Иван-Покштей

Издательство «Царское Дело» выпустило книгу о Кузнецком старце Иоанне

0
723
Время на чтение 11 минут
Фото: предоставлено автором

На родине Ивана Павловича Афанасьева, урожденного Никитина, уважительно называли «Иван­ Покштей». «Покштей» — по-мордовски значит старче. Старец. Всей своей судьбой он опровергал широко распространенное мнение, будто в миру спастись почти никому невозможно. Сам он жил в страшное время гонений на Церковь, но, по слову преподобного Ефрема Сирина, «Лот праведный и в Содоме себя сохранил», и, спасаясь сам, Кузнецкий старец спасал вокруг себя других.

Со дня его смерти (23 ноября 1966 года) минуло уже более полувека, но тропинка к его могиле не зарастает. Сюда приходят и приезжают не только жители Кузнецка и его окрестностей, но и паломники из Пензенской, Ульяновской и Самарской областей. Как и прежде, они испрашивают у старца молитвенного заступления в их бедах и скорбях. Потому что верят — на его молитвы призирает Бог.

О старце-отшельнике, подвизавшемся под руководством афонского схиигумена Дорофея в барановских лесах близ Поповых родников, о старце-исповеднике, дважды отсидевшем в советских лагерях, о старце-молитвеннике, старце-прозорливце рассказывает книга Александра Калмыкова «Иван-Покштей», выпущенная издательством «Царское Дело».

В основу повествования о Кузнецком подвижнике легли воспоминания его духовных чад и родственников, в том числе сына старца Василия Ивановича Никитина и его внучек схиигумении Анастасии и Марии Васильевны Никитиных, а также материалы из следственного дела № 8869­п архива УФСБ Пензенской области.

О чем же поведали читателям современники и очевидцы богоугодной жизни Кузнецкого подвижника? Познакомимся с некоторыми свидетельствами.

Варвара и Екатерина Казаковы, келейницы старца: «Многие к нему ходили за советом и молитвенной помощью, но свое старческое служение он старался держать в тайне. Старец ничем не выделялся, вёл себя как простой дедушка. Всех отправлял в церковь молебны заказывать. Они пойдут в церковь, а он дома молится о них, и люди исцелялись…».

Нина Ивановна Тимошина, внучатая племянница: «…У них был подвал. И дедушка в этом подвале много подвизался. Он был большой молитвенник, великий исповедник. Он всех людей любил, никого не обижал. Кажется, он и мушку не обидел, а не только человека.

Анна Ивановна Кошкина, церковный староста села Давыдовка Ульяновской области: «Он прозорливый был. Я помню, такой случай был, связанный с моим детским хулиганством. Был у нас клуб в селе, и мы ходили в кино. И мне охота было в кино пойти, но деньги никто не давал. Бабушка тогда получала пенсию восемь рублей. И я у бабушки украла пять копеек. А когда в очередной раз мы пошли к старцу Иоанну, он мне сказал: “У бабушки денежки больше не трогай”. Хотя никто ему об этом не говорил».

Валентина Степановна Пивкина, уроженка села Никитино: «Когда у моего брата Виктора родились дети, он стал звать маму переехать из деревни к нему в Кузнецк. Поехала она за благословением к дедушке Ивану вместе с соседкой Анной. Та хотела просить разрешения читать Псалтирь по покойникам. Старец Анну благословил, а моей маме переезд не благословил. Мама стала было возражать, а он даже шапку с головы снял и бросил ее на пол: “Не благословляю!” Мама не послушалась и все равно переехала. Как же плохо ей жилось в городе! Сноха возненавидела ее, стала ругать, выживать из дома. Бывало, мама целыми днями просиживала под крыльцом голодная. Сколько слёз пролила! Мой муж тоже не жаловал ее, скандалил, когда она приходила. Так и проскиталась по родным. Вот что значит старца не послушать… С дедушкой Иваном хорошо было. Чуть что — к нему бежишь… Бывало, станет на душе тяжело, пойдёшь к нему, а оттуда как на крыльях летишь — так легко!..».

Мария Васильевна Никитина, внучка старца: «Дедушка спрашивает маму: “Ну как, Агриппина, дела?” — “Отец, у Васи дела не идут”. Он спрашивает: “Когда Вася уходил на работу, кто-нибудь приходил?” — “Да, приходила женщина, просила милостыню, а я не дала. Сказала: ″Вася сегодня первый день пойдет на работу″”. Дедушка говорит: “Он за это страдает. За твои поступки…”. Помню, дедушка подарил моей матери ботинки, а они были никуда не годные. Она говорит: “Ты где их нашел? Наверное, у шпаны стащил!” А вскоре у нее отнялись ноги. Двадцать лет лежала, отец ухаживал за ней».

