«От Руси до России» название капитального труда Льва Николаевича Гумилёва – знаменитого сына расстрелянного большевиками знаменитого русского поэта Николая Гумилёва и не менее знаменитой русской поэтессы Анны Ахматовой.
Здесь было бы нелишне напомнить о трагической судьбе этой русской семьи, этих замечательных, редкостно одарённых русских людей. К тому же сам Л.Н.Гумилёв оставил нам наследие из 12 серьёзных книг. При самом поверхностном обзоре потребовалось бы слишком долгое их изложение. Посему наиболее лаконично и точно первое и общее впечатление. Согласно пушкинской мысли «гений – парадоксов друг», здесь перед нами раскрывается целый ряд гениальных аксиом и парадоксов.
В русле предыдущих моих раздумий «Мистика и магия русской судьбы» (о судьбе русской нации) что острее всего привлекает в упомянутой выше книге? Обескураживает именно и мистика и магия. Начиная с того, что каждый человек при рождении получает от папы и мамы некий заряд энергии, наследственно определяющий всю его дальнейшую жизнь. Подтверждением тому – высокая, до гениальности, одарённость самого автора. К тому же полученный им при рождении заряд с полным основанием можно назвать зарядом русскости от замечательных русских родителей. Лев Николаевич всю свою жизнь был озабочен судьбой русского народа. Итогом этих раздумий стала его последняя книга «От Руси до России».
Разумеется, природа такого заряда энергии непонятна, поэтому ему приписывается внеземное, сверхъестественное происхождение. А с этого – разногласие и бурные споры заинтересованных учёных.
В частности, писатель Вл. Панин считает, что труды Л.Н.Гумилёва для человечества важнее, чем труды Карла Маркса, а концепция этногенеза полностью соответствует диалектическому материализму. А вот некто В.А.Шнирельман злобно обвинил Л.Н.Гумилёва в антисемитизме, поскольку тот вроде трутней у пчёл уподобил малые нации цыган и евреев этносам-паразитам, которые поселяются внутри больших этносов и выгрызают их изнутри, чтобы ослаблять, захватить власть, порабощать и владеть территорией. Такое положение можно изжить только созданием единого этноса на всей планете. Но, замечает Л.Н.Гумилёв, для этого нужно уничтожить зональность, циклонические движения атмосферы, разницу между лесом и степью, и уж конечно горы и долины. А это, к счастью, невозможно.
Так что дело тут отнюдь не в антисемитизме, а в научном доказательстве невозможности мирового господства одного «богоизбранного народа».
Полное название книги Л.Гумилёва о России таково: «От Руси до России. Очерки этнической истории». Подзаголовок проясняет стержневую мысль. Срок жизни человека (чело века) как живой «божьей твари» ограничен. То есть, человек – смертен. Ни одного человека нельзя сделать бессмертным, или хотя бы доживающим до 200-300 лет. Бессмертие человека возможно только в продолжение жизни своего рода (племени, нации, этноса, народа). Значит, при нынешних всё усиливающихся устремлениях Международной (мировой) олигархии (МО) уничтожить русских как государствосохраняющую нацию, а затем уничтожить и весь российский народ и саму Россию, сегодня во главу угла выдвигается задача сохранения и продления жизни российского народа.
А стабильность любого многонационального государства зависит от судьбы государствообразующей нации. Поэтому сегодня в России и во всём мире особенно волнует судьба русского народа. Всем и каждому хочется узнать, угадать, спрогнозировать историческую судьбу своей нации. В России – русским и всем россиянам прежде всего – русской нации. И вполне понятен повышенный интерес к этой книге, да и ко всем научным трудам Л.Гумилёва, более 20 лет подвергавшегося жестоким большевистским репрессиям, гласной и негласной цензуре. Причём лишь за то, что был сыном расстрелянного большевиками отца. И нельзя не заметить, что книга покойного Льва Николаевича Гумилёва (1912-1992) увидела свет лишь в 2002 году.
Во все свои научные труды Л.Гумилёв сквозной мыслью вплетает понятие пассионарного толчка, (соответственно – пассионарного импульса, пассионарности, пассионариев). Пассионарный толчок (импульс) лежит в основе возникновения (рождения) и сложения этноса (племени, нации). После чего идёт процесс развития и расцвета – этногенез.
