Обличение греха не равносильно осуждению ближнего

О неадекватной реакции на то, что блудников называют блудниками, а родителей, решившихся на аборт, — убийцами

Аборты  Семья 
0
1432
Время на чтение 6 минут

Читая то и дело статьи и пролистывая комментарии под ними на разных сайтах православного толка, невольно обращаешь внимание на своего рода табу на слова «грех», «заповедь» и схожие с ними по смыслу.

Если очередной автор затрагивает одну из злободневных тем, будь то аборты или блудное сожительство, четко давая понять, что это грех и грех страшный, многие начинают закипать.

Что говорить, многие из нас запятнаны в тех же грехах детоубийства и блуда. Отсюда и обличение это мы принимаем на свой счет. Оставить вопрос открытым не позволяет совесть. Потому как в нашей стране ещё сильны традиционные устои. Да, не на деле. Но тезисно, на подсознательном уровне все понимают, что приемлемо, а что нет. Если речь о грехе, к которому и я причастен —говорят именно мне и про меня. А что это значит? Значит, надо либо согласиться, либо нет.

Согласиться — значит сказать себе, что я убил своего ребёнка. Согласиться — значит изменить свою жизнь. Это — путь признания правды о самом себе. А лучше сказать, путь смирения с правдой, дальнейшая жизнь бок о бок с этой правдой в смирении, сопряжённым с покаянием. Однако, разве кто скажет, что это просто? Просто ли в одночасье человеку, тем более неверующему, признаться самому себе, что я, оказывается, не тот, кем себя всегда мнил, не таков, каким меня привыкли знать окружающие?

Но есть другой путь. Который, к сожалению, выбирают многие. Это путь искажения правды, попытка обмануть себя и всех вокруг. Если я не готов признать, каков есть на самом деле, не готов изменить свою жизнь, мне остается убедить самого себя, что вовсе это и не грех. Именно так! Если я не принимаю одну сторону, значит, встаю на другую. Занять некую золотую середину, опять же, не позволит наша совесть. Голосу которой надо либо прислушаться, либо заглушить. А лучше и вовсе стереть из своего сознания слова грех, заповедь. Стереть, как определение.

Отсюда и такая реакция на эти слова, которые вновь взывают к совести. Когда блудников называют блудниками, а родителей, решившихся на аборт,— убийцами. Но разве уместно, к примеру, человеку, совершившему кражу, возмущаться тем, что его именуют вором? И если мы говорим, что аборт — это убийство, кто же те люди, которые решаются на этот шаг?

Как раз-таки эти вопросы сегодня общество стремится, по меньшей мере, оставить без ответа. А лучше — вовсе не поднимать. Иначе снова придётся восставать на свою совесть, которая уже успела благополучно задремать. В итоге получается как-то так: если я отрицаю существование греха, то отрицать его должны все вокруг, чтобы никто и ничто не обличало меня.

Как следствие, множество комментариев к подобным статьям в духе: «прекратите осуждать людей! На себя посмотрите!». На поверку радение здесь не об исполнении заповеди «не суди», но о том, чтобы не произносилось обличения греха. «Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7:1) — именно эти слова Спасителя приходят на память многим из них. Однако, Евангелие не заканчивается этой заповедью. Применительно к нашему разговору достаточно вспомнить другие слова Христа — «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего» (Мф. 18:15).Неужели Господь заботится о том, чтобы я не остался в обиде на брата? Разве не о том Он говорит, дабы я употребил все усилия, чтобы отвратить ближнего от греха, руководствуясь, разумеется, при этом здравомыслием?

Вот что говорит Прп. Иустин (Попович) в своем толковании на эти строки из Евангелия: «Грех – это что-то, что надо обличить, изобличить, хотя бы он приходит от брата. Грех – это величайший враг человека, потому что он в род человеческий ввел двух самых страшных злодеев: смерть и диавола, и в них, и с ними ад. Обличи брата, ибо он временно предался греху; себя бессмертного и богообразного подчинил греху. Евангельская истина: ни в одном грехе не бывает весь человек; богообразным ядром своим он всегда вне греха: "Иди и впредь не греши" (Ин. 8:11). Надо отделять грех от грешника: ненавидеть грех, любить грешника. Опасность, которая грозит грешнику от греха, ужасна, ибо за грехом идет смерть, а за смертью ад».

На деле же любое обличение греха в обществе воспринимается, как осуждение конкретно меня. Не случайно Иоанн Златоуст замечает: «Спаситель повелевает обличать грешника, но наедине, чтобы обличение в присутствии многих свидетелей не показалось слишком тяжким и обличаемый, вместо того, чтобы исправиться, не сделался еще наглее». Действительно, порой не легко осудить грех, но не осудить при этом ближнего. Для этого необходимо полюбить самого человека. Чтобы отделить его самого, от его поступков, образ Божий от того, что этот образ замутнило. И тут зачастую мы видим предвзятое отношение к тому, кто вызвался осудить тот или иной порок. С порога ему заявляют, что он осуждает человека, ставя знак равенства — если ты обличаешь, значит, и осуждаешь. Однако, кто может об этом судить, кроме одного Сердцеведца? Разве может кто быть уверен, что, называя воришку преступником, я его осуждаю? Происходит не осуждение какого-либо конкретного человека, но проявления этого порока в обществе. И через это уже каждый сам должен найти в себе силы, чтобы осудить себя самого. Если человек за многие годы жизни бок о бок со грехом сумел усыпить свою совесть, если она молчит у всех вокруг него, то что, как не обличение этого греха перед всем обществом сможет эту совесть пробудить?