Василий Иванович Никитин, сын старца: «Сын мой работал в гортеатре. Отец сказал: “Смéните эту работу”. Проходит два месяца — сына берут в армию. Когда я поехал провожать его в военкомат, зашли к отцу. Он взял икону Божией Матери и стал сына благословлять: “Где отец служил, и ты в это место поедешь. Три недели будешь в полку, а потом в штаб возьмут”. Как отец благословил, так и получилось. Сын служил на Китайской границе, в том же полку, что и я. Немного там побыл — в штаб взяли, поставили на должность старшего делопроизводителя...».

Александр Николаевич Сорокин, духовный сын старца: «Как-то зимой мой отец поехал на мельницу. Возвращался с молотой мукой на санях поздно вечером. А перед этим у него был разговор с Иваном Павловичем. Отец сказал ему, что поедет зерно молоть, а старец говорит: “А тебя ребята не встретят?” Папа подумал, что старец говорит о сыновьях: “Да нет, зачем? Они дома сидят”. Потом, когда отец возвращался домой, то между Голодяевкой (ныне Дубровка) и Мордканодеем из-под моста вышли разбойники. Не сыновья его встретили, а “ребята”. Но у отца лошадь хорошая была. Он пустил ее во весь опор — так и спасся. А то бы его убили…».

Надежда Александровна Жирнова, жительница поселка Белое озеро: «Моя мама Елизавета Ивановна Жирнова несколько раз ходила за советом к Ивану Павловичу. В 30 лет она жила одна. Замуж не выходила, переживала об этом. К ней дважды приходили свататься, и дважды старец не благословлял: “Вот что, Лиза. Этот жених у тебя не от Бога”. И оба жениха умерли. А старец ей на руку голову положит и говорит: “Лиза переживает, что одна. Не переживай. У тебя от Господа Бога жених есть, только он еще не пришёл”. Потом мама за отца пошла замуж. Он благословил этот брак, хотя семья жениха была бедная. Старец сказал: “Не переживай, всё у тебя будет”. А у мамы тогда не было ни чашки, ни ложки. И как сказал, так и вышло. Постепенно у родителей всё появилось: и посуда, и корова… Мама еще вспоминала, как бабушка копала погреб. Выкопают, обустроят — а его заливает водой. Дважды так было. Бабушка пошла к Ивану Павловичу, а он ей говорит: “Прасковья, надо спрашивать такие вещи. Там, где вы копаете, идет водяная жила”, — и сказал, на какое место нужно погреб перенести. После этого они поставили погреб в указанном месте, и больше водой его не заливало...».

Виктор Петрович Юртаев, житель села Сухановка: «Попал я в земскую больницу. У меня сердце болело. И настолько мне было плохо, что мне начали колоть морфий. Кололи-кололи и докололи до того, что мне стало еще хуже: давление подскочило, начались сильные головные боли. Врачи испугались, подумали, наверное: ну всё, он не жилец, — и выписали меня. Пришла за мной моя мать. А от земской больницы старец Иоанн жил недалеко. Он как раз дома был, принимал народ. Мать моя расплакалась, да и я тоже. Он начал нас успокаивать: “Не плачьте, все будет хорошо…” Старец велел: “Приходите ко мне каждый день утром на заре и поздно вечером на закате солнца…”. Лечение у старца было такое: мы с ним ходили в церковь, я стал часто, раз в неделю, причащаться. Дома старец прикладывал к моей больной голове святыни, читая при этом молитвы… Летом он меня брал с собой на то место, где он раньше подвизался в лесу, рядом с Барановкой… Там овраг глубокий, на берегу оврага у них землянка была. Но в то время, когда мы там были, землянка была уже разрушена. Осталась только яма на берегу оврага. А по дну оврага протекал родничок. Мы спускались к нему, и он меня умывал водой из этого родничка. Ледяная такая вода. Всё лето я у него лечился и выздоровел...».

Елена Николаевна Смирнова: «Мне было лет пять. У меня на ноге, на внутренней стороне бедра, была шишка с куриное яйцо. Заведующий детской больницей врач Бояров папе хороший знакомый был, говорит ему: “Давай, Николай, привози ее. Операцию будем делать”. А мама попросила няньку Ксению показать меня дедушке… Дедушка меня спрашивает: “Ну-ка, где у тебя болит? А-а, вот где”. Рукой только дотронулся и говорит: “Ну иди, спи с Богом!” Утром я встала, бегаю, играю. Нянька подозвала меня, посмотрела ногу, а там уже нет ничего! И как будто ничего там и не было».

