Журналистка издания MSK1.RU Серафима Путиева в статье «Православную школу я оканчивала убежденной атеисткой» рассказала о том, как она потеряла веру в Бога.
«Я оказалась среди тех, кого с детства водили на службы, учили жить по заповедям, молиться, соблюдать посты, смиряться и полагаться на Божью волю», – вспоминает своё детство Серафима.
«Религия определяла мою жизнь еще до рождения, когда отец с мамой, познакомившись в монастыре и поженившись, решили, что имя для будущего ребенка должен выбрать прозорливый старец. Он и наградил меня древним и непривычным русскому уху именем Серафима», – рассказала девушка.
«Ранних воспоминаний, связанных с церковной жизнью, у меня сохранилось не так много, – продолжила Серафима. – Помню усталость, раздражение и скуку, мучившие меня во время еженедельной трехчасовой воскресной Литургии, когда я, будучи ребенком, совсем не могла стоять тихо, ровно и внимать молитвам. Помню долгие ночные службы на Рождество и Пасху, когда мне казалось, что всё вокруг превращается в тягучий сон: толпа людей в душном храме, однообразные распевы. Помню страх и неловкость перед исповедью, освобождающую пустоту – после.
Но помню я и восторг во время крестного хода, когда я зажигала свечку, прикрывая ее ладонью, чтобы не погасла, и пела вместе со всеми прихожанами праздничные тропари. Помню добрых бабушек, угощавших меня сладостями после Причастия, как я гордо читала им длинные молитвы наизусть и они искренне восхищались».
«Тот же старец, что дал мне имя, предупредил родителей, что мне по какой-то причине нельзя учиться в обычной общеобразовательной школе. Поэтому все три школы, что я сменила за 11 лет учебы, были православными, – рассказала журналистка. – Начальные классы в целом запомнились мне временем беззаботным. Мы молились до и после каждого урока, соблюдали посты, ставили в честь праздников сценки с поучительными христианскими сюжетами, изучали кроме чтения и математики Закон Божий. В остальном наша школа мало чем отличалась от обычной: те же классы, плакаты на стенах, живой уголок.
Во время утренней молитвы семилетняя я пристально разглядывала эту яркую и очень жуткую картинку, на которой обнаженные люди ужасно страдают, их обвивают змеи и пытают бесы.
После четвертого класса меня отдали в школу-пансион, где я жила пять дней в неделю, а на выходные возвращалась к родителям. Расположенная в живописной подмосковной усадьбе, эта школа, как мне казалось при поступлении, была настоящим раем на земле. Узнав о том, что я успешно сдала вступительные, я радовалась не меньше, чем если бы получила письмо из Хогвартса.
Однако жизнь там далась мне сложнее, чем я думала. Разлуку с родителями я переживала тяжело, не могла спать, часто плакала. Ежедневные утренние и вечерние молитвы, множество правил, к которым нужно было привыкать, строгие воспитатели... Молитва могла занимать у нас до шести часов в день, если, например, в школе была праздничная служба или канон во время Великого поста, уроки, до и после каждого из которых мы молились, утреннее и вечернее правило».
«В пансионе я провела пять лет, – вспоминает Серафима. – На этот период пришёлся подростковый бунт, мешавший мне быть образцовой воспитанницей православной школы. И в кабинете директора доводилось бывать, и объяснительные писать, и не раз получать наказание от воспитателей».
Вместе с тем, по признанию Серафимы, у неё сохранилось много «и теплых воспоминаний: о рождественских колядках, подарках на День святого Николая, балах, театре, гуляньях на Масленицу. Сейчас мне даже удивительно, что где-то недалеко от Москвы есть этот маленький обособленный мир. Не верится, что когда-то я сама была его частью».
«Сомневаться в своих убеждениях я начала, кажется, лет в 13. Картина просто перестала складываться, ее больше не склеивала детская наивная вера. Я задавалась сложными вопросами, и ответы, которые давала церковь, меня не удовлетворяли. Очевиднее стали парадоксы и нестыковки.
Вместе с сомнениями пришло странное освобождение. Страх перед Богом и вечными мучениями начал отступать. Но не бесследно. Снова вспомнить о каре небесной мне пришлось, когда я в 14 лет оказалась в больнице с тяжелой травмой.
