«Два с половиной десятилетия вместе со Святым Государем»

Хранителю Мироточивого Образа Святого Царя Страстотерпца Николая О.И.Бельченко 80 лет

Александр Лукашенко 
0
2309
Время на чтение 30 минут
Фото: Из личного архива автора

21 января 2022 г. исполняется 80 лет Многолетнему Хранителю Мироточивого Образа Царя-Мученика и Страстотерпца Николая Второго Олегу Ивановичу Бельченко.

С просьбой поздравить юбиляра на «уважаемой православными людьми "Русской народной линии"» в редакцию обратился президент Православной миссии по возрождению духовных ценностей русского народа, начальник Войсковой Православной Миссии, Александр Федорович Чернавский.

Дорогой Олег Иванович! Всемилостивый Господь через Вас явил нашему православному народу Мироточивый образ последнего, замученного вместе со своей Венценосной семьей Святого Государя Николая Александровича Романова. Почти 25-летнее Ваше служение чудотворному образу внесло и вносит свой неизмеримый вклад в дело прославления Святого Царя-Мученика и Страстотерпца в России, возрождению памяти и традиций российской государственности.

В день Вашего 80-летия от лица всех почитателей Прославленного Русской Православной Церковью Русского Самодержца Святого Мученика и Страстотерпца Николая Второго хочу поблагодарить Вас за Ваше ревностное и бескорыстное служение нашему Святому Царю. Верим в Его заступничество и молитвенную помощь в возрождении Святого Самодержавия на Русской Земле. С любовью о Богоявленном Христе А.Ф. Чернавский.

Предлагаем вниманию читателя рассказ Олега Ивановича о чудотворном, мироточивом образе нашего Святого Государя «Два с половиной десятилетия вместе со Святым Государем».

Написал образ Святого Царя Мученика и Страстотерпца русский иконописец Павел Николаевич Тихомиров. Он живёт в Калифорнии. Написал по просьбе ныне почившей Ии Дмитриевны Шмит, в девичестве Подмошенской. Вы, наверное, не раз слышали эту фамилию – ее носил игумен Герман, друг и соратник о.Серафима (Роуза), бывший многолетний издатель журнала «Русский Паломник». Детьми их семью увезли далеко от родины, спасая от большевиков.

http://rusvera.mrezha.ru/460/belchenko4.jpgПервый раз Ия Дмитриевна увидела икону во сне. Примерно в то же время она получила в наследство некоторую сумму денег, не слишком значительную, но достаточную, чтобы оплатить труд иконописца. Литографии, сделанные с образа, игумен Герман (Подмошенский) привёз в Россию. Одна из них попала в Рязань, в Свято-Никольскую богадельню. Там я и увидел икону впервые. Она была вставлена в киот и висела за свечным ящиком. Я попросил продать, но мне отдали её даром. Дело в том, что я помогал своему товарищу доставить в богадельню коробки с духовной литературой. Книги передавались безвозмездно, и в благодарность нам вручили по образу.

Подарили мне литографию царской иконы в 1997 году, 15 марта. Ровно восемьдесят лет спустя, день в день после того, как было объявлено, что Русский Государь Николай Александрович отрёкся от Престола. Но православные люди понимают, что это не он отрёкся от России, а Россия от него. Мы знаем о написании Государем в своем дневнике страшных слов: «Кругом измена, трусость и обман». Это трагическая дата, но в ней есть и толика утешения. Ведь 15 марта 1917 года была обретена икона Державной Божией Матери.

Полтора года икона Государя была у меня, и вдруг я стал замечать, что она становится какой-то другой. Сначала под правым глазом появилось пятно, будто это была кровь, потом – под левым. Краски потихоньку изменялись. Это меня взволновало, и 6 сентября 1998 года, в день Вознесения Христова, я принёс его в храм Сретенского монастыря, где являюсь прихожанином. Положить икону на стол не мог, чтобы не смущать никого, ведь Государь не был прославлен. Поэтому держал ее в руках, в полиэтиленовом пакете.

И вдруг, совершенно неожиданно для меня, хор пропел тропарь Царю-мученику: «Царства земного лишение...» и так далее. Как могло это произойти? По-видимому, певчих попросил об этом батюшка-иеромонах, который знал, что я приду с иконой. Но... всё равно это до конца объяснить трудно.

В этот момент все и началось. Люди стали на меня оборачиваться, я не мог понять, в чем дело. Оказалось, что вслед за тропарем по храму разнеслось благоухание, а я из-за насморка был, возможно, единственным, кто этого не почувствовал. Всем было ясно, что это как-то связано со мной, вернее, с моим пакетом. Один из прихожан спросил: «Что там у вас, откуда этот запах?» «Икону держу, а запах, наверное, от кадила?» – говорю я, а в ответ: «Нет, это от вас». Тут я немножко рассердился, все еще не понимая, что происходит, и сказал, что нельзя во время службы разговаривать.

А между тем уже и священник на меня смотрит. После службы икону достали, благоухание стало еще сильнее, и пакет мой прихожане буквально на кусочки разделили, и, вы знаете, эти лоскутки до сих пор, по прошествии многих лет, продолжают источать запах. Все были потрясены, а батюшка сказал: «Давайте мы у себя в алтаре икону подержим три недели, а потом посмотрим, что делать». В алтаре – неканонизированного святого? Ну, пожалуйста. Я даже обрадовался. Конечно, Государь должен быть в алтаре. Но когда три недели прошло, это меня уже не так радовало, как поначалу. Товарищи-прихожане расстраивались, что к иконе не подойти, говорили: «Нельзя икону запирать, пусть ее на аналой выставят». Меня это смущало, и когда срок, отведенный священником, прошел, я спросил: «Она по-прежнему благоухает?» – «Да, благоухает», – ответил батюшка. «И что же дальше будет? Может быть, на аналой ее выставить или с собой забрать?» Иеромонах сказал: «Сейчас, я проконсультируюсь». А вскоре вернулся и сказал: «Забирайте».

