Христианское население Израиля продолжает небольшой численный рост, характерный для него с момента основания еврейского государства, но также продолжает постепенное снижение в процентном отношении по сравнению с другими религиозными общинами — иудеями, мусульманами и друзами, — присутствующими в стране, сообщает Седмица.ru со ссылкой на информационное агентство Fides.
Центральное статистическое управление Израиля опубликовало эти данные в канун Рождества 2021 года. По данным израильского статистического управления, в настоящее время в Израиле проживает 182 000 христиан, что соответствует 1,9 процента от общей численности населения, в то время как темпы роста христианского населения в еврейском государстве в 2020 году составили 1,4 процента.
Израильская статистика также предоставляет данные об элементах, характеризующих христианский компонент с этнической, демографической, профессиональной и культурной точек зрения. В то же время, чтобы правильно понять смысл приведенных цифр, полезно принять во внимание некоторые ключевые факторы, обусловливающие сбор данных, и сравнить результаты последних опросов с аналогичными статистическими данными, предоставленными Израилем в предыдущие годы.
Если посмотреть на всю таблицу роста различных религиозных общин в Государстве Израиль с момента его основания, то обнаружится, например, что число христиан в еврейском государстве составляло в 1949 г. 34 000, в 1970 г. — 75 000, в 1990 году почти 115 000 и более 180 000 в 2019 году.
За тот же период мусульманское население Израиля выросло с более чем 111 000 (в 1949 г.) до более чем 1,6 млн в 2019 г. Число иудеев, составлявшее около 1,17 млн в 1949 г., увеличилось до 6,69 млн в 2019 г. Темпы роста христианского населения в Израиле неизменно ниже, чем у еврейской и исламской частей израильского общества. Некоторое сходство можно найти только с цифрами роста друзов, число которых в 1949 году было менее 15 000, а в 2019 году увеличилось до 143 000.
Согласно данным за 2020 год, опубликованным Центральным статистическим бюро, 76,7% христиан в Израиле составляют палестинские арабы, и большинство из них проживают в северном регионе страны (более 21 000 христиан в Назарете). Большинство неарабских христиан проживают в районах Яффо и Тель-Авива. Однако следует отметить, что израильская статистика учитывает только христианских граждан, постоянно и легально находящихся в стране, исключая из подсчета десятки тысяч иностранных рабочих, находящихся в Израиле более или менее длительные периоды времени. Между тем, они представляют собой всё более важный компонент церквей и церковных общин Святой Земли.
В 2020 году в христианских семьях было в общей сложности 2 497 новых рождений, в то время как среднее количество детей в возрасте до семнадцати лет в христианской семье составляло 1,93 (самый низкий уровень рождаемости среди всех слоев израильского общества, учитывая среднее количество детей). В еврейских семьях было 2,43 детей, а в мусульманских семьях — 2,60.
Христиане составляют компонент с наиболее высоким средним уровнем образования, особенно среди женской части населения.
По данным Центрального статистического управления, 84% христиан в Израиле «удовлетворены» своими условиями жизни. Эта цифра также интересна в свете недавней полемики, которая последовала за заявлением, сделанным в середине декабря высокопоставленными представителями церквей и церковных общин в Иерусалиме. В нем среди прочего упоминались «бесчисленные нападения» радикальных группировок на церкви, монастыри и представителей духовенства и которые за этим насилием и осквернением подозревали план «изгнания» христианского присутствия из Иерусалима и Святой Земли.
О причинах сокращения христиан на Святой Земле рассуждает в телефонном интервью «Русской народной линии» кандидат исторических наук, востоковед, действительный член Императорского Православного Палестинского Общества, генеральный директор аналитического центра Катехон Михаил Ильич Якушев:
К сожалению, история христианского сообщества неоднородна. Накануне Первой мировой войны в 1914 году мусульманская и православная семьи на территории Святой Земли имели по 7-9 детей, Такие же цифры были и в Российской империи. Но тогда религия играла значительную роль в жизни не только исламского общества Палестины, которая была под властью Османской империи.
