокруг превращается в тягучий сон: толпа людей в душном храме, однообразные распевы. Помню страх и неловкость перед исповедью, освобождающую пустоту – после.

Но помню я и восторг во время крестного хода, когда я зажигала свечку, прикрывая ее ладонью, чтобы не погасла, и пела вместе со всеми прихожанами праздничные тропари. Помню добрых бабушек, угощавших меня сладостями после Причастия, как я гордо читала им длинные молитвы наизусть и они искренне восхищались».

«Тот же старец, что дал мне имя, предупредил родителей, что мне по какой-то причине нельзя учиться в обычной общеобразовательной школе. Поэтому все три школы, что я сменила за 11 лет учебы, были православными, – рассказала журналистка. – Начальные классы в целом запомнились мне временем беззаботным. Мы молились до и после каждого урока, соблюдали посты, ставили в честь праздников сценки с поучительными христианскими сюжетами, изучали кроме чтения и математики Закон Божий. В остальном наша школа мало чем отличалась от обычной: те же классы, плакаты на стенах, живой уголок.

Во время утренней молитвы семилетняя я пристально разглядывала эту яркую и очень жуткую картинку, на которой обнаженные люди ужасно страдают, их обвивают змеи и пытают бесы.

После четвертого класса меня отдали в школу-пансион, где я жила пять дней в неделю, а на выходные возвращалась к родителям. Расположенная в живописной подмосковной усадьбе, эта школа, как мне казалось при поступлении, была настоящим раем на земле. Узнав о том, что я успешно сдала вступительные, я радовалась не меньше, чем если бы получила письмо из Хогвартса.

Однако жизнь там далась мне сложнее, чем я думала. Разлуку с родителями я переживала тяжело, не могла спать, часто плакала. Ежедневные утренние и вечерние молитвы, множество правил, к которым нужно было привыкать, строгие воспитатели... Молитва могла занимать у нас до шести часов в день, если, например, в школе была праздничная служба или канон во время Великого поста, уроки, до и после каждого из которых мы молились, утреннее и вечернее правило».

«В пансионе я провела пять лет, – вспоминает Серафима. – На этот период пришёлся подростковый бунт, мешавший мне быть образцовой воспитанницей православной школы. И в кабинете директора доводилось бывать, и объяснительные писать, и не раз получать наказание от воспитателей».

Вместе с тем, по признанию Серафимы, у неё сохранилось много «и теплых воспоминаний: о рождественских колядках, подарках на День святого Николая, балах, театре, гуляньях на Масленицу. Сейчас мне даже удивительно, что где-то недалеко от Москвы есть этот маленький обособленный мир. Не верится, что когда-то я сама была его частью».

«Сомневаться в своих убеждениях я начала, кажется, лет в 13. Картина просто перестала складываться, ее больше не склеивала детская наивная вера. Я задавалась сложными вопросами, и ответы, которые давала церковь, меня не удовлетворяли. Очевиднее стали парадоксы и нестыковки.

Вместе с сомнениями пришло странное освобождение. Страх перед Богом и вечными мучениями начал отступать. Но не бесследно. Снова вспомнить о каре небесной мне пришлось, когда я в 14 лет оказалась в больнице с тяжелой травмой.

Я сама попросила позвать в палату священника, чтобы исповедоваться, – вспоминает девушка. – Он подтвердил худшие опасения: сказал, что за мои грехи Бог послал мне этот несчастный случай, но, если я всей душой помолюсь, Он меня простит. Тогда это меня ужасно встревожило. Вдруг я еще не все грехи искупила и меня ждет нечто худшее? Я помнила, что за грехи родителей Бог может наказывать детей до шестого колена, так что даже не знала, за свои ли плохие поступки я сейчас страдаю».

«Школу я оканчивала убежденной атеисткой, как многие выпускники православных школ, – сделала страшное признание Серафима. – Я уже не могла понять, что меня раньше так волновало и пугало в религии, отчего я страдала, что видела бессонными ночами, когда перед глазами возникала картинка со Страшным судом. Для меня всё это было в прошлом и отдавалось разве что закоренелой обидой.