Помню, какое отчаяние вызывали непрестанные задержки в работе Комиссии по канонизации. Какие-то высокоумные мужи, в том числе весьма сановитые, говорили, что Царя вообще нельзя прославлять – из-за его отречения, из-за того, что это некий политический заказ. Другие мужи – совсем неумные и несановитые – кричали, что Государя нужно причислять к лику святых только как «умученного от жидов», и никак иначе. Это вызывало судороги радости у противников канонизации. «Вот какое уродство скрывается за почитанием Царя», – говорили они.

Но я видел в течение многих лет, что для моих товарищей, для многих прекрасных людей, которых знал, все эти вопли и обвинения не имели никакого значения. Они любили Царя вовсе не из политических соображений. Просто благородный образ его был, быть может, самым дорогим, что оставил нам по себе жестокий ХХ век. Но, как сказал с болью один пожилой батюшка, горячо почитавший Царственных мучеников, «пока не вымрут те «комсомольцы тридцатых годов», которые с приходом в Церковь не отказались от многих своих заблуждений, – канонизация не-воз-можна!»

В момент этого уныния и явилась неведомо откуда чудотворная икона Государя с надписью в нижней части образа: «Сия Икона Написана к Прославлению Царя-мученика в России». Триумфально прошествовав по одним епархиям, она была отвергнута другими, но с каждым днем этот ход захватывал новые сотни людей, которые узнавали друг друга, сплачивались. Икона истекала миром и убеждала даже скептиков, разумеется, тех из них, у кого имелись совесть и вера. Они вдруг осознавали, что Господь желает этого прославления. Забегая вперёд, скажу, что среди тех, кто следил за судьбой образа, радовался чудесам, исходящим от него, был и Патриарх Алексий. Для этого требовалось мужество. Кажется, весь Синод был настроен против прославления... Поначалу.

http://rusvera.mrezha.ru/460/belchenko1.jpg...Жена испугалась благоухания, она у меня из Белоруссии, сказала: «Это какая-то радиация. Ты эту икону унеси куда-нибудь». Ну, какая радиация, что за ерунда. Одно смущало – непонятно было, как дальше вести себя. В это время в Москву приехал иеросхимонах Рафаил, с которым мы когда-то познакомились на Валааме. Я подошел к нему с просьбой: «Батюшка, определите судьбу этой иконы. Если велите отнести в какой-нибудь храм, отнесу, велите дома держать – буду дома держать».

Отец Рафаил долго смотрел на икону, по поводу благоухания так сказал: «Это такой вид мироточения. Капелька не успевает образоваться, испаряется, но запах остаётся. Ты не волнуйся, она еще замироточит, и зримо». А в ответ на мои сомнения заметил: «Ты не спеши, Олег Иванович, определять ее в какой-нибудь храм. Государь пока не канонизирован. Но тебе Господь подскажет, что делать с этой иконой. А если ты хочешь услышать мой совет, то носи ее по храмам и там, где согласятся ее возложить на аналой, на время оставляй».

Забегая вперед, скажу, что почти слово в слово это повторили потом отец Николай Гурьянов и отец Кирилл (Павлов). Дали абсолютно тот же совет: там, где будет поклонение верующих, оставляйте.

И стала икона переходить из храма в храм. Поначалу, в октябре, мы занесли ее в Новодевичий монастырь, где настоятельницей была тогда покойная матушка Серафима (Чичагова). Она нас приняла, мы вместе пропели акафист Царю-мученику, помолились. А когда уходили, то я, по промыслу Божьему, забыл в обители дипломат. Вместе с двумя спутницами мы проделали большую часть пути к метро, когда одна из них сказала: «Знаешь, Олег Иванович, происходит что-то необычное. За тобой тянется шлейф благоухания». Мороз был страшный, но я так удивился, что мы остановились, вынули образ из пакета и увидели, что ее чехольчик весь пропитан миром. Тут догоняет нас монахиня, ей, бедной, с полкилометра пришлось за нами бежать, и первое, что говорит: «Я шла по запаху, благоухает от монастыря. Вы дипломат забыли».

Мы все были растеряны, решили вернуться. Матушка Серафима (в прошлом она была крупным учёным) посмотрела на образ и произнесла решительно: «Пусть меня режут на куски, но я буду свидетельствовать о святости Государя!» Попросила чехольчик на память, а взамен подарила вышитый рушничок. Она, и верно, потом свидетельствовала, ходила к митрополиту Ювеналию. Правда, первый вопрос, который задал ей владыка, был таким: «А какой же вы акафист перед иконой читали?» – «Русской Зарубежной Церкви». Но всё-таки чехольчик и убежденность матушки произвели на него впечатление.

Какое-то время образ хранился у одной из женщин, ходивших со мной в Новодевичий монастырь. 7 ноября я зашел к ней, спросил: «Сильно благоухает?» Услышал: «Теперь уже поменьше». Заходим в комнату, где икона, ничего себе поменьше! Подходим, а по иконе течет капля мира янтарного цвета... Сбылись слова отца Рафаила, что миро будет истекать зримо. Минут тридцать мы простояли на коленях, это было такое потрясение. Миро почему-то истекало не сразу сверху вниз, а сначала по горизонтали, против всех законов земного притяжения. Приехал по нашей просьбе монах с Соловецкого подворья и, собрав несколько капель, сказал: «Сегодня будет всенощная, я смешаю это миро с маслицем и буду им помазывать».

