В период новогодне-рождественских праздников между Рождеством Христовым по Григорианскому календарю и Новым годом по Юлианскому календарю, традиционно возникают разговоры и споры вокруг календаря. Так произошло и на сей раз – снова было приковано внимание к календарной проблеме. Высказывались и пожелания, чтобы Российское государство вернулось на юлианский календарь.
К сожалению, в дискуссиях нередко звучит немало поверхностных суждений, свидетельствующих о непонимании их участниками календарной проблемы. Поэтому для начала есть смысл немного разобраться в этой теме, провести исторический ликбез.
Григорианский календарь был введён в Европе (в Римо-католической церкви) в 1582 году Папой Григорием XIII (уроженец Болоньи, в миру Уго Бонкомпаньи был Папой с 1572 по 1585 гг.), поэтому календарь и именуется Григорианским. Понтифик был известен еще и тем, что повелел отслужить благодарственный молебен после резни гугенотов в Париже. Словом, человек он был готовый пуститься во все тяжкие, решительный и бескомпромиссный.
Разговоры о календарной реформе в Римской церкви поднимались и раньше. Уже в начале XVI века католики были готовы перейти на новый календарь. В 1514 году папа Римский Лев X (в миру Джованни Медичи, который был Понтификом с 1513 по 1521 гг., т.е. в разгар религиозного кризиса и зарождения лютеровского протеста) пригласил знаменитого астронома Николая Коперника, чьё имя гремело в европейской науке, принять участие в подготовке календарной реформы. Надо отдать должное Копернику – он вежливо отказался участвовать в этом деле, поэтому не замарал своё имя участием в сомнительном предприятии.
Разработчиком Григорианского календаря стал немецкий математик и астроном, как и положено иезуит, Христофор Клавиус (1538-1612). Надо заметить, что провозглашённая Папой Григорием календарная реформа вызвала протесты не только в Православных Церквях, но даже Парижский и Венский университеты, которые в те времена были весьма авторитетными центрами науки, отвергли календарную реформу папы Григория и иезуита Клавиуса.
В 1583 году в Константинополе был созван Собор восточных патриархов, на котором эта григорианская реформа подверглась жёсткой критике, и православные от нее дистанцировались. В Европе же Папа Григорий жёстко подавил протесты, пригрозив всем, кто не примет новый календарь, отлучением от католической церкви. И хотя его противники шутили, что «лучше разойтись с Солнцем, чем сойтись с папой», но календарная реформа стала набирать силу. Европа начала переходить на новый Григорианский календарь.
В годы календарной реформы в России последние годы правил наш первый Царь Иоанн Васильевич Грозный, скончавшийся в 1584 году, затем его богобоязненный сын Феодор Иоаннович, при котором в России было учреждено Патриаршество, и Русская Церковь заняла место отпавшей Римской в пентархии Церквей. Словом, для Руси проблема Григорианского календаря не стояла.
Иногда ошибочно утверждают, что календарная реформа Петра Великого привела Россию к утверждению Григорианского календаря. Но это абсолютная чепуха! Петр Алексеевич установил в России наступление Нового года 1 января, но на Григорианский календарь наша страна перешла только в 1918 году по милости большевиков, которые, прожив большую часть жизни в Европе, посчитали для себя неудобным быть вдали от европейской цивилизации и волевым решением перевели страну на Григорианский календарь.
1 февраля 1918 года большевики выпустили декрет о введении в России Григорианского календаря. Таким образом, тогдашние граждане страны лишились в одночасье 13 дней своей жизни, перепрыгнув сразу в 14 февраля. После того как рухнула Российская монархия и был свергнут верховный защитник Православлия Российский Император Николай II, некому было защитить Православные церкви от атаки мира сего. И вскоре от Юлианского календаря отказались все Греческие Православные Церкви.
В 1923 году в Константинополе прошёл так называемый Всеправославный конгресс (или Всеправославное совещание), на котором была предпринята попытка реформы календаря и даже пасхалии. Был принят так называемый новый юлианский календарь.