Обличение греха не равносильно осуждению ближнего. Более того, к этому — первому — мы и призваны, о чём в своих словах говорит прп. Иустин (Попович), как было замечено. Призваны если не с трибун и ютуб-каналов, то своей жизнью, своими словами. Если на работе вокруг меня стоит трехэтажный мат, разве я не вправе сделать замечание окружающим? Разве это подразумевает, что я, при этом, берусь судить самих людей, если я нашёл в себе силы это увещание сделать с любовью?

Есть и другой контекст, где эта проблема имеет место быть. С одной стороны, многие поднимают тему забвения понятий греха и заповеди в самом обществе, с другой стороны, избегать этих понятий стараются некоторые и в среде православных блогеров и публицистов.

На примере все тех же внебрачных отношений. В одной из таких статей популярного православного блогера говорится о их неприемлемости. Казалось бы, что тут можно обсуждать, посыл ведь правильный! Однако, в самом тексте вы не встретите тех самых двух слов — грех и заповедь. Автор ориентируется в своих публикациях, преимущественно, на аудиторию далекую от Церкви. И вот этих людей она призывает отказаться от таких отношений. Однако, отказаться не потому, что есть заповедь Божия, преступление которой и есть грех, который отторгает душу от Бога. Отказаться по той причине, что это влечёт за собой эмоциональное напряжение, депрессию, переживания. Мы слышим призыв жить по заповедям, но о них не говорится ни слова. Призыв воздерживаться от греха, но лишь потому, что это несёт некие эмоциональные неудобства, ни слова о том, что это недопустимо. Безусловно, все психоэмоциональные последствия имеют место быть при воздействии любого греха на человека. Но если человек уклоняется от греха не из любви к Богу или даже страха перед Ним, то это основание не может быть прочным. Если меня останавливают от греха одни лишь «неудобства», то враг рода человеческого очень умело эти неудобства научился скрывать от нас со временем. Тем самым открывая пространную дорогу ко греху.

Если стремление отрешиться от понятий греха и заповеди у людей, далеких от Церкви, можно этим фактом и обусловить, то совсем уж грустно наблюдать отсутствие единомыслия в среде людей церковных. В первом случае стремление это может быть обусловлено желанием оправдаться в своих глазах и глазах общества, в последнем случае видится намерение изобразить Православную веру в некоем облегчённом варианте в миссионерских целях.Что, по сути, как строительство дома, строительство своей веры на песке.

И здесь видится необходимость этого единомыслия. Викентий Леринский дал прекрасную формулировку, которая помогает каждому понять, что означает хранить единство. Он сказал так: в главном и основном — единство, во второстепенном — свобода и во всём – любовь.

И именно противоборство стремлению нашего общества отказаться от понятий греха и заповеди видится в контексте поднятой темы главной задачей. Главное, в чём необходимо единомыслие — правда о грехе. Правдой будет уже один тот факт, что он — грех — есть. И эту правду нужно доносить ближним.

Генрих Анатольевич Голяков, архитектор, православный публицист, Краснодар

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Генрих Голяков
Если время пустых слов прошло, не должны ли мы вскоре услышать правду?
Вакцинация – вопрос не о том, прививаться или нет. Это вопрос доверия повестке, которую нам навязывают
29.07.2021
Является ли грехом принятие чипа?
Ответ на статью протоиерея Георгия Городенцева «О возможностях православных христиан сопротивляться массовому чипированию»
08.06.2020
Нам предлежит забота не о мире, а о душе
Чем нам заполнить свой ум – Богом или страхованиями о будущем?
29.05.2020
Осуждение епископа – самый настоящий вызов Богу
О недопустимости хлестких ярлыков в адрес священноначалия
15.05.2020
Все статьи Генрих Голяков
Аборты
«За христианскую нравственность, за возвышение души человека!»
В Санкт-Петербурге открылся XVII Пасхальный театральный фестиваль
14.05.2024
«Если женщина не хочет рожать, никакие деньги не помогут»
О призыве Валентины Матвиенко к моде иметь более двух детей в семье
26.04.2024
Сhronicles: Байден возлагает свои надежды на аборты
Демократы отчаянно пытаются превратить выборы в референдум по единственному вопросу: абортам.
25.04.2024
«Нам необходимо быть внимательными к нуждам своей паствы»
На архиерейском совете обсудили актуальные темы церковной жизни Санкт-Петербургской митрополии
24.04.2024
«С 1964 года население нашей страны вымирает»
Пора вводить налог не только на бездетность, но и на малодетность
22.04.2024
Все статьи темы
Семья
Иначе мы вымрем
Надо сделать так, чтобы в ближайшие пять лет количество семей с тремя-четырьмя детьми выросло до 50%
13.05.2024
О новых майских указах Президента
Владимир Путин дал около сотни поручений по развитию России
08.05.2024
«Инкубаторные дети» цивилизацию не спасут
Если не принять кардинальных мер, а они лежат в духовной сфере, то через десятилетие начнётся необратимый процесс исчезновения этноса белорусского и русского
07.05.2024
Жизнь жительствует
С Праздником праздников и Торжеством из торжеств
05.05.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Я убеждён, что место Стрелкова не в тюрьме, а на фронте»
Новый комментарий от Константин В.
16.05.2024 21:21
Люди, будьте бдительны!
Новый комментарий от Владимир С.М.
16.05.2024 20:02
Очередная мировая
Новый комментарий от Победа45
16.05.2024 19:15
Рассерженные патриоты
Новый комментарий от Победа45
16.05.2024 19:12
Помазание на Царство Владимира Путина?
Новый комментарий от Советский недобиток
16.05.2024 18:15
Мы русские. Но с нами ли Бог?
Новый комментарий от Егоров
16.05.2024 17:29