Спустя неделю образ был принят в храме Вознесения на Гороховом поле. Красивейшая церковь, где настоятелем был о.Василий Голованов. Почти ежедневно икона мироточила, перед ней читались акафисты, и так продолжалось несколько месяцев. Когда об этом узнал благочинный, то велел икону с аналоя убрать и акафистов больше не читать, а молиться за упокой Государя. В противном случае, объяснено было отцу Василию, он расстанется с должностью. С этого момента мы как бы перешли на нелегальное положение. При закрытых дверях в определенные дни собирались верные люди, и тогда икона выносилась из алтаря, возлагалась на аналой и снова звучали слова акафиста. Мироточение не прекращалось. Отец Василий поехал с рапортом к митрополиту Сергию Солнечногорскому, тот все передал Патриарху, и вскоре пришел утешительный ответ Святейшего: «Благодарение Господу, бывают такие чудеса. Просим сообщать и дальше о судьбе этой иконы».

http://rusvera.mrezha.ru/460/belchenko6.jpg
май 1999 г.
Образ несет о.Владислав Свешников

Некоторые мои товарищи настаивали, что образ и дальше должен оставаться в этой церкви. Но мне было благословлено нести его по храмам. 28 февраля 1999 года – это был день Торжества Православия – состоялось перенесение образа в храм святителя Николая Чудотворца в Пыжах. Принять ее согласился с великой радостью отец Александр Шаргунов, человек, который, быть может, больше всех в России сделал для прославления Государя, выпустил пять или шесть книг о чудесах Царственных мучеников, а правильно сказать, об их любви к своему народу. Книги эти разошлись по всей стране, рождая ответную любовь.

Встреча образа в храме отца Александра превзошла все мои надежды. Принимали с колокольным звоном, постелили дорожку до ворот. Икона в этот день мироточила удивительно сильно, а служба была... я на такой литургии, если откровенно, не был ни разу в жизни. Настолько весь приход был един в своей молитве, душа пела от радости. Когда мы во второй раз привезли икону в эту церковь, то очередь желающих причаститься стояла от метро «Третьяковская» – а это приличное расстояние. Священники несколько часов помазывали народ. Море неразливанное было людей.

После храма святителя Николая икона побывала у отца Артемия Владимирова, потом перешла к батюшке Владиславу Свешникову, о ней заговорили по радио «Радонеж». Тогда-то и услышал об иконе полковник в отставке Александр Михайлович Вытягов. Участник Великой Отечественной войны, он имел много ранений, руководил кафедрой одного из военных вузов Москвы, потом ослеп – пятнадцать лет ничего не видел.

По просьбе полковника Вытягова его стали возить по храмам вослед за иконой Царя-мученика. Ее мироточение потрясло Александра Михайловича. Он не мог его видеть, но мог обонять. А когда образ приняли в храме Троицы-в-Хохлах, полковник попросил подвести его к настоятелю отцу Алексию со словами: «Вы знаете, я везде езжу за этой иконой и верю, что она меня исцелит». Отец Алексий просто, без промедления ответил: «По вере твоей и будет это». Подвел Вытягова к образу и накрыл его голову рушничком, пропитанным миром, быть может, тем самым, который нам подарила покойная матушка Серафима (Чичагова). Как вспоминал полковник, «какую молитву я при этом читал – не помню», но только на следующее утро он проснулся, оглядел комнату и закричал, так что к нему опрометью сбежались все домашние: «Я вижу».

Ему было тогда восемьдесят с лишним лет. Это было первое исцеление от иконы, совершившееся по молитве Государя.

Быть может, это событие стало каким-то переломным. В июне 99-го образ вместе с другими чудотворными иконами облетел по благословению Патриарха всю Россию – самолет прошел над Минском, Киевом, Крымом, Чечней, Новосибирском, Камчаткой.

А в июле образ впервые покинул столицу не по воздуху. Мы отправились с ним в Ивановскую епархию. Вечером мы по просьбе владыки Амвросия поставили икону в домовой церковке – рядом с его кабинетом, и всю ночь он перед ней молился. И намолил такое мироточение, какое я видел впервые в жизни. По образу стекало двадцать струй. За ней в иконостасе стояла фотография Государя, она тоже покрылась миром. Перенесли образ в кафедральный собор. Владыка был уже там. Принимая образ, он громко возгласил на весь храм: «Канонизация Государя состоялась!» За этим последовали пауза и продолжение: «На небесах. И только человеческий фактор препятствует прославлению Государя на земле». Повторяю сказанное дословно.

Это было в начале июля. А 12 числа мы были в Тихоно-Луховском монастыре Ивановской епархии, откуда крестным ходом пошли в Ипатьевский монастырь Костромы. Икона стояла на носилках, которые мы несли по очереди. Сначала нас было человек тридцать, потом дошло до шестидесяти. Несли три образа: в центре – Державной Божией Матери, справа – Одигитрии-Путеводительницы, а слева – Государя.

Если бы вы могли это видеть! Мы шли по местности, где были разрушены храмы, это ужас – смотреть в пустые глазницы этих храмов, на их рушащиеся кровли, покосившиеся кресты. Кругом была бедность, магазины стояли пустые, после августа 98-го не на что стало покупать товары за границей, а сами мы их делать разучились. Это ударило даже по Москве, а провинция обнищала совершенно. Но нам отдавали едва ли не последние копейки на покаянные свечи. Мы шли через села, где сотни, тысячи людей выстраивались вдоль дорог. Над головами их проплывал помост с иконами, потом совершались крещения детей. Помню, один мальчик подошел к священнику, попросил: «Батюшка, научи меня какой-нибудь молитве, только самой короткой, чтобы я мог запомнить». Тот сказал: «Хорошо. Самая короткая: «Господи, помилуй». То, как относились русские люди к Царю, потрясло меня. Становились перед ним на колени, плакали, но этот плач не был... это были слезы радости. Именно тогда-то я понял, что в нашем народе генетически сохранилась память любви к Государю.

В одном из городков мы спустились в подвал Дома культуры набрать воды для молебна и нашли там портрет Царя. Он был написан, по-видимому, самодеятельным художником и весь покрылся плесенью, кроме лица и части мундира. Лицо было чистое. Там, в подвале, подобном ипатьевскому в Екатеринбурге, произошло это обретение.

«Иногда слышу «ваша икона», отвечаю: «наша». Мне сложно определить свою роль возле иконы, непонятно, почему мне она досталась. Не знаю.

