В России более чем на 50% выросли продажи книг о предсказаниях, духовных практиках, осознанности и позитивном мышлении, пишет «Коммерсант», ссылаясь на группу «Эксмо-АСТ», которая объединяет крупнейшие издательства, сообщает «Интерфакс-Религия».
Подтверждают тенденцию и интернет-магазины, у которых в топ продаж вышли, в частности, книги о картах Таро. Причиной всплеска интереса к такой литературе может быть нестабильность, возникшая в условиях пандемии и ускоренной цифровизации, считают эксперты. Наряду с этим падают продажи религиозных книг.
По данным издательства «Эксмо», рост продаж эзотерической литературы в 2021 году составил более 53%, в то время как в 2020 году продажи в этой категории выросли только на 13%.
Одновременно в «Эксмо» наблюдают падение розничных продаж религиозной литературы в 2021 году на 30%, тогда как в 2020 году оно составляло только 14%.
Рост продаж бумажных книг по эзотерике наблюдают и в Wildberries: в 2021 году в десятку самых популярных вошла «Таро. Полное руководство по чтению карт и предсказательной практике» Константина Лево. Вырос спрос и на сами карты Таро - сразу на 486%. В Ozon штучные продажи книг по эзотерике выросли на 20%.
Популярности эзотерической литературы способствует также ускорение цифровизации, считают в «Литресе». В истории литературы уже наблюдался подобный всплеск интереса к иррациональному, отмечают в сервисе. В XVIII веке в Англии на фоне научно-технического прогресса возник жанр готического романа, который выполнял схожие функции, что и эзотерическая литература сегодня: выйти за пределы рутины и погрузиться в захватывающую, мистическую историю.
Данные проанализировал в телефонном интервью «Русской народной линии» известный московский пастырь, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине протоиерей Александр Кузин:
Наши деды пели в своё время:
«Вихри враждебные веют над нами,
Темные силы нас злобно гнетут».
Нет ничего нового! Книжные продажи — это маркетинговые ходы против нашей Церкви.
Я не наблюдаю в народе никакого видимого роста оккультных настроений. Некоторый спад интереса к литературе духовного содержания меня не настораживает, потому что я сам 50% того, что выходит в качестве литературы духовного содержания, не стал бы выпускать. Публикуются вещи, которые не полезны нашему православному люду. Так что ничего в этом не вижу, кроме того что пели наши деды:
«Вихри враждебные веют над нами,
Темные силы нас злобно гнетут».
Самое главное — нужно твёрдо держаться, не мельчать в выборе и в выпуске духовной литературы, а держаться высокого уровня. Лучше мы будем повторять прежние тиражи святых отцов, и пусть они будут лежать на полках, а не расхватываться, как пирожки, но зато они будут свидетельствовать о нашей вере, а не о нашем маркетинге на эту тему.
Поэтому с духовной точки зрения я ничего нового не вижу. Как всё было, так и осталось. Сущность того, что происходит вокруг нас, — это сатана борется с Богом, а поле битвы - сердце человека. И в этом плане тоже всё как было, так и есть.
Я предполагаю, что Издательский совет соответствует требования нашей Церкви и старается не допускать издания православной и духовной литературы сомнительного качества.
Хотя она и там проскальзывает временами. Нам самим нужно внимательно относиться к тому, что мы выпускаем, что мы читаем и что мы рекомендуем нашим православным гражданам.
Оккультистика никогда и не отступала, она, как была, так и осталась. Они там правят бал – маркетологи. С точки зрения маркетинга оккультизм выигрывает, а с точки зрения духовных побед — победа за нами. Просто у нас разные фронты.
Маркетинг и духовная брань - это разные вещи. Если в маркетинге мы проигрываем, то в духовной брани мы ни в коем случае не проигрываем, и, даст Бог, не проиграем. Аминь.