Как объединение патриотов может стать реальной силой?

Размышления по итогам конференции «Народного Собора»

Новости Москвы  Движение "Народный Собор" 
0
3026
Время на чтение 10 минут

15 декабря в Москве прошла Межрегиональная конференция Общероссийского общественного движения «Народный Собор». В конференции приняли участие не только руководители и представители региональных отделений «Народного Собора», но и представители различных партий и общественных организаций. Доклад сопредседателя Движения Олега Кассина был недавно опубликован на РНЛ. Я тоже выступал на конференции, и хочу предложить вниманию читателя свои размышления.

Почему нам не удавалось и не удаётся объединить патриотов? Говорят, что всему виной 1) действия провокаторов, засылаемых в нашу среду и 2) давление власти и провластных партий, которые сами хотят выглядеть в глазах электората патриотами. Наверное, эти причины стоит принимать во внимание, но главные причины надо искать внутри себя, внутри патриотического движения.

И тут я вижу две главные причины.

Первая. Патриоты не могут выработать здравого отношения к власти, из-за чего власть смотрит на нас с подозрением. Вот и на конференции «Народного Собора» в некоторых выступлениях опять звучала замшелая идея создания пресловутой «третьей силы». Мол, либералы готовят реванш, мы должны с ними бороться, но и от власти нужно дистанцироваться, нужно самим «оседлать протестное движение», а потом и «перехватить власть». Люди, которые проталкивают идею «третьей силы», отрицают, по сути, логику политической борьбы. Ведь при обострении ситуации действуют только две силы, третий всегда лишний, третий всегда путается под ногами и, в итоге, переходит на позицию одной из сторон. И мы наблюдали недавно примеры, когда вроде наши естественные союзники (русские националисты, выступавшие с позиций защиты русского народа) на Болотной стояли рядом с откровенными агентами Запада.

Мы видим, что сейчас против российской власти борется Запад. И, дистанцируясь от власти в этих условиях, мы рискуем вольно или невольно оказаться союзниками Запада и его агентов в сфере политики - либералов.

Конечно, во власти есть активное и влиятельное либеральное лобби, которое враждебно всем тем идеям и ценностям, которые защищаем мы, патриоты. Но во власти есть и союзные нам силы. А главное нам нельзя нападать на саму Верховную власть. Напротив, нам нужно её укреплять, усиливать, одушевлять и побуждать к переходу на национальные рельсы.

Словом, иного принципа отношения к власти как «Царь хороший, бояре плохие», я не вижу. Мне возражают, что царь сам и назначает этих бояр, хотя мы, мол, постоянно царю говорим, от царя требуем, чтобы он прогнал либеральных бояр и сделал ставку на других бояр - патриотов и силовиков. А он, мол, нас не слушает, игнорирует наши требования, значит, и царь заодно с либеральными боярами.

Воспользуюсь аналогией. Летом 1915 года Император Николай II уволил четырёх особенно ненавистных либералам министров - министра внутренних дел Н.А. Маклакова, министра юстиции И.Г. Щеловитова, военного министра В.А. Сухомлинова и обер-прокурора Св. Синода В.К. Саблера. Что Царь-Мученик не понимал, что он увольняет самых надёжных министров? Понимал, наверняка. Но в тех условиях вынужден был пойти на эти уступки либералам, которых поддержало тогда командование армии.

Нам надо понимать, что Глава государства вынужден лавировать между разными властными группировками, и не всегда действует так, как сам бы хотел. Кстати, тогдашние патриоты, монархисты-черносотенцы, постоянно требовали от Государя принятия жёстких мер, на которые он не в состоянии был пойти. В итоге, некоторые из неразумных монархистов ушли в оппозицию власти и даже приняли участие в свержении Царя (напр. Шульгин), чем навсегда запятнали свою репутацию.

Это нам, патриотам, нужно ясно понимать и не требовать от Главы государства решений, которые он принять не может. Более того, не осуждать его за уступки, на которые ему приходится идти, особенно в условиях кризиса.

