22 октября по старому стилю (4 ноября по новому стилю) великая дата в этом году — 300 лет со дня провозглашения Российской империи.
По мнению некоторых исследователей, например, Александра Ильича Филюшкина, Россия стала империей уже при Иване Грозном.
Во-первых, когда она вышла за пределы Европы и присоединила Сибирь.
Во-вторых, когда вотчинная система землевладения сменилась поместной системой.
В-третьих, когда было образовано первое регулярное войско.
Однако, официально Россия была провозглашена империей именно при Петре Великом. Он стал Императором, а благодарный Сенат преподнес ему титул — отец Отечества. Стройная имперская структура с коллегиями — прообразами современных министерств, с чётким делением страны на губернии и уезды, с чёткой системой службы – заслуги именно за службу, а не за род. Как говорится: «Не род, а ум поставлю воеводой». Всё это великая заслуга Петра.
Заслуги Петра — это также реформа армии, создание военно-морского русского флота, создание Академии наук, появление первого российского университета в Петербурге при Академии наук и многое другое. Это величайшие заслуги Петра как Императора и отца Отечества. Я уже не говорю о его военных успехах, в частности, о победе в Северной войне, и, по сути, присоединении половины Прибалтики к России прямо или косвенно.
Заслуги Петра велики. Россия при Императоре, как сказал Пушкин, сошла со стапелей под гром орудий. И велика фигура Петра — то академик, то герой, то мореплаватель, то плотник.
Напрасно некоторые славянофилы укоряют Петра в том, что он, де, был европейским государем. Он был таковым лишь по внешности. Внутренне он был русским государем, продолжил великое дело Александра Невского, Ивана III и Ивана Грозного в продвижении России к морям, не только к Балтийскому морю, но и к Черному и Каспийскому морям, по устроению России, как действительно самодержавной империи, по её объединению и структурированию, по утверждению этой великой триады: «Православие. Самодержавие. Народность».
Пётр действительно был великим народным государем, и не только потому, что трудился своими руками, «яко праотец Адам», по его собственному выражению, не только потому, что знал тридцать ремёсел, и не только потому, что он самоотверженно бросался в воду, вызволяя тонущих матросов, отчего, в конечном счёте, и умер. Он был народным государем, потому что понимал душу народа и выдвигал наиболее талантливых его представителей на верхи, понимал задачи России и нужды народа, причём на отдаленную перспективу.
К сожалению, мы не видим решения правительства о праздновании этого юбилея. Эту дату просто замалчивают. Почему? Потому что, к сожалению, наверху вокруг нашего дорогого Президента засели февралисты, которые подталкивают его к таким изречениям, что будто бы Февральская революция — величайшее событие в русской истории.
Признаюсь, когда я услышал это, то не узнал нашего дорогого Президента, человека в сущности мудрого и глубокого. Февральская революция была одним из наиболее позорнейших провалов в истории России, с которым может сравниться разве что смута в начале XVIII века и 1991 год. Кругом измена, трусость и обман. И это величайшее событие?! Ясно, что Президенту нашептали или его заставили произнести подобные гадкие слова, которые не вписываются ни во что.
Наверху жадною толпой у трона засели те, кто смертельно боятся империи, боятся сильной власти, боятся величия России. Засела отшмыга — крапивное семя, которому нужно только одно, как временщикам, воцарившимся после смерти Петра.
«Батюшки, — возопил Ягужинский, — прибавьте нам как можно больше воли!». Засели воры, которые по образцу воров после Петра, стремятся разворовать Россию и сплавить награбленное за рубеж. Им не нужен такой царь, который «як встанет, всех нас достанет», по словам Кирилла Разумовского, когда тот слушал проповедь Митрополита Платона над гробом Петра.
Владыка произнес: «Восстань теперь, великий монарх, отечества нашего отец, восстань и насладись плодами трудов твоих....»
Присутствующий при этом граф Разумовский, малороссиянин, сказал кому-то из придворных:
- Чого вин його кличэ? Як встанэ, то усим достанэться.
Вот этим вороватым хомякам новый Петр с дубинкой явно не нужен, потому что он, безусловно, вытряхнет их из нор с награбленным добром, не позволит им существовать в сладком болоте вседозволенности, не позволит разворовывать народное добро. К тому же, среди них полно тех, кто проходил стажировку в различных гарвардах и кто жил на иностранные деньги. Их можно без преувеличения назвать иностранными агентами, которые являются проводниками воли Запада. А Западу сильная Россия никогда была не нужна.