Помню, как в 17 лет принесла домой книгу Докинза "Бог как иллюзия", которую внимательно с карандашом в руках читала, помечая аргументы для споров с родителями. В то же время я начала интересоваться наукой. Знания о том, как мир и человечество могли возникнуть без Божественного вмешательства, только укрепляли мою уверенность.

Я зачитывалась Ницше, Фроммом, Сартром, находила психологические и даже биологические основания для необходимости верить. Религия стала для меня полностью объяснимым, пускай и абсурдным явлением. Таковой она оставалась до недавнего времени».

«В храме я не появлялась несколько лет, вычеркнув из своей жизни всё, что было связано с верой. Даже родители практически перестали пытаться вернуть меня Церкви.

Примирить себя с Христианством мне помогло, как ни странно, мое увлечение искусством. Изучая историю музыки, живописи, архитектуры, невозможно не заметить, насколько религиозным было искусство на протяжении долгих веков.

Я начала, иногда даже против своей воли, находить красоту в христианстве: в пении хора, древних иконах и фресках. Эта красота и примирила меня с верой. Не с Церковью, в которой мне бывало страшно, стыдно и душно, а именно с верой», – считает девушка.

«Сейчас я не могу назвать себя верующим человеком, – призналась она. – Если и определять как-то мое мировоззрение, я бы назвала себя агностиком, пускай в глазах многих эта "средняя" позиция – недостойная. Мне интересна религия с точки зрения эстетики, истории, культуры. Я снова изредка бываю в храмах, захожу туда, чтобы подумать, послушать знакомые песнопения, полюбоваться фресками, но не помолиться».

Иногда я думаю, могла бы я вырасти верующей, если бы не та икона Страшного суда, не обличительный взгляд священника в больнице, не строгие до абсурда правила в православном пансионе? Возможно, мое мировоззрение могло сложиться иначе. Но я тогда была бы, наверное, совсем другим человеком», – заключила Серафима Путиева.

«Почему дети вырастают и уходят из Церкви? Почему в православных гимназиях становятся атеистами?» – об этих проблемах размышляет в телефонном интервью «Русской народной линии» доктор исторических наук, кандидат филологических наук, кандидат богословия, профессор, член Синодальной богослужебной комиссии и многодетный отец протодиакон Владимир Василик:

Я жалею уважаемого автора Серафиму Путиеву. У неё нет веры. Как сказал персонаж Михаила Афанасьевича Булгакова Воланд: «Что же это у вас, чего ни хватишься, ничего нет!».

Человек привык жить в режиме постоянного духовного дефицита и лишенчества – добровольного сиротства. Хотя мог бы иметь все духовные богатства, о которых указывает Серафима, признавая красоту православных икон, фресок и храмов. А ведь почему крестились наши предки? Они увидели красоту такую, которая приникла в самые глубины их сердец! Они увидели в Соборе Святой Софии, что Бог пребывает с этими людьми! Посланцы князя Владимира воскликнули: «Повели они нас туда, где служат Богу своему, и не знали мы, на небе ли мы были или на земле; потому что нет на земле такого вида такой красоты. Мы и рассказать о ней не умеем. Знаем только то, что там сам Бог с людьми пребывает, и что служба их лучше, чем в других странах. Никогда нам не позабыть этой красоты. Всякий человек, вкусивши сладкого, не захочет уже после этого вкушать горького. Так и мы уже не в состоянии здесь (в язычестве) оставаться».

В этом смысле я глубоко сочувствую уважаемой Серафиме. Я напомню ей одну сценку из повестей Клайва Льюиса «Хроники Нарнии», когда гномы отказываются быть обманутыми. Царственный Лев Аслан (образ Христа) издаёт великолепное рычание – одновременно прекрасное и страшное, а гномы говорят: не дадим себя обмануть. Аслан взмахнул лапой и перед ними оказались неслыханные по роскоши и вкусу царственные яства. Гномы вцепились в них и сказали: какую дрянь мы жуём, какие колючки и барахло. Вскоре гномы стали драться, а потом заплакали. Вера – это дар от Бога. Он предлагается всем: протяни руку и бери. И в этом смысле происходит ещё здесь, на земле, удивительный страшный суд: на суд приходит Христос, чтобы зрячие стали слепыми, а незрячие увидели красоту Божию. Люди, у которых нет никаких православных корней и родственников, становились горячо верующими, а людям, которым с детства всё было подано на блюдечке, становились глухими, слепыми и безверными.

