Сегодня – Сочельник, Святая вечеря

Мудрость традиций в книгах Петра Ткаченко

0
755
Время на чтение 5 минут
Фото: Предоставлено автором

Петр Иванович Ткаченко – дозорный и хранитель народной культуры – так называют его читатели. Он – яркий писатель-публицист, острый литературный критик, терпеливый собиратель кубанского фольклора, неординарный мыслитель. Он не только любит и знает кубанские народные традиции, обычаи, но и как истинный патриот много делает для того, чтобы сохранить их.

Книга «Кубанский говор» ‒ авторский словарь Петра Ткаченко. В ней в алфавитном порядке расположены слова кубанского диалекта с их переводом на русский язык. В книгу «Кубанские пословицы и поговорки» вошли пословицы, собранные Петром Ткаченко, его помощниками из станиц и городов Кубани. Книга «Кубанские байки. Та брехня, что лучше правды» посвящена коротким занимательным рассказам с неожиданной концовкой. Успел Пётр Ткаченко захватить уходящие в небытие казачьи традиции, издав «Кубанские обряды», «Кубанскую свадьбу», «Кубанские песни».

«Работы писателя по традиционной народной культуре и составление им первого словаря кубанского диалекта – большой вклад в локальную кубанскую культуру. Благодаря трудам Ткаченко кубанский казачий мир обрёл уста и выразил себя в конце ХХ – начале ХХI века. Такой талант, как Пётр Иванович Ткаченко, не случайно рождён самой почвой, самой казачьей землёй, пропитанной духом истории и патриотизма» (В. Богданов, отзыв на странице библиотеки №1 им. П.А. Павленко города Новороссийска).

«…Накануне Рождества – шестого января варят кутью из риса. Пекут пироги (разрезать же пирог разрешалось только на следующий день – седьмого января). Пекут так же пирожки с фасолью, горохом, маком, творогом, потрибкой, фруктами; бублики, пряники. Пряники раньше выпекали из теста, замешанного на тростниковом меду.

Вечер шестого января – Рождественский сочельник. На Кубани он называется вэчерей. В этот вечер дети носили вэчерю своим крёстным родителям, а также – дедушкам и бабушкам. Иногда и наиболее близким родственникам. Посещать родителей своих «з вэчерей» могли и взрослые.

«Вэчеря» готовилась так. В тарелку накладывалась кутья. Сверху – пирожки, бублики, конфеты, пряники. Тарелка ставилась на белый платок, в центре. И концы платка связывались крестом. С таким угощением дети несли вэчерю.

Пришедший вечерник говорил: «Здравствуйте! Со святым вечером! Кланялись папа и мама. Прислали вам вэчерю». Вечерника благодарят: «Спасибо. Давай вэчерю». Обязательно её пробовали, куштувалы. Сажали вечерника за стол и угощали. Хозяева оставляли принесённую кутью себе, а взамен вечернику накладывали новую, свою. Потом вечерника одаривали. Это могли быть какие-то вещи: гребни для волос, ленты в косы, носовые платки, карандаши, ручки. Если крёстные были состоятельными людьми, могли подарить нечто более дорогое, скажем, отрез на платье, деньги.

Первую вэчерю дети несли обычно дедушкам и бабушкам. При этом, кроме кутьи брали и хлеб, хлибыну. Вечерник возвращался домой, до дому, а потом уже нёс вечерю своим крёстным родителям.

Вечеря была одним из самых трогательных для детей праздником, переполненным волнением и неизъяснимыми ожиданиями.

...В обрядах во всей полноте и многообразии сказываются народные представления о прекрасном и должном, неустранимая трагичность человеческого бытия. Уходящие в глубокую древность, они сохраняются по сути неизменными, остаются понятными, необходимыми и востребованными во все времена.