Природа (явление, происхождение) пассионарного толчка для рождения этноса и этногенеза так же загадочна, как и при рождении отдельного человека. Что вызывает острое желание разобраться в этом вопросе. Пассионарность в переводе с итальянского – страсть, непреодолимое внутреннее стремление к деятельности ради высоких целей. Вместе с тем это энергия, не подчиняющаяся законам человека, одинаково порождающая как героические подвиги, так и преступления. Тут и Бог, и сатана в одной ипостаси. Энергия такой страсти даже при внешне положительных устремлениях столь сокрушительно сильна, что пассионарии не могут рассчитать последствий своих поступков.
Таким образом, пассионарность – атрибут не сознания, а подсознания. Один из исторических примеров тому – Наполеон Бонапарт. Уже итальянская кампания сделала его таким богачом, что всю дальнейшую жизнь он мог бы прожить не трудясь. Но что-то потянуло его в Египет, потом на смертельный риск 17 брюмера. И даже став императором Франции, он не успокоился, повёл армию на Москву. Почему? Источником была пассионарность – неуемная жажда деятельности.
Вот так пассионарии – это, прежде всего, великие полководцы. Но что поразительно: пассионарии – это и великие учёные, и великие преступники.
Тем губительнее пассионарность преступности. В работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» о том писал Ф.Энгельс: «Самые низменные побуждения – вульгарная жадность, грубая страсть к наслаждениям, грязная скаредность, корыстное стремление к грабежу общего достояния – являются восприемниками нового цивилизованного классового общества; самые гнусные средства – воровство, насилие, коварство, измена – подтачивают старое бесклассовое общество и приводят его к гибели».
Не будем касаться аналогии с алчными современными олигархами, это тема особого разговора. Но нельзя не заметить, что по научной концепции Л.Гумилёва, христианство – тоже следствие пассионарного толчка, явления природного, которое он, ссылаясь на В.В.Вернадского, называет ещё взрывом, мутагенезом, импульсом негентропийным. Христианство победило и утвердилось потому, что в римских христианских общинах возобладали пассионарии, фанатично шедшие на любые мучения и смерть во имя своей христианской веры.
«Христианская доктрина, – пишет он, – распространилась и восторжествовала путем героических свершений и жертвенных проповедей, но ограничивалась сферой догматики да литературными сюжетами (например, легендой о Граале). И это было лишь при пассионарном пике, а дальше всё пошло вразброд» (Гумилёв Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л.: Гидрометеоиздат, 1990, с. 311). (В дальнейшем, при ссылке на эту книгу, лишь указание страниц. – С.К.).
И тут вскрывается такой парадокс. Христианская ортодоксия всячески уверяет, что религиозная вера в Бога – это для человека благо. «Начало мудрости – страх Господний. Имей ключ Божественный страх», – назидал преподобный Иосиф Волоцкий. «Господа Саваофа, – Его чтите свято, – Он страх ваш, и Он – трепет ваш!» (Ис. 8: 13). «Начало мудрости – страх Господень…» (Пс. 110: 10); «И сказал человеку: «вот страх Господень есть истинная премудрость, и удаление от зла – разум» (Иов. 28: 28).
При всём притом, что ни говори, страх человека унижает, оскорбляет и возмущает, вызывает реакцию протеста. И вот вдруг при навязывании уважения к Божьему страху именно как протест против страха – гордый всплеск мужества: пассионарность – это бесстрашие. Пассионарность – это импульс природной энергии, порождающей к страху полное презрение.
Пример тому – русские землепроходцы ХVII века. «Это были люди строптивые, крутые, неуступчивые. Они не боялись ни начальства, ни суровой северной природы, – пишет Л.Гумилёв. – С 1632 г., когда сотник Пётр Бекетов основал зимовье на Лене, до 1650 г., т.е. до Анадырского похода казака Семёна Моторы, они прошли весь Северо-Восток Сибири…» (с. 289).
В Западной Европе Страх Божий внушался не только устными проповедями и письменными назиданиями миссионеров и ортодоксов, но и жёстокими пытками, мучениями и мучительными смертными казнями Святой инквизиции. Святая инквизиция, именуемая ещё и Святейшей, действовала с 382 г. н.э., затем была узаконена и учреждена в начале ХII века, и господствовала во всей Европе. А уничтожена лишь в 1809 году Наполеоном Бонапартом. И только в 1992 году папа римский Иоанн Павел II реабилитировал Галилея и официально признал, что Святейшая инквизиция «совершила ошибку».
Хороша, горько вздохнём, ошибка, что жесточайшим террором, изуверскими пытками, сожжением людей живыми на кострах, варварскими казнями инквизиция погубила миллионы людей! И всё во имя веры в Бога с требованием: верь, иначе – мучительная смерть!