В чём суть Новоюлианского календаря? Если очень просто – в том, что согласно новому календарю Пасхалия рассчитывается по Юлианскому календарю (так называемая Александрийская Пасхалия, которую «реформировать», слава Богу, не удалось), как и все зависящие от Пасхи праздники, в том числе начало Великого поста. А вот все непереходящие праздники, которые привязаны к конкретным датам, празднуются вместе с католиками по Григорианскому календарю. Поэтому сегодня большинство Православных Церквей отмечают Рождество Христово вместе с католиками 25 декабря по Григорианскому календарю.
Лукавство Новоюлианского календаря состоит в простой вещи: если Пасха поздняя, то практически исчезает (или сводится к минимуму) Петров пост, поскольку празднование в честь первоверховных апостолов Петра и Павла происходит не 12 июля, а 29 июня(по григорианскому календарю).
В 1923 году введённый в заблуждение Патриарх Московский святитель Тихон, ввёл новоюлианский календарь в Русской Православной Церкви, точнее только на приходах Москвы, поскольку большинство епархий нововведение не приняли. Но народ церковный «поправил» своего Предстоятеля, дружно проигнорировав новый стиль, поэтому нововведение просуществовало три недели, после чего святитель издал указ отложить введение нового стиля. Так до сих пор, слава Богу, в отложенном состоянии и живём.
А вот Греческие Церкви– Константинопольская, Александрийская, Элладская, Кипрская и Антиохийская (в те времена находилась под контролем греков), а также Болгарская, Румынская, Албанская и Чехословацкая приняли паллиативный Новоюлианский календарь. Это привело к сильнейшим так называемым старостильным расколам, особенно в Болгарской и Элладской Церквях, когда десятки архиереев отложились от церковного общения с новостильниками. К сожалению, наше священноначалию из соображений политической целесообразности и под давлением советской власти не поддержало старостильников, хотя Русская Церковь не перешла на новый стиль. В результате мы потеряли поддержку самых консервативных архиереев, священников и мирян в этих церквах, отчего сегодня у нас такие слабые позиции во время нынешнего церковного кризиса.
Единственная из Греческий Церквей – Иерусалимский Патриархат – не перешла на Новоюлианский календарь, оставшись верной Юлианскому календарю. Как и Русская Православная Церковь, Сербская Православная Церковь, Грузинская Православная Церковь и монашеская республика Афон, которая является частью Константинопольского Патриархата. Совсем недавно на Юлианский календарь перешла и Польская Православная Церковь.
Решение Римо-католической церкви перейти на Григорианский календарь стало явным знаком отхода католиков от единой христианской Церкви. Католики попали в ловушку. Формально реформа церковного календаря проводилась для того, чтобы точнее высчитать дату Пасхи. Была реальная проблема – юлианский календарь входил в противоречие с астрономическим календарём и день весеннего равноденствия, от которого зависит Пасха, постепенно смешался к лету. Однако в итоге католики, доверяя больше астрономическим достижениям своего времени, всё более обожествляя науку, пришли к тому, что очень редко празднуют Пасху в день подлинного Воскресения Христова.
Не вдаваясь в тонкости различий между календарями нужно отметить одно важное обстоятельство: по Григорианскому календарю невозможно правильно рассчитать дату Пасхи. И уже одно это свидетельствует для не утратившего веру человека, что Григорианский календарь – ложный. Только в отдельные годы Пасха по Григорианскому календарю совпадает с православной Пасхой. Но в большинстве случаев католики празднуют Пасху раньше, чем положено, а значит раньше иудейской пасхи,что абсолютно противоречит логике Евангелия. Поэтому католики давно уже отошли от Христианства.
Может быть, поэтому, кстати, католики любят больше Рождество, чем Пасху. Они даже высчитали чуть ли не часы и минуты Рождения Господа. Рождество Христово является (точнее до последнего времени являлось, пока Европа была христианской) более популярным праздником в Западной церкви, чем Пасха. Европейская культура в определённом смысле Рождественская, а русская культура – Пасхальная. Поэтому на Западе игнорируют схождение Благодатного Огня, оно и понятно, ведь в их Великую Субботу Огонь не сходит.