Поначалу очень хотелось сложить с себя ответственность. Я схитрил в своем рассказе, опустив одну подробность. Вскоре после того, как икона начала мироточить, был создан попечительский совет из нескольких священников и мирян. Я был рад стать его рядовым членом, потому что боялся сам принимать решения. Но потом начались ссоры. Некоторые хотели оказаться во главе всего. Дальше – хуже. Оказалось, что за моей спиной начали совершаться какие-то дела. Я ведь не коммерсант, а на почитании образа, как оказалось, можно было заработать большие деньги. Для кого-то это оказалось слишком большим искушением...

И тогда я сказал себе: «Дал тебе Господь эту ношу – ты ее и тащи». Сейчас, когда какой-то доход накапливается от продажи маленьких иконок, заказываю большие и отдаю их в храмы бесплатно. Написать такую очень дорого. А так хорошо выходит. Вот и вся бухгалтерия. Когда призовут меня, то хоть этим... оправдаюсь. Одна надежда – на Божью Матерь. И на Царя. Ведь я верноподданный».

…Мой дед был предводителем дворянства в Новомосковском уезде Екатеринославской губернии. А я вырос безбожником. Но в 70-е годы прооперировал одну матушку – супругу отца Николая Михнюка, который служил в Каменском. В знак признательности батюшка подарил Библию – тогда она была редкостью. И стал я ее понемногу просматривать...

Но настоящий переворот произошел вот при каких обстоятельствах. Как-то читал курс лекций в медучилище, рядом с храмом иконы «Нечаянная Радость». И однажды после занятий ждал троллейбус на остановке. На улице было морозно, троллейбус все не подходил, и зашел в церковь согреться. Там было уютно. Свечи горели, тепло. К тому же я большой любитель хорового акапелльного пения, и когда услышал его в храме... как током пронзило. Вдруг открылась разница между академическим исполнением на сцене и молитвенным. Это было в праздник Сретения. С тех пор стал заходить в храм всё чаще – слушать, как поют. Потом обращать внимание на то, что говорит священник, Библию внимательнее читал. К началу восьмидесятых годов осмелился первый раз перекреститься украдкой, чтоб никто не заметил. Непростые годы выпали на долю моей семьи, что сказалось на моем отношении к Вере, к Церкви, к Богу.

Я проработал хирургом 35 лет. Когда стал воцерковляться, на стене своего кабинета повесил «Молитву врача XII века», которая помогала и укрепляла в работе: «Господи, не допускай, чтобы жажда наживы и славы руководили мной в практической работе. Укрепи силы моего сердца так, чтобы оно могло одинаково реагировать на страдания бедного и богатого, добро и зло. Помогать одинаково другу и врагу. Научи меня, Всемогущий, терпеливости и спокойствию, когда больной непослушен или оскорбляет меня. Сделай меня умеренным во всех суждениях и действиях. И пускай далеко от меня остается мысль о том, что я все знаю и умею».

…Моей маме в 18-м году было 11 лет, отцу четырнадцать. Когда расстреливали Царскую Семью, они не могли стоять в подвале, но никто из нас не был и на Голгофе, что не мешает нам каждый день распинать Христа. Нас спрашивают, о каком покаянии перед Царём может идти речь? Но я был не просто безбожником, но воинствующим, имел пятерку по атеизму. Это были мои пули – которые летели в Царя. И разве мы не верили клевете о Государе? Он, наш добрый, святой Царь, был прозван кровавым. А вы знаете, что ни на одном расстрельном документе нет его подписи. Потому что всех приговоренных по законам Российской империи, если к нему обращались за помилованием, он прощал.

Чем больше я узнаю о Государе, его семье, тем больше поражаюсь. Есть чудо Царской Семьи. Это был идеал, идеал. Где дети воспитывались и в кротости, и в благородстве. Государыня штопала штаны мужу. У Царя на лондонском счету осталось десять рублей после его смерти. Девочки – великие княжны – носили платья друг за другом. Каждая имела свое послушание в доме. Это чудо, чудо. Прославление Государя было для Бога не нужно, и для Царя не нужно. Это для нас... это нужно было для нас, понимаете?!

В моей жизни до воцерковления самым главным было одно чудо – я пришёл к православию. А потом начала мироточить икона Государя. Почему у меня, не знаю. Жизнь моя какая-то неправильная была, первая семья распалась, дети выросли атеистами. Только-только поворачиваются к Богу. Бывает очень тяжело. Некие люди стали говорить, что я икону чем-то обливаю. Но ведь она сейчас, находясь в храме «Девяти мучеников Кизических» и без меня мироточит. Пожаловался когда-то отцу Николаю Гурьянову. Батюшка вскинулся: «И ты еще смеешь жаловаться! Находясь при такой святыне, смеешь жаловаться. А ты знаешь, сколько на брата Иосифа Муньеса хулы было? Не смей больше жаловаться». Я подумал: и верно, понапрасну сетую.

Вспоминая Крестный ход в Костроме, в центре Костромы есть женская обитель, где хранится домовая икона рода Романовых – Федоровская Божия Матерь. Когда в те далёкие годы подошёл к ней, образ Государя у меня в руках был совершенно сухим. И я взмолился: «Божья Матерь, яви чудо, замироточь Сама, чтобы показать святость Государя. Чтобы все увидели, кто он для Господа». Это было, наверное, дерзостью... Стою, плачу и вдруг вижу, какими глазами священник, стоящий рядом, смотрит на икону Царя-мученика.

Оказывается, она замироточила. Божия Матерь все-таки явила чудо, но по-Своему. И это было только начало. На следующий день пошли в Ипатьевский монастырь, откуда вышла на служение Отечеству династия Романовых. Нас сопровождали милицейские машины с мигалками, народу было очень много. Когда подошли к Волге, в монастыре начали бить в колокола. Монахи вышли навстречу, у многих вокруг лица были мокрые. Мы плакали и пели, я думал, что вот так же русский народ мог ныне встречать потомка Государя – своего законного правителя. И какой была бы тогда наша Россия? Но у Государя не осталось потомков. Зашли в Троицкий храм с его прекрасными фресками. Служило девятнадцать священников. Такого мироточения я не видел никогда. По всей иконе, по всей ее ширине волнами шло миро.