Словом, внушила, убедила – поверили. Что ж, пусть так, вправе тяжко вздохнуть читатель, но повис в воздухе необъяснимый вопрос: так что же это такое – пассионарный толчок с его неземным происхождением? Неземным – небесным, Божественным?! Значит, страшнее Страха Божьего теперь страх пассионарного толчка?
За разъяснением обратимся к самому Льву Гумилеву. Обратите внимание, писал он, монахи держали себя на строгом режиме, мало ели, мало спали, много думали, и в итоге им что-то открывалось. Тюремная камера, куда его поместили после ареста, была рассчитана на 20 человек, но туда набили 160 – какой уж тут сон, какая еда, иногда сутками вообще ничего не давали, даже воды. А когда швырнули в одиночку, и есть не давали, и лежать запрещали. Только думать запретить не смогли. Ну, он, так сказать, и стал поневоле размышлять. И думал не о религии, а о проблемах житейских и научных. В результате тогда ему, по его словам, как молния, как озарение, пришла мысль о пассионарном толчке, когда он увидел заглянувший в тюремную камеру солнечный луч.
По аналогии вспоминается пришедшее во сне Дмитрию Менделееву открытие периодической таблицы химических элементов. Однако религиозные фанатики, конечно же, сразу хватаются за озарение «от Бога». «Простодушные невежественные люди, – пишет Лев Гумилёв, – понимали подобие Бога человеку буквально, в том смысле, что у Бога есть руки, лицо и т.д.» (с.310). Нет, он не столь буквально категоричен, как это приписывают ему оппоненты. Совсем наоборот, трактовку событий этнической истории он считает совпадающей с трактовкой русского знахаря-целителя Порфирия Корнеевича Иванова, который на себе ощутил действие пассионарного толчка на Чувилкином бугре (всхолмлении) возле хутора Кондрючий Луганской области. Иное дело, что осталось не прояснённым, шёл ли этот импульс из-под земли, или во взаимодействии с космосом. С этой целью, в частности, ведутся наблюдения за действием импульсов природной энергии на разломах земной коры.
Популярно объясняя, пассионарность – это врождённая, переданная наследственно от родителей (и от старших поколений) способность получать энергию не только от продуктов питания, но абсорбировать (впитывать, усваивать) и от окружающей среды, от ландшафта, воздуха, Солнца и Космоса. В организме человека солнечная и космическая энергия перерабатывается в энергию биогеохимическую (В.В.Вернадский). Такая способность у каждого человека разная, а пассионарии – это люди, способные абсорбировать энергии больше, чем нужно для личного и видового самосохранения. Босякам Максима Горького нужно было немного: сытно поесть и иметь крышу над головой. Нынешнему обывателю ещё желательно женщину, а алкоголику-бомжу и того меньше. Впрочем, говорят, по своим взглядам и моральным качествам подобным обывателем может быть и министр культуры.
По наблюдениям Л.Н.Гумилёва, обыватель лишен воображения. Он не может представить себе, что есть люди, не похожие на него, движимые иными идеалами, кроме узкокорыстных. Концепция выгоды превалирует у них над всем, даже в научных построениях.
Как для рождения пассионария, так и для развития национального этногенеза обязателен пассионарный импульс, но разнообразие этносов определяется ещё и ландшафтами, и климатическими условиями, этническим соседством, культурными традициями, а также силой самого толчка, т.е. импульса. Поэтому все этносы оригинальны и неповторимы, хотя процессы этногенеза по характеру и направленности сходны. Первая фаза этногенеза – подъём до 450 лет, вторая – расцвет и увеличения могущества – до 600-750 лет, инерционная фаза – до 1000 лет, затем медленный спад и угасание с продолжительностью жизни этноса примерно 1500 лет.
Лев Гумилёв считает русскую нацию этносом зрелым. Рождение русской нации исчисляется им с Куликовской битвы. По его словам, впереди – «бархатная осень».
По различным причинам и социально-историческим обстоятельствам бывают, однако же, иные сроки и последствия. Исторический пример – поражение Ганнибала в войне с Римом. На побеждённую страну пала тяжкая обязанность снабжать миллионный Рим хлебом. Свободолюбивые берберы, спасаясь от жестоких римлян, отступили далеко на юг, их огромные тучные стада вытоптали зеленевшие равнины Западной Сахары, которая стала превращаться в каменистую пустыню. Во времена Ганнибала там текли реки, бродили слоны, паслись лошади, а после антропогенных воздействий римских завоевателей эту богатую фауну заменил один двугорбый верблюд. Есть над чем задуматься, видя как варварски вырубаются китайцами и гибнут от страшных ежегодных пожаров леса нашей пока что зелёной Сибири.