Почему дети уходят из православных семей? Прежде всего, дети становятся жертвами неслыханной циничной информационной агрессии, неслыханной обработки мозгов и антиклерикального натиска, клеветы и глумежа над Христианством, которые устраивает некий маленький народец – любители гримасничать, всё высмеивать и прибирать деньги в себе карман.

Культура Интернета – это культура хохмы, как модно говорить – пранкинга – осмеивания всего и вся. И, к сожалению, неокрепшие умы на это очень ведутся. Тем паче, каждому хочется побыть Буратино – убежать из отчего дома в объятия лисы Алисы и кота Базилио, не слушать скучных наставлений Сверчка в гимназии.

Не будем судить педагогический состав православных гимназий – эти люди только вчера обратились к вере, без достаточного духовного опыта, временами и без педагогического опыта. Однако педагоги подвергаются тройному суду подростков, которые ищут идеальных примеров. А не находя оных – готовы крушить всё и вся. А потом плакать на развалинах.

С другой стороны, то, что было дано Серафиме – не пропало. Как сказал поэт:

Нам не дано предугадать,

Как слово наше отзовётся, —

И нам сочувствие даётся,

Как нам даётся благодать…

В конце концов, всё, что говорили Серафиме в детстве, проросло любовью к русской иконе и к русским храмам. Пусть и не в достаточной мере.

Что ещё можно сказать Серафиме?

С современным человеком происходит то же, что и с современниками Фёдора Ивановича Тютчева:

Не плоть, а дух растлился в наши дни,

И человек отчаянно тоскует...

Он к свету рвётся из ночной тени

И, свет обретши, ропщет и бунтует.

Безверием палим и иссушён,

Невыносимое он днесь выносит...

И сознаёт свою погибель он,

И жаждет веры — но о ней не просит...

Не скажет ввек, с молитвой и слезой,

Как ни скорбит перед замкнутой дверью:

«Впусти меня! – Я верю, Боже мой!

Приди на помощь моему неверью!..»

Неверие идёт от гордости и горделивого непонимания: если я этого не понимаю, то этого не существует. И я абсолютно не уверен, что Серафима горячо уверовала бы, если бы ей подложили стульчик, если бы с ней в детстве сюсюкались, и если бы никогда не увидела иконы «Страшного Суда», а видела бы только образ Христа, благословляющего детей.

Для юного возраста характерно стремление брать преграды. Но для Серафимы стало непонятным – надо ли брать эту преграду или не надо? Частая ситуация, когда старшее поколение поёт «нам нет преград», а младшее поколение подхватывает «а нам их не надо». Самое страшное – отсутствие мотива и великой цели, великого замысла в жизни. Серафиму и её многих сверстников можно только пожалеть – осиротевшее поколение. Само, обрекшее себя на сиротство.

Что я пожелаю Серафиме? Помнить, что есть Отчий дом, о котором так замечательно пел Галич:

Когда я вернусь, я пойду в тот единственный дом,

Где с куполом синим не властно соперничать небо,

И ладана запах, как запах приютского хлеба,

Ударит меня и заплещется в сердце моем…

Когда я вернусь… О, когда я вернусь…

Церковь знала разные иконы Страшного суда. И на той же самой иконе можно обратить внимание на совершенно другие вещи: на радостное шествие праведников в рай навстречу Христа.

Испуг Серафимы совершенно напрасный и зряшный. И очень жаль, что до сих пор она пребывает в своём детском испуге. Пора выздоравливать, пора бодриться! Пора Серафиме укреплять своё сердце и пора ей идти к Богу!

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

21. Ответ на 19, Сергей:

Вряд ли хорошо, что Ваши претензии на знание духовной реальности выражаются в Ваших попытках ограничить (а по сути, даже запретить) чужую молитву.