ПЕТЕРБУРГ. Всё больше людей узнавало об образе Государя. Крестный ход из Ивановской епархии в Кострому стал, быть может, переломным моментом. Или это произошло позже? Открывалось, что почитание Царя носит, действительно, народный характер, если, конечно, говорить о православном народе.

Многие противники канонизации были убеждены, что борются с царепоклонством (сейчас придумали термин «царебожники»), что им противостоят какие-то дикие ревнители с искаженным церковным сознанием. Но мы, почитатели святости нашего Царя, увидели в Царе-мученике образ милосердия, благородства, жертвенности. И чем ярче это открывалось, тем ближе мы подходили к прославлению Государя.

После Костромы чудотворная икона Государя побывала во многих епархиях.

http://www.rusvera.mrezha.ru/461/belchenko4.jpg
На острове Залит у старца Николая

В Петербург нас пригласил отец Александр Захаров. Девятнадцать батюшек захотели принять образ в своих храмах, но когда владыка Владимир узнал об этом, то последовал запрет. Только один священник отменил приглашение. Я не сужу его. Послушание выше молитвы – он не нарушил ничего... Государь не был прославлен. А восемнадцать человек продолжали стоять на своем. Наверно, только совесть человека может дать ответ, как ему поступать в подобных ситуациях. Отца Александра после этого сняли с настоятельства и куда-то сослали.

Встречали икону 10 тысяч человек. Я сам не присутствовал, дежурил в больнице, а когда услышал эту цифру, то не поверил. Подумал: «Ну, может быть, 5 тысяч, это еще как-то понять можно, а больше... Врут, пожалуй». Но потом увидел видеосъемку этого события и понял, что мне сказали правду, там было море людское. Одна женщина пожертвовала браслет, и это сразу нашло отклик. Люди отдавали перстни, кулоны, фамильное серебро. Было собрано более килограмма золота, а сколько серебра, не помню – очень много. Благодаря этому нам удалось заказать для образа драгоценный ковчег. Это был вклад питерцев в почитание образа. Их любовь к Государю необыкновенна.

В Толгском, кажется, монастыре произошло удивительное событие. Одна женщина так спешила приложиться к образу, что попала под машину. Ее хотели на «скорой» отвезти в больницу, а она ни в какую: несите, говорит, меня к иконе. Женщину подняли, понесли, и когда возложили на нее образ, она встала с носилок. А ведь за мгновение до этого была обездвижена.

Прекрасно встречали Государя на Валааме, куда я смог все-таки вырваться из столицы. Когда подплывали на корабле «Игумен Дамаскин» и увидели Никольский скит, на острове забили в колокола. Весь берег был усеян паломниками, жителями, вышла вся братия во главе с архимандритом Панкратием. В руках встречающие держали иконы, пасхальный фонарь. Все радовались, и только один монах – иеродиакон Августин – смотрел на нас немного недоверчиво. Подошел, сказал: «Буду стоять возле иконы, пока не замироточит». Я развел руками, говорю: «Ты ведь можешь и месяц, и два простоять, а можешь и час». Тут никакой закономерности нет.

И вдруг видим, как он бежит за нами: «Олег Иванович, вернитесь, она замироточила». Инок был страшно растроган, говорил: «Мне, маловерному, такая милость!» И с тех пор буквально прикипел к иконе. Когда мы снова приехали в Петербург, отец Августин прибыл туда хоронить отца и почти не отходил от образа – это было для него большим утешением в горе. А икона в его присутствии снова замироточила.

Второй раз мы побывали в Питере уже после прославления Царя-мученика. День 7 ноября 2000 г. был объявлен в городе государевым. На вечерней службе в громадном Казанском соборе между людьми еще можно было протиснуться, хотя и с трудом. Но наутро там было не пошевельнуться. Владыка Владимир очень почтительно приложился к образу – так разрешилось то недоразумение, которое возникло при первом нашем посещении.

В третий раз мы побывали в Петербурге 17 июля 2001 года. В крестный ход от храма Спаса-на-Крови отправилось более десяти тысяч человек. Пели акафист, шел дождь. Я подумал, пока все приложатся к образу, вымокнут до нитки, но вдруг выглянуло солнышко. Движение транспорта на Невском проспекте полностью остановилось, но люди не сердились, а выходили из машин поприветствовать Государя. Когда десять тысяч петербуржцев встали на колени и запели «Царю Небесный...», у меня комок подкатил к горлу.

Украина. В Одессу образ отправился по приглашению митрополита Агафангела. Сопровождать его поехали два священника и мирянин из храма Сретенского монастыря Андрей Бурмистров. Он крупный такой человек, работал охранником. Дело в том, что мы всегда опасались покушения на образ и принимали какие-то меры. Конечно, верили, что Господь его убережёт, но это не повод проявлять небрежение.

Прибыли на Украину в мае 2000-го, когда споры о прославлении Государя были в самом разгаре. А в Киеве владыку Агафангела поносили как сторонника москалей, но он не обращал на это внимания. Благословил провезти икону по храмам епархии, но настоящие торжества произошли в самой Одессе и были отмечены двумя замечательными событиями. В день Сретения Господня владыка Агафангел при большом стечении народа причислил Государя к лику местночтимых святых. В тот момент... на престол Иверского монастыря сошел благодатный огонь. Впервые не в Иерусалиме, не на Пасху, а на Малой Руси – в Одессе! Огонь спустился на антиминс при открытых вратах. Весь приход это видел, поначалу все решили, что в алтаре начался пожар, священники и диаконы выбежали с криком: «Горим!» Но это был не пожар – произошло событие поистине вселенское. Вскоре разобрались, в чём дело. Настоятель потом написал о чуде, и о нем узнали многие, но далеко не все православные поверили, не говоря о неверующих. Что же должно случиться, чтобы люди уверовали? Государь, кстати, любил этот монастырь, делал в него вклады, навещал. А когда неподалеку было разбито летное поле, поднимался на колокольню наблюдать за, первыми в России, аэропланами.