Поэтому после введения нового календаря отпадение Римо-католической церкви от Церковной полноты приняло необратимый характер. Ведь вокруг Воскресения Христова построена вся церковная догматика и всё устройство Церкви.
Когда речь заходит о календарях, чаще всего споры упираются в астрономические детали, в соответствие календаря астрономическому году, движению Солнца и так далее. Сторонники Григорианского календаря любят говорить о том, что в 2100 году разница в календарях составит 14 дней, и нам нужно будет сдвигать все наши праздники. Это верно, если к тому времени наше государство не вернётся на юлианский календарь...
Эта лукавая забота о тех временах, которые настанут нескоро, призвана затушевать то, что происходит сейчас и что является самым главным, повторюсь: по Григорианскому календарю нельзя правильно высчитать дату Пасхи. И уже это одно обстоятельство затмевает все остальные астрономические аргументы в пользу Григорианского календаря.
Для нас, православных российских граждан, ежегодно становится проблемой новогодне-рождественские праздники, когда государство заставляет нас встречать Новый год в разгар Рождественского поста, что является серьёзной проблемой, даже травмой, особенно для детей в православных семьях. На это часто обращается внимание.
Но дело не только в этом. У календарной проблемы есть ещё одно важное измерение. К сожалению, вся наша гуманитарная наука давно перешла на Григорианский календарь. И если мы заглянем в любой словарь, то заметим, что даты событий прошлого, даты жизни выдающихся русских деятелей приводятся по Григорианскому календарю. И таким образом искажается ход исторических событий.
Простой пример: Бородинское сражение, а ныне это государственный праздник – день воинской славы России, произошло в день Сретения Владимирской иконы Божией Матери. А если мы заглянем в словари, то нам предложат праздновать юбилей этого события на день раньше, потому что в 1812 году разница между Юлианским и Григорианским календарём была 12, а не 13 дней, как сегодня. Но ведь таким образом теряется духовный смысл исторического события! Современный человек уже не может понять то, что понимали современники тех событий – что сама Божия Матерь участвовала в этом дне победы русского воинства.
Так дело обстоит и со всеми остальными датами. Календарная подмена приводит к утрате глубинного понимания русской истории, понимания того, что русская история есть продолжение Священной истории. Если мы взглянем на события нашей истории через призму церковного календаря и Пасхалии, то увидим, что все важнейшие события русской истории происходили в дни больших христианских праздников, которые дают нам возможность понять смысл происходившего.
Я давно об этом пишу (см., например, статью «Священная Русская история»); или мой доклад в Киевской духовной академии на конференции, посвящённой 900-летию основателя исторической науки прп. Нестора Летописца, 9 ноября 2013 года
Яркий пример из недавней истории: человека, который грозился показать по телевизору последнего попа, Никиту Хрущёва, пленум ЦК КПСС снял с должности и отправил в отставку не когда-нибудь, а в праздник Покрова Божией Матери. Чем высший орган ЦК КПСС лишний раз подтвердил известный всем православным людям факт, что сама Божия Матерь после падения короны с головы русского Императора взяла власть над Россией в Свои пречистые руки, о чём и засвидетельствовало явление Державной иконы Божией Матери.
Поэтому России нужно возвращаться к юлианскому календарю, чтобы преодолеть эту шизофрения общественного сознания, чтобы понять свою историю и предназначение России в мире.
Анатолий Дмитриевич Степанов, главный редактор «Русской народной линии», историк, член Союза писателей России
3. Дополнения
На Первом вселенском соборе в Никее в 325 году новой эры был составлен и утвержден церковный календарь. Великий индиктион начался от Адама. Последний начался в 1941 году и продолжается в наши дни. ПОЭТОМУ ЦЕРКОВНОЕ НОВОЛЕТИЕ отмечается 1 сентября по юлианскому календарю. Новый 7531 год от сотворения мира (СМ) начался тогда же.
