Сегодня епископу Великолукскому и Невельскому Сергию (Булатникову) исполнилось 70 лет.
Главный редактор «Русской народной линии» Анатолий Дмитриевич Степанов, поздравляя архипастыря с 65-летием, сказал слова, которые звучат сегодня еще более актуально, чем тогда: «И сегодня Русская Православная Церковь разделяет те тяготы и проблемы, с которыми сталкивается весь русский народ. Такие архиереи, как епископ Сергий (Булатников), это не просто прекрасно понимают, но и реализуют в своих повседневных трудах. Хочется пожелать владыке Сергию многая лета. Я убежден, что такие люди, как епископ Сергий, еще сыграют важную роль в возрождении нашего великого Отечества, в возрождении Третьего Рима. Не случайно владыка Сергий служит в тех пределах, где впервые была провозглашена идея Москвы – Третьего Рима старцем Спасо-Елизаровского монастыря Филофеем».
Редакция «Русской народной линии» от души поздравляет его Преосвященство с 70-летним юбилеем, желает здоровья, помощи Божией в его архипастырском служении на благо Церкви и Родины.
В редакцию РНЛ поступило проникновенное поздравительное слово старосты Храма во имя свв. Иоанна Кронштадтского и Марии Магдалины г. Санкт-Петербурга, журналиста и психолога Кирилла Александровича Шаброва:
Владыку Сергия я знаю достаточно давно. Более 20 лет. На момент нашего знакомства я буквально утратил почву под ногами. Именно по Данте: «Земную жизнь пройдя до половины,// Я очутился в сумрачном лесу,// Утратив правый путь во тьме долины».
Очень многое в моей жизни требовало пересмотра, переоценки. Прежняя система координат, благодаря которой я уверенно чувствовал себя в окружающем пространстве, не просто сбоила. Она больше не работала. Абсолютно. Жил я в основном горизонтально, ничего вертикального в той моей жизни не было. Отсутствовало не то что духовное, а хоть какое-то метафизическое измерение.
Почему я так подробно, как развёрнутый диагноз, описываю своё тогдашнее состояние? Потому что именно владыка Сергий, в ту пору архимандрит, настоятель Площанской пустыни, что под Брянском, стал для меня тем человеком, благодаря которому я обрёл эту вертикаль, эту духовную реальность. А обретя, даже не преобразился — переродился, прилепившись к тем, кто, по словам апостола, «уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу» (Еф. 2: 19), вернул меня Богу и себе самому.
Чем владыка Сергий располагал и располагает к себе людей? Его пастырская манера очень мягкая и деликатная, он старается убеждать, а не принуждать, стремясь поставить себя на место собеседника, вникнуть в его логику, парадигму его мировоззрения и картины мира. И это его качество неизменно подкупает. Есть вещи незыблемо принципиальные для него, однако «для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Кор. 9: 22) — это тоже про него. Если этого требовали соображения икономии, он был способен на удивительную гибкость, нездешнее терпение.
В нём нет ни снисходительного снобизма, ни заносчивости. Его простота по-домашнему уютна. Сразу понимаешь — ему нужно и можно доверять и довериться. Ещё одна симпатичная, достойная черта — он нелицеприятен. Ему абсолютно всё равно, кто перед ним: высокопоставленный чиновник, успешный бизнесмен или простая женщина из соседней деревни. Хотя, во власти и в возможностях первых — оказать щедрое благодеяние обители, а всё, что есть у последней — лепта вдовы. Он будет одинаково внимателен, подробен и участлив в общении со всеми.
Владыка не жалеет тратить себя на людей. Для пастыря, пожалуй, это самое главное качество. Он щедрый, хлебосольный, гостеприимный хозяин. Собеседник замечательный, остроумный рассказчик, эрудированный человек с широчайшим кругозором.
Есть у него ещё и духовный дар, дар молитвенный. Сам я несколько раз был свидетелем, как по его молитвам мгновенно, хронологически синхронно менялись к лучшему трагические обстоятельства у людей, которые обращались к нему за помощью. Да, да, «Очи Господни на праведныя, и уши Eго в молитву их» (Пс. 33: 16).
Что можно сказать ещё? О многом не сказано, многое не поведано. Формат не тот, не тот и жанр. 70 лет для архиерея не возраст — пора зрелости. Есть ещё силы, харизма, чёткое понимание целей и задач. Пусть же Господь сопутствует ему, сопровождает его во всех начинаниях. Пусть, по словам Иоанна Богослова (Откр. 21: 4), Господь «отирает всякую слезу с очей его, пусть не будет в его жизни ни плача, ни вопля, ни болезни».