После Одессы образ посетил еще несколько малоросских епархий. В Тульчинской, а это, между прочим, Западная Украина, произошло новое чудо. В сельский храм привели приложиться к нему женщину, пораженную особой формой рака. Когда кровь, которая должна протекать через печень, задерживается, в животе накапливается большое количество жидкости, она давит на диафрагму, и человек начинает задыхаться. Женщина дышала, как рыба, с большим трудом. Как только она коснулась образа устами, живот вдруг опал. Как врач, я не раз имел дело с подобным заболеванием, и мне особенно трудно было поверить в случившееся. При этой болезни в животе накапливается иногда семь, а иногда и до 20 литров жидкости. Куда она делась? Но несколько священников письменно подтвердили, что были свидетелями этого события. Они отправили свидетельство местному владыке, а он – в Москву, в комиссию по канонизации. Боли у женщины с тех пор совершенно прекратились. Она умерла спустя несколько месяцев, тихо почила в Боге.

http://www.rusvera.mrezha.ru/461/belchenko1.jpg
Молебен в Минске, лето 2002 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

БЕЛОРУССИЯ. В тот же год мы ездили в Белоруссию. Это сказка. В одной из церквей батюшка встретил нас хлебом-солью, со словами, обращёнными к образу: «Ваше Императорское Величество! Здесь собрались ваши верноподданные». Нас буквально пронзали эти токи любви к Царю. В храме святой великомученицы Варвары под Минском я не смог попасть внутрь во время богослужения. Можно было, правда, попроситься, меня бы впустили, но я попаду, а другой останется на улице. Поэтому решил постоять под окном. Вдруг выносят образ святой Варвары, а по ней текут две струи мира. Так бывало иногда во время наших поездок, когда вдруг не образ Государя, а храмовая икона начинала мироточить.

Вокруг народу всё время было без числа: кто плачет, кто светится весь, одержимые кричат, хрипло, ужасно – не могут приложиться к иконе. А некоторые хоть и не кричали, но тоже не могли к ней подойти. Только они воздерживались по своей воле...

Охотнее других нам помогал в Белоруссии Леонид Иванович Калугин – директор знаменитого завода «Атлант», того самого, где делают холодильники этой известной марки. Леонид Иванович и сопровождал нас, и деньги давал из своего кармана, устраивал, кормил. Он – человек глубоко православный, при заводе прекрасный храм построил, много жертвовал на монастыри. Но повлекло его в недобрый час в политику – решил Калугин принять участие в президентских выборах. И хотя рейтинг он имел ниже, чем Лукашенко, но президент разгневался, пообещал его посадить. И посадил. Я Александру Григорьевичу не судья. Но что было, то было.

На мой вопрос: «В чем же вас обвинили?» Леонид Иванович ответил (когда всё уже закончилось): «В том, что я деньги тратил не по назначению. Но всё проводилось через директорат, делалось на законном основании». Когда пришли его арестовывать, начался обыск, а у директора крупнейшего предприятия дома шаром покати – диван старый и прочее в том же духе. «Где ценности?» – спросили следователи. А Калугин на красный угол показывает, говорит: «Вот у меня пять икон, а больше ничего нет». Иконы, действительно, были самой большой ценностью в его квартире. Вскоре Леонида Ивановича выпустили за отсутствием состава преступления, но ни одна газета не извинилась за всю ту грязь, которая была вылита на его имя.

Без Калугина нам стало труднее. Священники, которые должны были сопровождать икону, в некоторой растерянности отправились к митрополиту Минскому Филарету за благословением. <…> Не получив благословения, белорусские батюшки все равно отправились сопровождать образ.

Но не все владыки так относились к Государю, как митрополит Минский. В связи с этим хочу вспомнить одного замечательного человека – архиепископа Максима Могилёвского. Когда мы впервые приехали в Могилёв, владыка лежал в минском госпитале, и нас приняли сестры Свято-Никольского монастыря. Они до двух часов ночи стояли у ворот обители с ветвями, ожидая нас. А утром, когда духовник монастыря отец Валерий занёс образ в алтарь, оттуда раздался радостный возглас: «Она мироточит!»

Когда мы добрались до Минска, то пошли навестить владыку Максима. Это был четвертый или пятый день после того, как ему сделали операцию на сердце... У него было великое сердце... Архиепископ поднялся с постели, приложился к образу и отслужил молебен перед ним. За все время, что я работаю врачом, мне пришлось увидеть подобное только однажды. Обычно люди в этих обстоятельствах бывают едва способны пошевелиться, а тут молебен!

По благословению владыки мы пронесли икону по палатам. Когда начали прощаться с ним, произошел трогательный эпизод. Услышав, как прозрел по молитве к Государю полковник Вытягов, старенький архиепископ удержал образ, который уже хотел передать нам. В тот момент мы заметили, что он замироточил, а владыка говорит: «Извините, но я тоже плохо вижу» и, пальчиком коснувшись мира, перекрестил глаза. Вот истинно русский человек. Он вырос в стране, где столько грязи было вылито на Государя, но остался незапятнанным.

Когда мы последний раз приехали в Могилёв, архиепископ Максим не смог прийти в храм и попросил: «Принесите мне икону, я устал очень». Мы зажгли свечу в фонаре, взяли хоругвь и отправились к владыке. На улице было ветрено, накрапывал дождь, и свеча погасла. А мы все люди некурящие – зажечь нечем. Стоим, обсуждаем, что делать. В этот момент свеча зажглась сама.

Мы не сразу осознали, что именно в Могилёве, где располагалась ставка Государя, началась его Голгофа. Владыка Максим много сил положил на то, чтобы на месте ставки построить монастырь во имя Царя-мученика. Перед смертью добился разрешения на этот труд, но не успел начать строительство. Впрочем, есть надежда, что его мечта осуществится. Когда мы ехали на Афон, то Брестский архиерей, желая воздать почести образу, попросил нас заехать. Это был день его прощания с епархией. Именно он и сменил архиепископа Максима на Могилевской кафедре.