Я сама попросила позвать в палату священника, чтобы исповедоваться, – вспоминает девушка. – Он подтвердил худшие опасения: сказал, что за мои грехи Бог послал мне этот несчастный случай, но, если я всей душой помолюсь, Он меня простит. Тогда это меня ужасно встревожило. Вдруг я еще не все грехи искупила и меня ждет нечто худшее? Я помнила, что за грехи родителей Бог может наказывать детей до шестого колена, так что даже не знала, за свои ли плохие поступки я сейчас страдаю».
«Школу я оканчивала убежденной атеисткой, как многие выпускники православных школ, – сделала страшное признание Серафима. – Я уже не могла понять, что меня раньше так волновало и пугало в религии, отчего я страдала, что видела бессонными ночами, когда перед глазами возникала картинка со Страшным судом. Для меня всё это было в прошлом и отдавалось разве что закоренелой обидой.
Помню, как в 17 лет принесла домой книгу Докинза "Бог как иллюзия", которую внимательно с карандашом в руках читала, помечая аргументы для споров с родителями. В то же время я начала интересоваться наукой. Знания о том, как мир и человечество могли возникнуть без Божественного вмешательства, только укрепляли мою уверенность.
Я зачитывалась Ницше, Фроммом, Сартром, находила психологические и даже биологические основания для необходимости верить. Религия стала для меня полностью объяснимым, пускай и абсурдным явлением. Таковой она оставалась до недавнего времени».
«В храме я не появлялась несколько лет, вычеркнув из своей жизни всё, что было связано с верой. Даже родители практически перестали пытаться вернуть меня Церкви.
Примирить себя с Христианством мне помогло, как ни странно, мое увлечение искусством. Изучая историю музыки, живописи, архитектуры, невозможно не заметить, насколько религиозным было искусство на протяжении долгих веков.
Я начала, иногда даже против своей воли, находить красоту в христианстве: в пении хора, древних иконах и фресках. Эта красота и примирила меня с верой. Не с Церковью, в которой мне бывало страшно, стыдно и душно, а именно с верой», – считает девушка.
«Сейчас я не могу назвать себя верующим человеком, – призналась она. – Если и определять как-то мое мировоззрение, я бы назвала себя агностиком, пускай в глазах многих эта "средняя" позиция – недостойная. Мне интересна религия с точки зрения эстетики, истории, культуры. Я снова изредка бываю в храмах, захожу туда, чтобы подумать, послушать знакомые песнопения, полюбоваться фресками, но не помолиться».
Иногда я думаю, могла бы я вырасти верующей, если бы не та икона Страшного суда, не обличительный взгляд священника в больнице, не строгие до абсурда правила в православном пансионе? Возможно, мое мировоззрение могло сложиться иначе. Но я тогда была бы, наверное, совсем другим человеком», – заключила Серафима Путиева.
«Почему дети вырастают и уходят из Церкви? Почему в православных гимназиях становятся атеистами?» – об этих проблемах размышляет в телефонном интервью «Русской народной линии» доктор исторических наук, кандидат филологических наук, кандидат богословия, профессор, член Синодальной богослужебной комиссии и многодетный отец протодиакон Владимир Василик:
Я жалею уважаемого автора Серафиму Путиеву. У неё нет веры. Как сказал персонаж Михаила Афанасьевича Булгакова Воланд: «Что же это у вас, чего ни хватишься, ничего нет!».
Человек привык жить в режиме постоянного духовного дефицита и лишенчества – добровольного сиротства. Хотя мог бы иметь все духовные богатства, о которых указывает Серафима, признавая красоту православных икон, фресок и храмов. А ведь почему крестились наши предки? Они увидели красоту такую, которая приникла в самые глубины их сердец! Они увидели в Соборе Святой Софии, что Бог пребывает с этими людьми! Посланцы князя Владимира воскликнули: «Повели они нас туда, где служат Богу своему, и не знали мы, на небе ли мы были или на земле; потому что нет на земле такого вида такой красоты. Мы и рассказать о ней не умеем. Знаем только то, что там сам Бог с людьми пребывает, и что служба их лучше, чем в других странах. Никогда нам не позабыть этой красоты. Всякий человек, вкусивши сладкого, не захочет уже после этого вкушать горького. Так и мы уже не в состоянии здесь (в язычестве) оставаться».