Мы должны стоять на позиции конструктивной критики власти. Это значит, что мы можем и даже должны критиковать действия министров, чиновников и парламентариев, которые, на наш взгляд, действуют во вред России, но никогда не должны критиковать Верховную власть (или, по крайней мере, критиковать в максимально мягкой форме, говоря о каком-то ошибочном решении). Кстати, своей критикой действий нерадивых и идеологически прозападно ангажированных чиновников и парламентариев мы помогаем Верховной власти. Путь конструктивной критики власти невероятно труден, но это - единственно возможный путь.

Вторая причина. Патриоты всё время пытаются объединить лидеров, но не идеи. В итоге всё время попадают в закономерный тупик, поскольку каждый лидер стремится к удовлетворению своих амбиций, которые удовлетворить не представляется возможным.

И вот тут нам надо присмотреться к опыту единственного успешного (хотя и кратковременного) патриотического проекта - избирательного блока «Родина» образца 2003 года. Кому принадлежала идея именно такой конструкции блока, сказать трудно. Одни говорят - кремлёвским политтехнологам, прежде всего, Владиславу Суркову. Другие говорят, что Сурков тут не причём, а всё шло естественным путём. Но это, собственно, и не важно.

А важно, что проект «Родина» был построен по принципу соединения трёх реально существующих изводов современного отечественного патриотизма.

Во-первых, это русский национализм, ставящий во главу угла защиту интересов русского народа. В «Родине» его олицетворял Дмитрий Рогозин, который говорил в основном о защите русских в Прибалтике. Сегодня эта тема не исчезла, хотя куда более острыми стали темы Донбасса, защиты русских в самой России, а главное - защиты русских идеалов и ценностей.

Во-вторых, это левый патриотизм с акцентом на идею социальной справедливости. Его олицетворял в 2003 году Сергей Глазьев, который активно отстаивал идею налога на недра. Сегодня эта идея стала ещё более актуальной, поскольку социальное расслоение только усилилось, а олигархи ведут себя зачастую как «хозяева жизни». Более того, чиновники и даже некоторые силовики стали воспринимать свою должность как источник «кормления», и это становится сегодня самым главным вызовом для Верховной власти.

В-третьих, это православный патриотизм с акцентом на защиту интересов Русской Православной Церкви и духовных скреп общества, над чем так любит потешаться «креативный класс». В «Родине» этот извод русского патриотизма олицетворял Сергей Бабурин вкупе с Натальей Нарочницкой и Александром Крутовым.

По большому счёту, эти изводы русского патриотизма не противоречат друг другу. Если только их правильно понимать. И если удастся отсечь крайности. Какие это крайности?

В русском национализме нужно отсечь акцент на этнический характер национализма, на попытку превратить русский национализм во что-то похожее на европейские версии национализма, в основе которых лежит тезис о национальной исключительности того или иного народа. В условиях России такой русский национализм приведёт только к вражде с нерусскими народами, к разрушению страны, о чём мне доводилось писать еще в 2011 году в статье «Русский национализм - могильщик России». Настоящий русский национализм должен носить имперский характер, т.е. ориентироваться не на защиту русских, только потому что они русские по крови, а на защиту интересов русских как государствообразующего народа. Защиту и продвижение русского языка, распространение русской культуры, русского образа жизни, русских идеалов, т.е. всего того, что и позволило русскому народу создать великое государство, объединив вокруг себя многое множество народов и народностей.

В левом патриотизме нужно отсечь защиту «завоеваний Октября», защиту той банды интернационалистов, которые, воспользовавшись хаосом, возникшим после свержения генералами и либеральными сановниками Императора, безжалостно уничтожили Россию, тех творцов катаклизмов, которые уничтожали всё русское. Левый патриотизм для нас - это, прежде всего, сталинизм (Сталин как раз и расправился с этой «ленинской гвардией» путём репрессий), государственничество, социальная справедливость и социальная защита, служение интересам государства всех и каждого. Мы едины с левыми патриотами и в защите завоеваний Великой Отечественной войны, в противостоянии попыткам демонизировать Великую Победу, фальсифицировать историю советской эпохи.