Вы, Сергей, уж совсем представляете меня каким-то злодеем, который пытается запретить людям молиться.
Ничего подобного у меня нет. Молитва – это необходимый инструмент нашего спасения.
Без нее погибнем. А я не хочу ни погибнуть сам, ни Вам этого не желаю.
Но молитва должна быть правильной. Иначе из инструмента нашего спасения она превратится в инструмент погибели.
Очень хорошо и подробно учит о молитве святитель Игнатий (Брянчанинов). Не зря Церковь называет его «учителем покаяния и молитвы изрядным».
Он учит, что для того, чтобы наша молитва была «услышана» Богом, она должна иметь своим основанием истинное покаяние, сокрушение сердца о своей греховности, нищету духовную. Только из такого состояния мы можем приносить свои молитвы Богу, чтобы Он благосклонно их принял, а не прогневался на нас.
Нищета же духовная как раз и состоит в том, чтобы осознавать себя грешником, погибающем в болоте своих грехов и не имеющим ни малейшей возможности ни спастись самому, ни уж тем более, помогать в этом другим таким же грешникам. Мы должны осознавать себя духовно нищими, каковыми являются нищие, грязные, прокаженные бродяги, посаженные за свои огромные долги в тюрьму, у которых нет никакого добра и которые не могут иметь надежды принести выкуп Царю ни за себя, ни, тем более, просить милости у Него за других таких же преступников.
Если же мы просим за других должников, то тем самым признаем себя уже не нищими, но как будто бы имеющими какое-то духовное богатство, которым мы способны оплатить долги других должников.
Такими духовными богатствами обладали святые отцы, которые заработали его долгими многолетними трудами духовной борьбы, и поэтому они имели дерзновение перед Богом просить за других грешников.
Если же мы будем пытаться им в этом подражать, не имея за душой ничего, то это – явное проявление страсти гордости.
Бог долготерпит нам, видя полное помрачение нашего ума, и до поры - до времени не наказывает нас за подобные прошения. Но лучше нам исправляться, чтобы не пребыть в таком состоянии неисправности до своей смерти.
Виктор / 18.01.2023, 04:11

20. Ответ на 19, Сергей:

Один брат спросил у старца, как ему следует думать о себе. Тот ему ответил: «Думай о себе как о погрязшем по шею в болоте с камнем на шее и вот-вот долженствующим потонуть и постоянно вопящем о помощи».
Как, находясь в таком состоянии, человек может спасти другого человека, тонущего рядом (или уже ушедшего под воду)?
Для того, чтобы спасать кого-то, тонущего рядом, нужно сперва самому выбраться на твердую почву, потом отдохнуть, прийти в себя, найти какой-нибудь длинный шест или еще что-нибудь, и только потом уже пытаться спасать других тонущих. Иначе не получится.
Другой пример.
Кто может просить у великого царя об освобождении какого-нибудь заключенного в темницу за совершение тяжкого преступления и имеющего огромный долг в казну? Очевидно – только родственники царя или приближенные к царю вельможи – те, кого царь почтил своим благоволением за их выдающиеся личные заслуги перед царем и государством.
Вряд ли царь станет выполнять просьбу такого же тяжкого преступника, содержащегося в соседней камере или какого-нибудь грязного вонючего неумытого бродяги. Да у них и не будет никакой возможности изложить царю свои просьбы.
Виктор / 17.01.2023, 18:32

19. Ответ на 18, Виктор :

Есть много вопросов Веры, по которым у Вас ложные понятия. Про один из них, очередной, я написал в комментариях к статье об умершем В. Кикабидзе.