В этом смысле я глубоко сочувствую уважаемой Серафиме. Я напомню ей одну сценку из повестей Клайва Льюиса «Хроники Нарнии», когда гномы отказываются быть обманутыми. Царственный Лев Аслан (образ Христа) издаёт великолепное рычание – одновременно прекрасное и страшное, а гномы говорят: не дадим себя обмануть. Аслан взмахнул лапой и перед ними оказались неслыханные по роскоши и вкусу царственные яства. Гномы вцепились в них и сказали: какую дрянь мы жуём, какие колючки и барахло. Вскоре гномы стали драться, а потом заплакали. Вера – это дар от Бога. Он предлагается всем: протяни руку и бери. И в этом смысле происходит ещё здесь, на земле, удивительный страшный суд: на суд приходит Христос, чтобы зрячие стали слепыми, а незрячие увидели красоту Божию. Люди, у которых нет никаких православных корней и родственников, становились горячо верующими, а людям, которым с детства всё было подано на блюдечке, становились глухими, слепыми и безверными.
Почему дети уходят из православных семей? Прежде всего, дети становятся жертвами неслыханной циничной информационной агрессии, неслыханной обработки мозгов и антиклерикального натиска, клеветы и глумежа над Христианством, которые устраивает некий маленький народец – любители гримасничать, всё высмеивать и прибирать деньги в себе карман.
Культура Интернета – это культура хохмы, как модно говорить – пранкинга – осмеивания всего и вся. И, к сожалению, неокрепшие умы на это очень ведутся. Тем паче, каждому хочется побыть Буратино – убежать из отчего дома в объятия лисы Алисы и кота Базилио, не слушать скучных наставлений Сверчка в гимназии.
Не будем судить педагогический состав православных гимназий – эти люди только вчера обратились к вере, без достаточного духовного опыта, временами и без педагогического опыта. Однако педагоги подвергаются тройному суду подростков, которые ищут идеальных примеров. А не находя оных – готовы крушить всё и вся. А потом плакать на развалинах.
С другой стороны, то, что было дано Серафиме – не пропало. Как сказал поэт:
Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовётся, —
И нам сочувствие даётся,
Как нам даётся благодать…
В конце концов, всё, что говорили Серафиме в детстве, проросло любовью к русской иконе и к русским храмам. Пусть и не в достаточной мере.
Что ещё можно сказать Серафиме?
С современным человеком происходит то же, что и с современниками Фёдора Ивановича Тютчева:
Не плоть, а дух растлился в наши дни,
И человек отчаянно тоскует...
Он к свету рвётся из ночной тени
И, свет обретши, ропщет и бунтует.
Безверием палим и иссушён,
Невыносимое он днесь выносит...
И сознаёт свою погибель он,
И жаждет веры — но о ней не просит...
Не скажет ввек, с молитвой и слезой,
Как ни скорбит перед замкнутой дверью:
«Впусти меня! – Я верю, Боже мой!
Приди на помощь моему неверью!..»
Неверие идёт от гордости и горделивого непонимания: если я этого не понимаю, то этого не существует. И я абсолютно не уверен, что Серафима горячо уверовала бы, если бы ей подложили стульчик, если бы с ней в детстве сюсюкались, и если бы никогда не увидела иконы «Страшного Суда», а видела бы только образ Христа, благословляющего детей.
Для юного возраста характерно стремление брать преграды. Но для Серафимы стало непонятным – надо ли брать эту преграду или не надо? Частая ситуация, когда старшее поколение поёт «нам нет преград», а младшее поколение подхватывает «а нам их не надо». Самое страшное – отсутствие мотива и великой цели, великого замысла в жизни. Серафиму и её многих сверстников можно только пожалеть – осиротевшее поколение. Само, обрекшее себя на сиротство.
Что я пожелаю Серафиме? Помнить, что есть Отчий дом, о котором так замечательно пел Галич:
Когда я вернусь, я пойду в тот единственный дом,
Где с куполом синим не властно соперничать небо,
И ладана запах, как запах приютского хлеба,
Ударит меня и заплещется в сердце моем…
Когда я вернусь… О, когда я вернусь…
Церковь знала разные иконы Страшного суда. И на той же самой иконе можно обратить внимание на совершенно другие вещи: на радостное шествие праведников в рай навстречу Христа.