В православном патриотизме нужно отсечь антисоветизм и необелогвардейщину, попытки реабилитировать не только предателя Власова, но генерала Краснова, воевавшего против своего народа в года Великой Отечественной.

Если удастся отсечь крайности, то объединение патриотов вполне может состояться. И это объединение вполне может оказаться успешным политическим проектом.

Уже сейчас мы видим фигуры, которые вполне могли бы олицетворять этот единый патриотический проект.

В роли выразителя идей левого патриотизма вполне мог бы выступить такой патриотический тяжеловес, как Сергей Бабурин. Он не выпал из политического пространства, сохранил свою партию, пусть и неудачно, но принял участие в последних президентских выборах, ведёт сегодня активную работу на ниве единения славянских народов. Идеи социальной справедливости для Бабурина вполне органичны.

В роли выразителя идей православного патриотизма весьма убедительно мог бы выступить заместитель председателя Всемирного русского народного собора Константин Малофеев. В последнее время мы видим, что он ищет пути объединения с разными силами внутри патриотического спектра, так он поддержал проект «Русской мечты», провоглашённый нашим патриотическим Орфеем Александром Андреевичем Прохановым. Если по каким-то причинам Малофееву несподручно будет идти в политику непосредственно, в роли выразителя православного патриотизма мог бы выступить Павел Пожигайло, ставший в последнее время рупором православно-патриотического протеста против разрушительного закона о «семейно-бытовом насилии».

Сложнее с выразителем идей русского национализма в конструктивном измерении. Самые очевидные кандидаты Игорь Стрелков (Гиркин) и Наталья Поклонская вряд ли способны сегодня быть убедительными в этой роли. Стрелков излишне радикален, выступает порой с легковесными заявлениями по военно-политической тематике и раздражает очень многих во власти, так что скорее может принести вред, чем пользу в такой коалиции. Поклонской явно не хватает знаний, чтобы быть убедительной в тематике защиты русских. Словом, позиция пока вакантная.

Полагаю, что именно в такой конструкции может быть успешным политическое объединение патриотов. А необходимость в нём в условиях кризиса политической системы и предстоящего трансфера власти крайне актуальна.

Состояться такое объединение может, разумеется, только в условиях позитивного отношения к проекту со стороны Администрации Президента. Это просто очевидно. И само по себе неплохо, поскольку свидетельствует о сохраняющейся силе и влиянии государства. Без государства у нас в России пока невозможна реальная политика. И это хорошо, потому что в противном случае у нас была бы возможна политика при участии денежных мешков, зарубежных центров силы или теневых (криминальных) сил. Как было в лихие 90-е...

Анатолий Дмитриевич Степанов, главный редактор «Русской народной линии», председатель «Русского Собрания»

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

4. комментарий от РЛА:

Развивая тему... В православном патриотизме нужно отсечь антисоветизм и необелогвардейщину

Вот как можно при вышеупомянутых словах говорить: "В левом патриотизме нужно отсечь защиту "завоеваний Октября"?? Ведь как раз вся антисоветская необелогвардейщина с каждой подворотни и кричит: "Эта левая банда - эти сатанисты и творцы катаклизмов безжалостно уничтожили Россию и всё русское!"... Ну, явно не сходится тут что-то, уважаемый Анатолий Дмитриевич, вот поэтому и нет до сих пор объединения... от неприятия истинно-православными социализма (уклада жизни без господ и их владений с рабами божьими) в принципе и изначально. Стремились бы "православные патриоты" соблюдать слова Иисуса Христа, и не было бы никакого Ленина со своей "бандой, ставшей уничтожать всё русское" вместе с "завоеваниями Октября" (в совершенно отличной от Царства Небесного среде), спустя 900 лет после Крещения Руси. Разве это до сих пор ещё не очевидно?..
РЛА / 03.01.2020, 09:50

3. комментарий от РЛА:

В левом патриотизме нужно отсечь защиту «завоеваний Октября», защиту той банды интернационалистов, которые, воспользовавшись хаосом, возникшим после свержения генералами и либеральными сановниками Императора, безжалостно уничтожили Россию, тех творцов катаклизмов, которые уничтожали всё русское.