Под влиянием западного христианства многие православные стали брать пример и уезжать с территории современной Палестины, Сирии и Ливана в Северную и Латинскую Америку, в Австралию на заработки.
Большие общины, которые создавались предками арабов-христиан и православных христиан Латинской и Северной Америки, Австралии и Европе очень там востребованы. Ныне, когда из Африки, Ближнего и Среднего Востока двинулась армия мигрантов, то на Западе предпочитают всё-таки братьев-арабов, которые относят себя к христианам.
Вестернизация христианского общества, которая началась не вчера, набирает ход и многие христиане уезжают на Запад, в ту же в Германию. Их родственники приезжают по их же рекомендации и пополняют ряды арабов-христиан, которые хорошо принимаются западноевропейским обществом.
Ещё один более сложный аспект: межрелигиозный, межконфессионный. При Османской империи иудейское население составляло от 2 до 5 %. Господствующей религией был ислам суннитского толка, а иудеи пользовались меньшими правами: не могли служить в армии, в шариатских судах их показания были менее принимаемыми, чем показания мусульман. После распада Османской империи, исламские традиции сохранились в Сирии, Ливане, Иордании, Палестине, Израиле. Израиль принял за основу, в том числе исламское законодательство, в котором использовались те же самые законы Османской империи.
Еще один важный аспект. Согласно основному закону (который в еврейском государстве заменяет Конституцию) Израиль — это иудейское государство. Поэтому только представители иудейской общины представляют собой своего рода господствующий класс, только они пользуются всеми правами, которыми может обладать гражданин Израиля.
К примеру, арабы, даже в отличие от друзов, до сих пор не могут служить в армии. Гражданами второго сорта в Израиле оказываются и арабы-мусульмане, и арабы-христиане.
Израиль, как иудейское государство, внутренне враждебно относится к христианству. В последнее время мы видим примеры ущемления в судах прав верующих Иерусалимского Патриархата — христиане проигрывают дела, которые должны быть выигрышными. Права на собственность христиан, которые подтверждены веками, попираются, собственность отдается иудейским организациям. Таково отношение и еврейского государства, и иудаизма к христианству. И именно к православному христианству — в Палестине до середины 19 века жили в основном православные христиане.
Мы видим, как израильские власти заявляют о готовности расширять приём европейских христиан-паломников со всего мира. Но посмотрите, как они относятся к арабам-христианам (впрочем, и к арабам-мусульманам) с территорий Палестинской национальной администрации! Чтобы получить разрешение посетить Иерусалим им надо пройти огонь и воду (а медных труб здесь не предусмотрено). Это очень сложно, практически невозможно. Местные исламские и христианские общины испытывают большие проблемы с допуском к святым местам в Иерусалиме и других местах Святой Земли.
Западный мир сегодня далёк от проблем Святой Земли. К сожалению, христианство в современную эпоху находится, наверное, в самом сложном положении. Часто можно сравнивать христиан Ближнего Востока с теми ранними христианами, которые в Римской империи находились на нелегальном положении. Сейчас христиане находятся на легальном положении, но отношение к ним государственных структур Израиля говорит о том, что христианам тяжело выживать на Святой Земле. Поэтому они выбирают путь более лёгкий — присоединиться к своим родственникам, которые ранее покинули территорию исторической Палестины и жить без тех угроз проблем, которые они испытывают, являясь людьми второго сорта в Израиле.
Наглядный пример. Израильское правительство пообещало с 1 декабря пускать в страну российских паломников, привитых Спутником V. Однако до сих пор обещание повисло в воздухе, потока паломников как не было, так и нет. Но при этом иудеи из США приезжают в Израиль свободно, как это было в доковидные времена.
Храмы на Святой Земле сегодня пустуют – ручеёк паломников почти иссяк. Чтобы приехать в Израиль нужно предварительно сдать ПЦР тест у нас, потом сдать у них. И при этом у тебя должен быть сертификат о том, что ты не позже чем 15 дней назад сделал прививку.
Эта ситуация демонстрирует разное отношение Израиля к единоверцам и иноверцам.