Вряд ли хорошо, что Ваши претензии на знание духовной реальности выражаются в Ваших попытках ограничить (а по сути, даже запретить) чужую молитву.
И в своем сообщении о молитве за усопших Вы вновь ограничились риторикой. Никак не объяснив свои тезисы без неё (то бишь, без риторики). Иногда ведь надо максимально по-простому, если только простое объяснение у Вас имеется.
Сергей / 17.01.2023, 16:20

18. Ответ на 16, Сергей:

Ну вот, столько времени и сил потратил, и все только для того, чтобы натянуть на себя еще более тяжкое бремя – быть в Вашем приходе катехизатором!
Ведь если относиться к этой работе честно и правильно, то учить других людей Вере – тягчайшая ноша, требующая огромного труда, практически всего свободного времени, а последствия этого могут быть для обучающего самые болезненные.
Ну да ладно, дело лишь за Вами – когда примете хиротонию, напишите.
Но только не принимайте ее с Вашим нынешним состоянием ума. Это будет смертельно. Так погибли очень многие современные священники, я имею в виду духовную смерть. Нужно обязательно исправить ум, совершить «метанойю».
Есть много вопросов Веры, по которым у Вас ложные понятия. Про один из них, очередной, я написал в комментариях к статье об умершем В. Кикабидзе.
Виктор / 17.01.2023, 15:14

17. Ответ на 14, Валерий:

Валерий:
«Поменять в одночасье сознание у 382 архиереев, 35 677 священников и 4837 диаконов МП РПЦ (даннве 2019 г), где на первое место ставится жертва, и только на второе - покаяние, где внешнее и обрядовое выдается, как внутреннее содержание церкви, именно за такое обличение фарисеи распяли Сына Божьего.»
////////////////////////

Наверное, и Патриарха Кирилла «учли» и… находящихся «за штатом»?
Так то под силу «справить» разве, что Императору? «Имеете» кандидатуру «на примете»?


16. Ответ на 14, Валерий:

Поменять в одночасье сознание у 382 архиереев, 35 677 священников и 4837 диаконов МП РПЦ

Ничего себе у Вас миссия, мужики. Вдвоём не управитесь.
А я - не помощник. Поскольку: а) мне такая миссия не поручалась; б) не умею от слова "совсем"; в) да вы меня и сами не возьмёте.
Вот я, если б был где-нибудь настоятелем - возможно, и пригласил бы Виктора катехизатором (с учётом его искренности и хорошего слога). Однако, при условии неукоснительного соблюдения им ряда жёстких ограничений в своей деятельности.
Сергей / 17.01.2023, 09:39

15. Ответ на 14, Валерий:

на первое место ставится жертва, и только на второе - покаяние


Мне кажется, Валерий, Вы преувеличиваете.
Если бы действительно наши пастыри и архипастыри ставили покаяние хотя бы на второе место! Думаю, что тогда бы в современной Церкви и в России сейчас было бы все еще не так трагично.
Но ни на второе, ни на десятое и ни на какое другое место они его не ставят. О покаянии им вообще ничего не известно. Только само слово «покаяние» еще можно кое-где иногда услышать, но чтобы кто-то учил людей покаянию – этого уже давно нет.
Они по необходимости произносят это слово, когда читают Евангелие, например, заповедь Господа: «ПОКАЙТЕСЬ, ИБО ПРИБЛИЗИЛОСЬ ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ» и др., но значение этого слова им, видимо, неизвестно. Или они его толкуют превратно, в соответствии со своим плотским разумом.
Если бы пастыри по-настоящему учили людей деланию покаяния хотя бы в одном-двух приходах каждой епархии, то, думаю, что этого могло бы быть уже достаточным для того, чтобы на серьезный срок отсрочить надвигающуюся на Россию трагедию.
Но в настоящее время существует лишь один приход на всю страну, который дал свои плоды в этом делании и где до настоящего времени пытаются этим заниматься.
Виктор / 17.01.2023, 06:15

14. Ответ на 10, Александр Волков:

«Полностью согласен с братом во Христе, Виктором, даже добавлю, что негативные процессы, происходящие в православной церкви, имеют сегодня явные признаки необратимости…»
////////////////////////////////
Лелик! Все пропало! Гипс снимают, клиент уезжает… - знакомые слова?

Здесь не смеяться, здесь плакать надо и желательно с сокрушением сердца. Поменять в одночасье сознание у 382 архиереев, 35 677 священников и 4837 диаконов МП РПЦ (даннве 2019 г), где на первое место ставится жертва, и только на второе - покаяние, где внешнее и обрядовое выдается, как внутреннее содержание церкви, именно за такое обличение фарисеи распяли Сына Божьего. Поэтому финал будет трагическим, когда останется и будут стоять в Истине - один архиерей, один иерей, один мирянин, ибо и врата ада не одолеют Святую Соборную и Апостольскую Церковь. С НАМИ БОГ! (Ис.8)
Валерий / 16.01.2023, 19:03

13.