Наконец, в составе этносов при угасании пассионарности появляется категория людей с пассионарностью отрицательной. Или, может, ими управляют импульсы, вектор которых противоположен пассионарному. Такими стали потомки граждан некогда могучего древнего Рима. Потеряв свои земельные участки (парцеллы), в 1 в. н.э. они ютились в каморках разваливавшихся пятиэтажных жилищ, дышали зловониями «клоаки» – ложбины, по которой спускали в Тибр нечистоты, пили вино из вредной для здоровья свинцовой посуды, но нагло артачились и требовали от правительства «хлеба и зрелищ».
И приходилось уступать, ибо их субпассионарные толпы могли поддержать любого пассионарного авантюриста, грозившего совершить переворот, обещая дополнительную выдачу хлеба и занимательное представление в цирке. А защищать себя от врагов они не умели и не хотели, ибо учиться военному делу трудно.
Такой субпассионарий по собственной высокомерной логике полагает, что будущего предвидеть никто не может, так как он, получатель хлебного пайка и зритель цирковых представлений, не умеет делать прогнозы. Поэтому он делит получаемую информацию на два сорта: приятную и неприятную. Носителей второй, неприятной ему, он считает личными врагами. Соответственно и поступает с ними.
Результатом оказалось взятие Рима Аларихом (410 г.), хотя нападающих было много меньше, чем боеспособных римлян в черте города Рима, не говоря уже обо всей Италии. И даже это ничему их не научило. Они так и остались не способными к сопротивлению. И когда вандал Гензерих взял Рим (455 г.), он учинил там беспощадную резню. После вандальского погрома Рим уже так и не оправился. «Пусть всё вокруг рушится, был бы мир, лишь не было бы войны» (с.448). «Женщины перестали рожать детей» (с.450). А уже при малой рождаемости (1-2 ребёнка) этнос едва-едва влачит своё существование, на военные действия не способен и клонится к угасанию.
Никаких сравнений с современностью напрямую Лев Гумилёв не даёт, но многое слишком прозрачно напрашивается само собой. Российская империя была суперэтносом, в которой русский народ воедино собрал и сплотил вокруг себя около двухсот национальностей. Россия простиралась на огромной территории от Балтийского моря и Карпат до Тихого океана. Излишне при этом напоминать картину распада нашей великой державы – СССР. Тем паче излишне в подробностях излагать картину жизни населения нашей страны сегодня – каждый читатель знает и судит о ней по себе. Так что же, как раньше молились и уповали на Бога, так ныне следует уповать лишь на некий благоприятный пассионарный толчок?
Вопрос риторический. Давно общеизвестно: история учит тому, что она никого ничему не учит, но та же история, как уверяют знающие люди, способна повторяться дважды: один раз в виде трагедии, а другой раз – в виде фарса. Но есть ещё и несколько видоизменённое выражение: умный учится на чужих ошибках, самонадеянный же дурак не учится и на своих. Конечно же, никто никогда не считает себя дураком. «И никто никогда не скажет о себе, что он служит мировому злу» (стр.464). Тем паче – пассионарий. Не в этом ли и кроется мистика и магия как индивидуальной личной судьбы, так и всей мировой истории?
Ни в малейшей мере не осмелюсь делать какие-то выводы о развитии дальнейших исторических событий. Однако у Л.Н.Гумилёва вместо ожидаемого оптимизма наталкиваюсь на такие строки: «Зло мира – это мучение духа в тенетах материи, следовательно, всё материальное – источник зла. А раз так, то зло – это любые вещи, в том числе храмы и иконы, кресты и тела людей» (с.476).
Между тем в России не без основания сложилось мнение: считать дату Великой Победы над германским фашизмом (9 мая 1945 года) вторым Днём рождения русского этноса. Зная общеизвестную историческую жизнестойкость русской нации, хочется верить и надеяться, что русский этнос уничтожить себя не позволит. И при этом всегда будет помнить старинную русскую народную пословицу: «Бог-то Бог, да и сам будь неплох…».
Сергей Иванович Каширин, полковник авиации в отставке, действительный член ПАНИ, член Союза писателей России, Санкт-Петербург
3. Уважаемый,автор!Альманах " Мир Л.Н.Гумилёва".Фонд "Мир Л.Н. Гумилёва".
2. Уважаемый Сергей Иванович, будьте осторожны!
1. Когда...