Как справедливо говорил Александр III, у России нет и не будет союзников, нашей огромности страшатся. И её союзниками являются армия и флот. Крупные и выдающиеся вожди западных стран, такие как Уинстон Черчилль, всегда желали видеть Германию в гробу, а Россию на костылях. Тот же Трумэн во время Великой Отечественной войны цинично говорил: «Если мы видим, что побеждает Германия, будем помогать России, если мы видим, что побеждает Россия — будем помогать Германии. Пусть они убивают друг друга как можно дольше».
Что надо делать? Давить на верхи «мягкой силой», напоминать про эту великую дату и про то, что Россия может быть только империей и больше ничем. Конечно, от представителей элиты потребуются известные самоограничения. И, наконец, то, чтобы они опирались на народ и призывали народ к широчайшему государственному строительству, поделились частью своих богатств с народом. А если они этого не сделают, то рано или поздно они лишатся всего. Каким образом — путем ли внешней интервенции или внутренней революции, дело десятое. Как сказал поэт Блок:
На непроглядный ужас жизни
Открой скорей, открой глаза,
Пока великая гроза
Всё не смела в твоей отчизне.
Пусть они не надеются, что на Западе их пригреют. Нет, с ними поступят, как с героем известного фильма — обобрали, подогрели. Ничего лучшего, кроме камеры в Бруклинской тюрьме, их не ждёт. Боливар не выдержит двоих. Поэтому они должны утверждаться здесь, если хотят обеспечить для себя и своих потомков счастливую жизнь. Но утверждаться не в качестве гауляйтеров и западных менеджеров, а в качестве правителей суверенного (в политическом, экономическом, информационном и в идеологическом смысле) государства Российского, а значит — империи. Конечно, империи нового типа. Естественно, не феодально-крепостнической, а той народной монархии, о которой писали великие русские мыслители. Потребуются усилия, воздержания и подвиги.
Однако, при этом раскладе вещей они будут и в моральном, и в экономическом плане иметь больше, чем сейчас. К этому сознанию надо обращать власть имущих.
Эта дата должна отмечаться на самом высшем государственном уровне. Во-первых, необходимо открытие новых учебных заведений и медицинских центров имени Петра Великого. Во-вторых, спуски военных кораблей, носящих его имя. В-третьих, создание памятников и не только Петру I, но и Ивану III, памятником которому является вся Россия. Ныне его изображение есть только на памятнике Тысячелетию России. Необходима программа создания памятников великим государственным деятелям.
Кроме того, необходимо проведение конкурсов на создание лучших научных работ, художественных произведений, произведений кинематографии, посвящённых 300-летию Российской империи и деяниям Петра Великого. А также должны быть поддержка исторических исследований, посвященных феномену Российской империи и России как таковой.
Кроме того, необходимо проведение масштабных международных конференций концептуального характера.
Наконец, твердым и ясным заявлением международных и внутренних приоритетов России, её государственных и государствообразующих ценностей перед всем миром и перед собственным народом пора отрешиться от нынешней невнятицы, нынешнего бормотания и метания между так называемыми демократическими ценностями и подлинными интересами России как государства, подлинными интересами населяющих её народов и, прежде всего, государствообразующего русского народа. Жизнь нам не простит невнятности! Это всё равно, что метаться на перекрёстке на красный цвет.
Надеемся, что подобное сознание дойдёт до власть имущих, если они хотят благ, по крайней мере, себе. Надеемся, что это понимание дойдёт и до широких масс, всех слоев российских граждан, которые должны понять, что время обслуживания только своих узких личных интересов прошло: мы будем действовать сообща и тогда сможем завоевать для себя счастливую достойную жизнь. Или погибнем поодиночке. Или-или. Третьего нам не дано.
Россия может быть православной империей с серьезнейшим духовным обоснованием своего бытия или нечем. В лучшем случае «конгломератом из 89-ти кислокапустенских республик», по выражению Солоневича, или вообще пустым пространством, которое заполнят другие народы.
Протодиакон Владимир Василик, доктор исторических наук, кандидат филологических наук, кандидат богословия, профессор Института истории Санкт-Петербургского государственного университета, член Синодальной богослужебной комиссии
3.
2. Ответ на 1, Русский Сталинист:
1. Осознанная позиция или внушение со стороны?