ФРАНЦИЯ. Вскоре после прославления Государя началось долгожданное сближение с Русской Церковью Заграницей. Иные спрашивают, так ли оно необходимо. Но через это мы соединяемся и внутри себя, отвечаем на вопросы, которых не обойти.

Во Францию я поехал по приглашению Лесненского монастыря, названного так по имени каменного чудотворного образа Божией Матери, очень почитавшегося Государем. Община Лесненской обители во время гражданской войны покинула Россию и долгое время обреталась в Сербии. А когда и там пришли к власти коммунисты, перебралась в одно местечко – километрах в 150 от Парижа. Вся русская эмиграция собирала для нее средства, в результате удалось приобрести под монастырь прекрасное имение. Оно занимает большую поросшую лесом территорию, там есть прекрасный сад, разбиты огороды. В имении был даже храм, правда, католический, но его превратили в православную церковь.

С этого места и началось мое знакомство с Западной Европой, вернее, с русским зарубежьем. Мы прибыли туда с отцом Сергием, священником из Подмосковья. Подарили инокиням пятнадцать-двадцать небольших иконок Государя, и одна из них замироточила. Это произвело такое впечатление, что сестры целую ночь не спали, молились.

Из монастыря мы позвонили владыке Амвросию Женевскому, стороннику митрополита Лавра (выступающего за сближение Русской Церкви Заграницей с Московской Патриархией). Узнав, что мы находимся в Лесненском монастыре, владыка попросил дождаться его – пообещал немедленно выехать из Швейцарии. И, действительно, он скоро к нам присоединился. Причем приехал не один... привёз великую святыню – первообраз иконы Курской Божией Матери «Знамение», Путеводительницу русского Зарубежья. Так что, когда началось богослужение, рядом лежали три чудотворных образа: Курская, Лесненская и Царя-мученика. Я никогда не забуду этого волнующего момента.

После службы разговорились с владыкой Амвросием. Что меня удивило: у него вместо одной ноги протез, но это не мешает ему стремительно передвигаться по Европе, где в его ведении находится несколько стран. Но не все русские приходы ему подчиняются. Часть из них выступала против сближения с нами, поэтому владыка не смог меня благословить к ним съездить, сказав: «Понимаете, ситуация очень деликатная. Меня обвиняют некоторые священники, что я хочу вести диалог с Москвой. И если я вас сейчас куда-то направлю, это будет им козырем. Куда захотите, туда и поезжайте. Я не буду возражать».

БЕЛЬГИЯ. В Брюсселе есть чудный русский храм Иова Многострадального, где захоронены мощи Царской Семьи – те косточки, пепел, который собрал следователь Соколов. В каком месте они погребены, настоятель отец Николай Семёнов ответить не смог, сказал, что этого никто не знает. Еще там есть шинель Государя. Обыкновенная солдатская шинель. Единственное отличие – добрые люди подбили ее овчинкой изнутри, чтобы Государю было не так холодно. И еще там стоит его стул. Простой венский стул. Даже адвокаты средней руки предпочитали в то время более оригинальную мебель. А Государю было на нем удобно, у него такой же был в Царском Селе. Стул пробит пулей. Какой-то матрос, узнав, что он государев, расстрелял его.

Отец Николай так же, как и батюшка Вениамин, подчинялся владыке Варнаве. Узнав, что мы во Франции, позвал к себе. Обзвонил паству, сообщив радостную весть: «К нам везут мироточивый образ Государя». Но одна женщина, баронесса Ирина Пален, сказала, что для нее это событие не представляет особого интереса. «Тогда приди просто так, чтобы поддержать приход», – попросил отец Николай. Она пришла. Отслужен был молебен, прочитан акафист. Я раздал всем маленькие копии с иконы, получила свою и баронесса. А храм там необычно устроен: окна высоко, щелевидные, в церкви полутьма, только свечки горят, лампады. Когда вышли наружу, дело шло к полудню. И вдруг Ирина Пален увидела, что по ее маленькой царской иконке стекают две благоуханные струи мира. И она как встала на одном месте у калитки, так и стоит. Мы успели сходить к отцу Николаю, попили чаю, а баронесса не может стронуться с места и уже никуда не спешит, как в начале молебна. Меня к ней подозвали. Баронесса спрашивает: «И что же мне теперь делать?» – «Отнесите ее обратно в храм, – отвечаю я, – а я дам вам другую».

Потом, когда мы вернулись в Париж, отец Николай звонил, рассказывал добродушно: «Меня Пален просто замучила, все время повторяет: «Я Государю не верила, а теперь верю, он для меня самый близкий святой, я всегда ему буду молиться».

АФОН. Это произошло в 2002 году. Товарищи пригласили меня вместе с образом совершить паломничество на Святую Гору (самому мне с зарплатой врача далеко не уехать). Добирались мы через Румынию, Сербию, Македонию, потом Грецию проехали, и вот Афон. Побывали там в десяти обителях, и в каждой после вечерней службы икона Государя мироточила.

Сначала мы, конечно, посетили наш русский Свято-Пантелеимов монастырь. Потом сербский, греческие. Принимают монахи так: приносят водички прохладной и эти, как их там называют, из виноградного сока делают – пастилки, лукум... Самый вкусный лукум делают в скиту святой Анны. Кроме того, сербы достали вино из своих подвалов, узнав, кто мы такие, а греки предлагали по маленькому стаканчику водки, кажется, анисовой (я не пил, не знаю, как на вкус).