"Убойся того грозного наречения Господня, которое ожидает родителей на Страшном Суде Христовом за воспитание детей для вечной погибели; убойся тех отчаянных и бесполезных слез и проклятий на родителей, которые тогда произнесут дети, воспитанные для ада".
Святитель Игнатий (Брянчанинов).
Виктор / 16.01.2023, 17:45

12. Ответ на 9, Сергей:

Я знаю молодых людей, отошедших от Церкви и веры в отрочестве и после него. Но никто из них не высказывал отрицательных впечатлений - напротив, детские воспоминания о церковной жизни были теплыми, добрыми.


И я знаю. Их множество. Я бы даже сказал – практически все, кто сейчас в детстве посещают храмы со своими родителями, достигши определенного возраста (10-13 лет), становятся холодными к Вере.
Причины очевидны – родители, имеющие внешнюю, обрядовую веру и сами никем не наученные Православной вере, не могут научить и ребенка правильному отношению к своим грехам, к таинствам, к Вере. Такие ненаученные дети примерно до 7-8 лет причащаются без исповеди или с формальной исповедью, без должного осознания своих грехов. А когда наступает возраст, когда они должны уже со всей ответственностью подходить к Исповеди – называть все свои главные грехи, искренне в них раскаиваться, вести с ними борьбу, - то, в силу своей ненаученности, не могут этого сделать. В результате исповедь продолжает оставаться формальной и таинство Исповеди и Причащения становится для ребенка в осуждение. Так продолжается некоторое время, а потом ребенок за такое отношение к Таинствам попадает в полную власть злых духов, которые развивают в нем страсти и чувство отторжения от Церкви.
Вот такая ситуация сложилась в нашей Церкви за последние два-три десятка лет. Отсюда и все вытекающие последствия для нашей страны.
А «теплота» воспоминаний о детских годах связана не с самой Верой, а с теми детскими чувствами приятности от различных внешних действий – обрядовых, праздничных или иных.
Виктор / 16.01.2023, 15:44
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протодиакон Владимир Василик
Александрийский папа или Александрийская мама?
«Хиротонисание диакониссы» Анжелики Молен в Александрийском Патриархате – большой шаг на пути принятия женского священства
03.05.2024
Научные заслуги Ильина перечёркиваются его политическими заявлениями
Призываю Учёный совет РГГУ отменить своё ошибочное решение
26.04.2024
Он сражался за душу русского человека
Слово на кончину замечательного русского поэта и переводчика Юрия Михайловича Ключникова
19.04.2024
Владимир Владимирович, последуйте примеру Петра Великого
Помилование Игоря Стрелкова предварит нашу общую Победу над врагом
16.04.2024
Все статьи Протодиакон Владимир Василик
Семья
Жизнь жительствует
С Праздником праздников и Торжеством из торжеств
05.05.2024
«Все задачи, которые ставите Вы, выполняются»
Губернатор Тульской области А.Дюмин доложил Президенту о поддержке СВО в регионе
03.05.2024
Борода расти не хочет
Если бы мужчины не гнались за непонятными шаблонами, не распадались бы их семьи
03.05.2024
Страна выбирается из демографической ямы?
Число занятых в экономике граждан в ближайшую трехлетку вырастет на 1,4 млн, до 73,3 млн человек
02.05.2024
«Если женщина не хочет рожать, никакие деньги не помогут»
О призыве Валентины Матвиенко к моде иметь более двух детей в семье
26.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Александрийский папа или Александрийская мама?
Новый комментарий от Вадим И. Шаров
05.05.2024 16:52
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
05.05.2024 15:25
Христос Воскресе!
Новый комментарий от Игорь Ал
05.05.2024 13:00
Зачем ждать неминуемого финансового краха?
Новый комментарий от Человек
05.05.2024 12:29