Летоисчисление от Рождества Христова (РХ) имеет вид почтения Спасителя, только на первый взгляд. Если при летоисчисления от СМ до этой точки был 0 (ноль, времени не было), то при исчислении от РХ шкала изменилась: -0+, что позволило безбожникам (Дарвин и проч.) продвинуться в сторону минуса сначала на 100000 лет, потом на миллион, а сейчас на 5-15 миллиардов лет. Про СМ Богом перестали вспоминать.
По поводу точности. Григорианский календарь использует солнечный год, который опережает календарь на 11 мин. Звёздный год отстает от календарного на 9 мин. Поэтому Юлианский год приняли как среднее между солнечным и звёздным, что имеет погрешность всего 1 мин.
Тем более, что григорианский календарь ввели безграмотно. В то время расхождение составляло 10 дней, поэтому после 4 четверга 1582 г. должно было наступить воскресенье, а не пятница. В общем григорианский календарь исказил даже Великий индиктион.
2. Есть спорные утверждения...-2
Если бы Пасха всегда праздновалась в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния, то никакой проблемы с «исчезновением» Петрова поста не возникало бы. Но у нас принято принимать во внимание не то, как отмечали Песах иудеи во времена земной жизни Иисуса Христа, а то, как это делают иудеи сейчас. Зачем? Если они опять поменяют правило определения Песаха, православным снова придётся перестраиваться?
И одно небольшое замечание по поводу реплики о лукавости «заботы о тех временах, которые настанут нескоро». Скорость – понятие очень относительное: «у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» (2Пет 3:8). Нетрудно посчитать, когда наши потомки забудут и про Рождественские морозы, и про Крещенские. Не потому, что потеп-ление планеты идёт…
1. Есть спорные утверждения...-1
Прежде всего это относится к итоговому положению: «все важнейшие события рус-ской истории происходили в дни больших христианских праздников, которые дают нам возможность понять смысл происходившего». Сколько бы конкретных примеров ни приво-дилось (в этом тексте А.Д. Степанов ссылается только на один из множества – день Боро-динского сражения, зачем-то возводя в ранг столь же значимых день отправки в отставку Н.С.Хрущева осенью 1964 года), нет никакой даже знать все важнейшие события русской истории за тысячу с лишним лет хотя бы потому, что далеко не все они нашли отражение в летописях или иных материальных следах. А принятие решений о том, какие события, так или иначе сохранившиеся в памяти, могут с полным на то правом оцениваться как важней-шие в истории, а какие нет, – это дело потомков, а не участников событий. Например, битва при Молодях во времена Иоанна Грозного только совсем недавно привлекла повышенное внимание, хотя историкам она была известна давно. Но какой из нескольких дней этой битвы связать с днями больших христианских праздников? И как с ними связать активное участие на нашей стороне немецких наёмников: «Основные силы русских числом до 20 тысяч земских и опричных воинов стояли пограничной стражей в Серпухове и Коломне. Русская армия была укреплена 7 тысячами немецких рекрутов, среди которых воевали и пушечные расчёты Генриха Штадена… Как было предусмотрено замыслом, артиллерия ударила мощным залпом из «гуляй-города» и полк опричного князя-воеводы Дмитрия Хворостинина и воевавшие с русскими немецкие рейтары вышли из оборонительного рубежа и завязали бой» (https://topwar.ru/98764-neizvestnaya-istoriya-rossii-bitva-pri-molodyah.html)?
Далее: автор, возможно, не очень понял смысл написанного им: «Была реальная про-блема – юлианский календарь входил в противоречие с астрономическим календарём и день весеннего равноденствия, от которого зависит Пасха, постепенно смешался к лету».
Не может день нечто реальное – весеннее равноденствие никуда смещаться, ни к лету, ни к зиме. Смещаться к лету может только номинальное: дата «21 марта». Она и смещается в любом календаре, если в нём нет «поправок на високосность» не только раз в 4 года, но и раз в столетие…