...Поколение людей, родившихся в двадцатые годы миновавшего века, в условиях Гражданской войны, разрухи и нищеты, дожившее до семидесятых-восьмидесятых годов, оказалось поколением действительно носителей традиционной народной культуры. Казалось бы, их детство совпало с самыми трагическими годами разорения страны, и тем не менее, духовная и культурная, преемственность сохранилась. Они переняли народную культуру от своих родителей, родившихся ещё до революционного краха России начала ХХ века. Но как бы то ни было, это поколение явилось полноценным носителем традиционной народной культуры.

Исключительная ситуация сложилась после Великой Отечественной войны и до середины восьмидесятых годов, собственно до революционной «перестройки». Такой меры свободы, независимости и творчества, как после Великой Отечественной войны, русский народ не знал уже давно. Ожила вся традиционная народная культура, в песнях и обрядах, в особенности. Можно ли в угоду лукавой идеологии отрицать это? Нет, конечно.

В шестидесятых годах прошлого века я мальчишкой ходил рождествовать, непременно «со звездою» и посыпать, носил вечерю. Никто этого уже не запрещал, в кутузку за это не волок, как теперь, задним числом, представляется многим исследователям. К восьмидесятым годам ещё застал поистине талантливых хранителей народной традиции, которых, по предложенной учёными идеологической логике, просто не могло быть. Но они были. Записывать народные песни в родной станице я прекратил где-то в 1986 году. Дальше записывать, с уходом этого поколения, их было просто не от кого…

Но тут началось «возрождение» традиционной народной культуры, в результате которого от неё остались одни развалины... Неужто это неочевидно, неужто новые идеологемы взамен старых оказались дороже самой жизни?..

Но, как известно, культура не находится в прямой зависимости от производственных, хозяйственных, материальных и других аспектов нашей жизни. Связывать же это напрямую может только позитивистское материалистическое сознание. Ведь культура – не только результат жизни, но и её первопричина. И одновременно – её «цель». Можно сказать, что она является оправданием человеческого бытия. От тех или иных культурных установок зависит складывающийся уклад жизни.

В результате всевозможных «возрождений» в революционные «демократические» годы, в народной традиционной культуре сложилась беспрецедентная, ранее не существовавшая ситуация, научным сообществом, к сожалению, не в полной мере осознаваемая. Сводится она к тому, что народная традиционная культура в своём естественном, «стихийном» виде, за редкими исключениями, по сути, перестала бытовать.

Разрыв духовной преемственности между поколениями всё-таки произошёл, чего не происходило и в самые трагические периоды нашей истории. Теперь фольклористам стало, по сути, уже незачем отправляться в научные экспедиции по регионам России. Там им нечего делать, ибо никаких хранителей традиции, опять-таки за редким исключением, они там больше не встретят. Порой даже кажется, что постоянные ссылки в этих условиях на «полевые исследования», как на нечто объективное и непререкаемое, являются скорее данью сложившемуся стереотипу, нежели действительным познанием нынешнего состояния традиционной народной культуры...

Крестному отцу вечеря. Всемирная иллюстрация.1898г.

Пирожки и пироги к празднику

Из книги Петра Ткаченко «Кубанские обряды» (Краснодар, 2010, с. стр. 6, 15-16, 63-64). Материал к публикации подготовила Катерина Беда.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Пётр Ткаченко
«Встань за веру, Русская земля!..»
Театру песни «ЯР» исполняется пять лет
02.02.2024
В поисках подковы
Об одном образе Осипа Мандельштама
18.10.2023
Балакачка золотая…
К выходу 5-го издания словаря кубанского диалекта
31.07.2023
«Не внесён ещё в списки потерь…»
О поэзии Юрия Васина
13.06.2023
Все статьи Пётр Ткаченко
Последние комментарии
Устремленные в Вечность
Новый комментарий от LiMan
01.05.2024 13:16
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
28.04.2024 21:45
Слава великому воину Михаилу Дитерихсу!
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.04.2024 18:04
Привет от Евгения Пригожина
Новый комментарий от Ленчик
28.04.2024 17:28