Сколько же заблуждений и клеветы в одном предложении!.. Может автору стоит хотя бы привести число перешедших генералов на сторону "красных", как участвовавших, так и не участвовавших в свержении Императора?.. А, если на сторону "красных" перешли многие русские офицеры не участвовавшие в свержении Императора, то как можно после этого так поливать помоями на "завоевания Октября"?..
РЛА / 01.01.2020, 11:19

2. Комментарий

Настоящие патриоты уже объединились, а Вы только всё разговариваете. Где был Бабурин 21 декабря? Где Вы были, Анатолий Дмитриевич? Это первый вопрос. Второй вопрос. Платошкин станет президентом, Вы и ему станете петь хвалебную песнь "Царь хороший"? Надо же быть последовательным. Жду ответов.
Наталия 2016 / 30.12.2019, 10:05

1. Возможен ли?

Патриотизм без веры возможен ли ? «По мысли Ильина, для истинного патриотизма характерна не простая приверженность к отдельным внешним сторонам, признакам родины, а глубокая, сильная любовь к их духовному содержанию, к их духовным проявлениям, действительно заслуживающим возвышенного чувства и самоотверженного служения То, на что направлена моя любовь к отечеству, есть духовная жизнь моего народа, ее творческие создания и ее необходимые условия (материальные, культурные и политические). Не просто самый народ, но народ, ведущий духовную жизнь, и не просто самая жизнь народа, но жизнь подлинно духовная и духовно высокая, и не просто все условия жизни – и земля, и климат, и хозяйство, и организация, и власть, и законы, – но все это как данное для духа и созданное духом и ради духа. Именно духовная жизнь есть то, за что и ради чего можно и должно любить свой народ, бороться за него и погибнуть за него. Через нее все получает свое истинное значение и подлинную ценность. В ней сущность родины, та сущность, которую стоит любить больше себя, которою стоит жить именно потому, что за нее стоит и умереть. С нею действительно стоит слить и свою жизнь, и свою судьбу, потому что она имеет объективную ценность перед лицом Божиим. « Сегодня в России российское общество разобщено, дезориентировано и главное -утратило веру. Веру истинную, православную. "...Истинная, т.е. христианская идея способна и напоить, и накормить. И, конечно же, она способна и объединить, консолидировать людей, обеспечить действенность и эффективность солидаристических связей в oбществе» (В.А.Бакатин.) И Господь требует от нас прежде всего веры: "Без веры невозможно угодить Богу". Сколько бы кто ни делал добрых дел, но если он совершает их не во имя Христово, – то они не имеют никакой цены. Можно добавить, что и дело не состоится, не получится, без веры,веры народа ,а не того малого числа " во-церковленных", и веры не « розового христианства», не "обрядового христианства", а настоящего – истинного,православного.И чтобы народ помнил, что Господь управляет миром и дух творит себе формы. Спаси Господь. Иерей Геннадий Метелкин.
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Анатолий Дмитриевич Степанов
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Полемика Анатолия Степанова и Романа Илющенко
18.11.2024
«Русские мыслители о судьбе и предназначении России»
Научно-практическая конференция. Часть 1
18.11.2024
Негостеприимная третья столица России
По отношению к русским общественникам власти Татарстана до сих пор сохраняют тоталитарные нормы
16.11.2024
Негостеприимная третья столица России
В отношении власти Татарстана к русским общественникам до сих пор сохраняются тоталитарные нормы
15.11.2024
Россия – идейный центр незападного мира
Новый манифест Владимира Путина
08.11.2024
Все статьи Анатолий Дмитриевич Степанов
Новости Москвы
Все статьи темы
Движение "Народный Собор"
Все статьи темы
Последние комментарии
Колчак – предатель России или герой?
Новый комментарий от Константин В.
18.11.2024 22:25
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
18.11.2024 22:16
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от prot
18.11.2024 21:47
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Павел Тихомиров
18.11.2024 19:55
Символ и цель. Иван Грозный
Новый комментарий от Человек
18.11.2024 19:00
Что же такое «христианский сионизм»?
Новый комментарий от Владимир Николаев
18.11.2024 17:12