Василий Савельевич Сорокин, духовный сын старца: «Бывало, приедешь к старцу, там народу — матушки мои! Человек тридцать-сорок. Одни уходят, другие заходят. Иной раз он по-мордовски говорит, мы не понимаем. А то по-русски. Он по-русски хорошо говорил, без акцента. По нему не узнаешь, что он мордвин. А ночевали всегда у Ивана Павловича. У него все койки были заняты, вся печка и все сундуки, и на полу много народа. В церковь он не ходил, а бегал. Быстро шагал — за ним не успеешь. Да еще с посошком... Когда я маленький был, он обязательно поручал меня кому-нибудь из старших. И с ним самим я, наверное, раза три или четыре в церковь ходил. Я много раз у него бывал. Как причащаться — у него ночевали. Вечером он заставлял нас читать правило к Причастию… Прочитает молитвы, скажет: “Ну, если силы есть, давайте теперь каноны читать”. Маленьких-то он от канонов освобождал. И сам с нами не читал — уходил в свою келью, сам молился. Кельенка-то у него маленькая — примерно два на два метра, не больше. Там столик стоял. Две иконки. Койки не было — нары были твердые. На нарах не то овчинка, не то шубейка старенькая. Евангелие, Псалтирь и молитвенник. Вот и все, что у него было. На другой день разбудит меня: “Пошли”. Побежали…

Когда я повзрослел, Иван Павлович говорит маме: “Агриппина, давай жени сына”. — “У него невесты нету”. — “Пускай приезжает сюда. Найдем здесь невесту”. Я приехал, и он соединил нас с женой, Марией. А я ее и знать не знал. И про деревню ее, Дубровку, тоже не слышал… Старец, еще когда я маленький был, гладил меня по головке и говорил: “Детей много будет”. И правда, мы с Маруськой десятерых народили. Вот так он нас усватал. Слава Богу!.. Мама дояркой работала. Решила причаститься. Сначала к вечерне поехала. Вернулась едва живая. “Ну все, — говорит, — у меня ноги вообще отказали. Не могу ходить. Легла и думаю: как же я завтра буду литургию-то стоять?” Дедушка приходит, спрашивает: “Что, Агриппина, ноги болят?” Она говорит: “Ой, дедушка, не знаю как болят”. Он потрогал ее ноги и перекрестил. И куда только болезнь делась…».

Николай Павлович Вирясов, духовное чадо старца: «С семи лет я начал ездить в Кузнецк в церковь. И, повзрослев, все время посещал дедушку — знал, что он целитель, получал его благословение… В меня, семилетнего ребенка, старец Иоанн вложил зерно веры… Мама работала на бахче. Однажды весной они сажали рассаду, а бахчевод разложил там хлеб, пропитанный ядом, — от мышей. А послевоенные годы были голодные. Мать утром пришла, увидела: хлеб лежит — и вместе с ядом его съела. Потом пришла домой и начала умирать. Соседи напоили ее молоком, ее вырвало, и она выжила, но желудок продолжал болеть. И вот ей выписали направление на операцию. Тетя Настя, сестра ее, мать и я поехали ее проводить. В Кузнецке сначала зашли к Ивану Павловичу. Мать говорит: “Меня вот в больницу кладут, операцию на желудке делать будут”. А он не благословляет: “Никакой больницы тебе! Ваша больница — Поповы родники! Езжайте туда, и все пройдет”. И на следующий день они с тетей Настей пошли на Попов родник. Попили водички, умылись, ручки, ножки помыли… Стали частенько туда ходить, и боль отошла. Мама 80 лет прожила. Так исцелил ее дедушка».

Иван Васильевич Сорокин, духовное чадо старца: «Ему многие деньги давали. А он их тут же раздавал — знал, кто в чем нуждается. Говорил моей тетке Анне: “Возьми деньги и отнеси этим, этим и этим”. Она относила. Или пойдут в магазин — он говорит: “Купи вот этим, вот этим и этим и отдай”. Она спрашивает: “А зачем ты им покупаешь?” — “Дочку замуж отдаёт, а денег на платье нет”. Люди потом приходили к нему, кланялись: “Дай тебе Бог, как ты нам даёшь”».

Николай Николаевич Юртаев, духовное чадо старца: «Старец Иоанн помогал отцу при строительстве дома. Они ставили срубы, пилили доски маховой пилой. Помогал он не только нам. Многим помогал. Когда мы более или менее встали на ноги и дом был построен, он наставлял отца, чтобы тот тоже помогал людям. Такие бывали случаи. Двух бабушек, которые, кажется, раньше подвизались при Почаевском монастыре, притесняли в городе, и старец попросил, чтобы отец поставил им домик. И действительно, отец построил у нас на дворе небольшой домик, они поселились и жили там… А после, когда я уже повзрослел, он нас посылал помогать людям. Однажды погорельцы из Никитино приехали к дедушке, и он послал нас помочь им строиться. Мы бригаду собрали и помогали…».