Икону нёс все время отец Игорь Латушко, благочинный из Минской епархии. Он с ней не расставался, хотя было иногда тяжело – мы шли пешком по горам. Там есть такси, могут подвезти, но это не для русского человека – по Афону на такси кататься. «Батюшка, – говорил я, – давай помогу». Но нет, он и вещи свои несёт, и икону на шее в холщовом мешке с крестом.

http://www.rusvera.mrezha.ru/461/belchenko5.jpgЛюбопытным оказалось посещение лавры святого Афанасия. Нас встретил монах – тоже Афанасий, русский по национальности. Но на монаха он был не очень похож – крутой такой, как у нас говорят, не тихий. Услышав об образе, начал сердиться, говорить, что, мол, много тут авантюристов приезжает с чудотворными иконами. К ним и вправду кто-то приезжал, наговорил с три короба, а всё оказалось липой. И вот он, обжегшись на молоке, решил на нас подуть. Я спрашиваю: «Зачем вы так?» Он: «Я не вас имел в виду». И смотрит недоверчиво. В этот момент отец Игорь говорит, глядя на икону: «А она мироточит». – «Никто ее при вас не обливал?» – спрашиваю я монаха. «Нет», – отвечает. На лице явное замешательство.

Взобрались мы и на вершину Афона, там, на высоте 2033 метра, икона тоже замироточила. Метрах в четырехстах ниже есть домик с церковкой, где останавливаются на ночь те, кто готовится к восхождению. Здесь можно попить чай, многие оставляют продукты для идущих следом. Это очень приятно – ощущать православное братство. На самой вершине – крест, храм, есть книга записей для посетителей. Почти вся она заполнена отзывами на русском языке. Есть немного сербских, болгарских надписей. На латыни нет практически ничего. Туда вообще мало кто поднимается. Тяжело очень, но при нас восходил один японец – наша группа спускалась, а он поднимался. Мы его не раз перед тем видели на службах, удивлялись, глядя, как он стоит, внимательно слушает. Дело в том, что он был некрещеным. Увидев, как образ Царя-мученика мироточит, японец спросил, можно ли приложиться. Мы ответили, мол, пожалуйста и объяснили, что в Японии тоже есть православные храмы.

В греческих монастырях нас встречали по-разному. Больше всего запомнилось, как в Каракале к нам подошёл серб и спросил по-русски, что у нас за икона. Отец Игорь вынул ее из мешка, по ней текло миро. Это был единственный случай на Афоне, когда она замироточила днём – в результате весь монастырь сбежался смотреть, оставив послушание. Мы, вообще-то, зашли туда только водички попить, но услышали: «Мы вас никуда не отпустим. Оставайтесь ночевать». Иноки занесли икону в храм и остаток дня возле нее провели, и вечер, и уж не знаю, смогли ли от нее оторваться ночью.

Вечерняя служба в Каракале. У греков все немного по-другому. Что-то узнаваемо, что-то нет. Например, праздничная икона возлежит на аналое не перед царскими вратами, а где-то сбоку. Но для Царя-мученика было сделано исключение. Монахи вставали перед ним на колени, а далее произошло то, что поразило до глубины души, чего он никогда не забудет. При перечислении имен святых прозвучало вдруг: «Базилевс Николас Романов».

Пока будет стоять Афон, это имя будет повторяться в обители, как не исчезнет и вкус мира на губах греческих монахов. Не понадобилось споров, комиссий, десятилетий безбожия и самоистребления для того, чтобы поверить... Может быть, потому, что все самое страшное мы вынесли на себе. Чтобы дать миру нечто важное и нужное ему, в том числе это имя: Царь Николай Романов. Он учил нас, не лукавя, а на своем примере, как жить и умирать в век всеобщего отступления.

Образ его покоится ныне в центре Москвы в храме Девяти Мучеников Кизических. Время от времени он по-прежнему мироточит.

Подготовил А.Ф. Чернавский, использованы материалы из статьи «Хранитель» Владимира Григоряна в газете «Вера-Эском»

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1.

Спаси, Господи, за статью!
Святые Царственные Страстотерпцы, молите Бога о нас, грешных рабах державы вашей!
Алина / 21.01.2022, 13:14
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Чернавский
«Пасхальная радость в селе Филипповское»
Репортаж о пребывании чудотворного образа Святого Царя мученика и Страстотерпца Николая II в Свято-Никольском храме
08.03.2024
Возрождение духовно-нравственных традиций Исторической России
С 3 по 8 декабря в Пензе пребывал чудотворный мироточивый образ последнего российского Императора Николая II
14.12.2023
Образ будущего – государство заповедных людей
В православной традиции сформировалось определенное представление об идеальной форме взаимоотношений между Церковью и Государством
27.11.2023
Его любимое изречение: «Царь грядет!»
На годовщину смерти Игоря Евгеньевича Смыкова
13.11.2023
Все статьи Александр Чернавский
Олег Бельченко
Царский Венец: Посвящается 25-летию
мироточения иконы царя-великомученика Николая II
09.11.2023
Покаяние в цареубийстве
Это и я стрелял в Царя
16.07.2021
Все статьи Олег Бельченко
Александр Лукашенко
«Главное – лишить Украину возможности и желания сопротивляться»
У нас есть шанс на то, что в этом году ВСУ будут или бежать, или быстро отступать с Левобережья
01.05.2024
О мифических надеждах на отрезвление Запада и православном будущем Китая
Почему запрет и объявление Эстонской Церкви Московского Патриархата террористической организацией реально?
16.04.2024
Борьба сил зла с идеями Мирового Лада: итоги, выводы, оценка перспектив будущего
Влияние СВО на ситуацию в Славянском мире, Европе, России, Белоруссии и на геополитические процессы на планете
16.04.2024
В рамках «Большой игры» маленькие игры тоже следует учитывать
Зачем Эрдоган и Лукашенко постоянно выдвигают мирные инициативы
12.04.2024
«Сегодня есть всё для того, чтобы сесть и договариваться»
Владимир Путин обсудил с Александром Лукашенко ситуацию на украинском направлении
12.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Устремленные в Вечность
Новый комментарий от Могилев на Днепре
02.05.2024 13:20
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
29.04.2024 02:17
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
28.04.2024 21:45
Слава великому воину Михаилу Дитерихсу!
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.04.2024 18:04