Испуг Серафимы совершенно напрасный и зряшный. И очень жаль, что до сих пор она пребывает в своём детском испуге. Пора выздоравливать, пора бодриться! Пора Серафиме укреплять своё сердце и пора ей идти к Богу!
21. Ответ на 19, Сергей:
Ничего подобного у меня нет. Молитва – это необходимый инструмент нашего спасения.
Без нее погибнем. А я не хочу ни погибнуть сам, ни Вам этого не желаю.
Но молитва должна быть правильной. Иначе из инструмента нашего спасения она превратится в инструмент погибели.
Очень хорошо и подробно учит о молитве святитель Игнатий (Брянчанинов). Не зря Церковь называет его «учителем покаяния и молитвы изрядным».
Он учит, что для того, чтобы наша молитва была «услышана» Богом, она должна иметь своим основанием истинное покаяние, сокрушение сердца о своей греховности, нищету духовную. Только из такого состояния мы можем приносить свои молитвы Богу, чтобы Он благосклонно их принял, а не прогневался на нас.
Нищета же духовная как раз и состоит в том, чтобы осознавать себя грешником, погибающем в болоте своих грехов и не имеющим ни малейшей возможности ни спастись самому, ни уж тем более, помогать в этом другим таким же грешникам. Мы должны осознавать себя духовно нищими, каковыми являются нищие, грязные, прокаженные бродяги, посаженные за свои огромные долги в тюрьму, у которых нет никакого добра и которые не могут иметь надежды принести выкуп Царю ни за себя, ни, тем более, просить милости у Него за других таких же преступников.
Если же мы просим за других должников, то тем самым признаем себя уже не нищими, но как будто бы имеющими какое-то духовное богатство, которым мы способны оплатить долги других должников.
Такими духовными богатствами обладали святые отцы, которые заработали его долгими многолетними трудами духовной борьбы, и поэтому они имели дерзновение перед Богом просить за других грешников.
Если же мы будем пытаться им в этом подражать, не имея за душой ничего, то это – явное проявление страсти гордости.
Бог долготерпит нам, видя полное помрачение нашего ума, и до поры - до времени не наказывает нас за подобные прошения. Но лучше нам исправляться, чтобы не пребыть в таком состоянии неисправности до своей смерти.
20. Ответ на 19, Сергей:
Как, находясь в таком состоянии, человек может спасти другого человека, тонущего рядом (или уже ушедшего под воду)?
Для того, чтобы спасать кого-то, тонущего рядом, нужно сперва самому выбраться на твердую почву, потом отдохнуть, прийти в себя, найти какой-нибудь длинный шест или еще что-нибудь, и только потом уже пытаться спасать других тонущих. Иначе не получится.
Другой пример.
Кто может просить у великого царя об освобождении какого-нибудь заключенного в темницу за совершение тяжкого преступления и имеющего огромный долг в казну? Очевидно – только родственники царя или приближенные к царю вельможи – те, кого царь почтил своим благоволением за их выдающиеся личные заслуги перед царем и государством.
Вряд ли царь станет выполнять просьбу такого же тяжкого преступника, содержащегося в соседней камере или какого-нибудь грязного вонючего неумытого бродяги. Да у них и не будет никакой возможности изложить царю свои просьбы.
19. Ответ на 18, Виктор :
И в своем сообщении о молитве за усопших Вы вновь ограничились риторикой. Никак не объяснив свои тезисы без неё (то бишь, без риторики). Иногда ведь надо максимально по-простому, если только простое объяснение у Вас имеется.
18. Ответ на 16, Сергей:
Ведь если относиться к этой работе честно и правильно, то учить других людей Вере – тягчайшая ноша, требующая огромного труда, практически всего свободного времени, а последствия этого могут быть для обучающего самые болезненные.
Ну да ладно, дело лишь за Вами – когда примете хиротонию, напишите.
Но только не принимайте ее с Вашим нынешним состоянием ума. Это будет смертельно. Так погибли очень многие современные священники, я имею в виду духовную смерть. Нужно обязательно исправить ум, совершить «метанойю».
Есть много вопросов Веры, по которым у Вас ложные понятия. Про один из них, очередной, я написал в комментариях к статье об умершем В. Кикабидзе.