Мария Ивановна Щербакова, духовное чадо старца: «Как таких людей сейчас не хватает! Без него плохо нам. Раньше, если надо что-то сделать, придешь к нему и слушаешь, что он скажет. И уже душа не болит, так ли поступаешь. Вот у нас в Дубровке был председатель колхоза Иван Романович Кепшин. Верующий человек. Перед посевной, перед уборкой он непременно приедет к дедушке, спросит, можно ли начинать. И если скажет: “Начинайте”, — начнёт. И колхоз у него был всегда передовой, по молитвам старца».

Николай Алексеевич Тюрин, крестник старца: «По его молитвам я и от смерти вырвался. Я тогда был на целине, жил в совхозе имени Лукашева. И как-то зимой бригадир отправил меня за сорок километров за углём. А мой напарник то ли заболел, то ли еще что, и я поехал один. Еду на тракторе — вокруг никого, только степь-матушка. Это ведь сейчас транспорта много. Холодно, замерз. Я тогда вот что сделал: включил первую передачу и газ поубавил, чтобы трактор тихонько ехал, а сам из кабины выпрыгнул и, чтобы ноги не замерзли, иду пешком за трактором. А потом, когда обратно в кабину стал залезать, встал на фаркоп, но нога соскользнула, и ее гусеницами затянуло. Кое-как я вырвался, упал и сразу откатился в сторону. Но все же вскочил, капот выбросил, декомпрессор поставил, и трактор заглох. Вот кто мне помог? Бог! Ангел мой! Крестный отец... Я даже в больницу не ходил. Денька три-четыре передохнул — отошло. Обратно приехал».

Анастасия Яковлевна Юртаева, духовное чадо старца: «В то голодное время старец нас продуктами поддерживал. Он их с мужем передавал. И одежду. Ему ее дарили, а дедушка со своего плеча отдал Николаю несколько шуб, пальто, бурки… Он у него как родной сын был...».

Клавдия Ивановна Камаева, внучка старца: «За день перед 23­м я пришла на Больничную, и мы пекли просвирки. А дедушка говорит: “Топите баню. Завтра некогда будет. Народу много будет”. Свою смерть знал».

Нина Ивановна Тимошина, родственница старца: «Однажды Варвара и Екатерина подарили мне Псалтирь дедушки. Дома я открыла ее, около часа просматривала и вдруг сразу стала читать по-старославянски — даже никаких затруднений не увидела! Не иначе как по молитвам дедушки случилось это чудо».

Варвара Казакова, келейница старца: «А вот какому чуду я сама была свидетельницей. Когда старца похоронили, на могилке вырос пырей — сочный, зеленый. Правнук еще с кем-то приходил — скосит его, а потом дождичек пройдет, и трава опять загустеет. И вот иду я однажды, гляжу — а в траве огонек горит, словно от лампады, да такой яркий и лучистый, хотя никакой лампады в траве не было…».

Презентация новой книги «Иван-Покштей» с жизнеописанием старца Иоанна Кузнецкого состоится на православной выставке в ДК им. Газа 17 августа 2022 года в 14 часов.

Приобрести книгу можно также непосредственно в издательстве «Царское Дело». Тел. для справок: 8-911-932-5493.

Сергей Игоревич Астахов, директор издательства «Царское Дело»




Фото предоставлены автором

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Астахов
Плач сердца
Вышел из печати дневник Владыки Иоанна (Снычева)
30.06.2023
Ушел из жизни хранитель памяти о старце Григории Распутине
На кончину Дмитрия Николаевича Филатова
12.04.2023
Русский узел сегодня
В издательстве «Царское Дело» вышло новое издание книги митрополита Иоанна (Снычева) «Русский узел»
24.01.2023
Малороссия в сердце Владыки Иоанна
К 95-летию со дня рождения митрополита Иоанна (Снычёва)
08.10.2022
Правдивые истории Людмилы Шумиловой
В издательстве «Царское Дело» вышла в свет книга «А Небо так близко!», посвященная протоиерею Иоанну Миронову
13.04.2022
Все статьи Сергей Астахов
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Сергей Швецов
27.04.2024 11:01
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Анатолий Степанов
27.04.2024 10:50
История России на духовно-политической карте
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
27.04.2024 09:43
Нужно ли выдавать российские паспорта «хорошим украинцам»?
Новый комментарий от Могилев на Днепре
27.04.2024 09:18
Страх и подвиг
Новый комментарий от Человек
27.04.2024 09:09