17. Ответ на 14, Валерий:
«Поменять в одночасье сознание у 382 архиереев, 35 677 священников и 4837 диаконов МП РПЦ (даннве 2019 г), где на первое место ставится жертва, и только на второе - покаяние, где внешнее и обрядовое выдается, как внутреннее содержание церкви, именно за такое обличение фарисеи распяли Сына Божьего.»
////////////////////////
Наверное, и Патриарха Кирилла «учли» и… находящихся «за штатом»?
Так то под силу «справить» разве, что Императору? «Имеете» кандидатуру «на примете»?
16. Ответ на 14, Валерий:
А я - не помощник. Поскольку: а) мне такая миссия не поручалась; б) не умею от слова "совсем"; в) да вы меня и сами не возьмёте.
Вот я, если б был где-нибудь настоятелем - возможно, и пригласил бы Виктора катехизатором (с учётом его искренности и хорошего слога). Однако, при условии неукоснительного соблюдения им ряда жёстких ограничений в своей деятельности.
15. Ответ на 14, Валерий:
Мне кажется, Валерий, Вы преувеличиваете.
Если бы действительно наши пастыри и архипастыри ставили покаяние хотя бы на второе место! Думаю, что тогда бы в современной Церкви и в России сейчас было бы все еще не так трагично.
Но ни на второе, ни на десятое и ни на какое другое место они его не ставят. О покаянии им вообще ничего не известно. Только само слово «покаяние» еще можно кое-где иногда услышать, но чтобы кто-то учил людей покаянию – этого уже давно нет.
Они по необходимости произносят это слово, когда читают Евангелие, например, заповедь Господа: «ПОКАЙТЕСЬ, ИБО ПРИБЛИЗИЛОСЬ ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ» и др., но значение этого слова им, видимо, неизвестно. Или они его толкуют превратно, в соответствии со своим плотским разумом.
Если бы пастыри по-настоящему учили людей деланию покаяния хотя бы в одном-двух приходах каждой епархии, то, думаю, что этого могло бы быть уже достаточным для того, чтобы на серьезный срок отсрочить надвигающуюся на Россию трагедию.
Но в настоящее время существует лишь один приход на всю страну, который дал свои плоды в этом делании и где до настоящего времени пытаются этим заниматься.
14. Ответ на 10, Александр Волков:
////////////////////////////////
Лелик! Все пропало! Гипс снимают, клиент уезжает… - знакомые слова?
Здесь не смеяться, здесь плакать надо и желательно с сокрушением сердца. Поменять в одночасье сознание у 382 архиереев, 35 677 священников и 4837 диаконов МП РПЦ (даннве 2019 г), где на первое место ставится жертва, и только на второе - покаяние, где внешнее и обрядовое выдается, как внутреннее содержание церкви, именно за такое обличение фарисеи распяли Сына Божьего. Поэтому финал будет трагическим, когда останется и будут стоять в Истине - один архиерей, один иерей, один мирянин, ибо и врата ада не одолеют Святую Соборную и Апостольскую Церковь. С НАМИ БОГ! (Ис.8)
13.
Святитель Игнатий (Брянчанинов).
12. Ответ на 9, Сергей:
И я знаю. Их множество. Я бы даже сказал – практически все, кто сейчас в детстве посещают храмы со своими родителями, достигши определенного возраста (10-13 лет), становятся холодными к Вере.
Причины очевидны – родители, имеющие внешнюю, обрядовую веру и сами никем не наученные Православной вере, не могут научить и ребенка правильному отношению к своим грехам, к таинствам, к Вере. Такие ненаученные дети примерно до 7-8 лет причащаются без исповеди или с формальной исповедью, без должного осознания своих грехов. А когда наступает возраст, когда они должны уже со всей ответственностью подходить к Исповеди – называть все свои главные грехи, искренне в них раскаиваться, вести с ними борьбу, - то, в силу своей ненаученности, не могут этого сделать. В результате исповедь продолжает оставаться формальной и таинство Исповеди и Причащения становится для ребенка в осуждение. Так продолжается некоторое время, а потом ребенок за такое отношение к Таинствам попадает в полную власть злых духов, которые развивают в нем страсти и чувство отторжения от Церкви.
Вот такая ситуация сложилась в нашей Церкви за последние два-три десятка лет. Отсюда и все вытекающие последствия для нашей страны.
А «теплота» воспоминаний о детских годах связана не с самой Верой, а с теми детскими чувствами приятности от различных внешних действий – обрядовых, праздничных или иных.