24 октября греческие СМИ сообщили о прибытии в Белград комиссии Константинопольской Патриархии, которая имела своей очевидной целью убеждение руководства Сербской Церкви в «необходимости» признания ложной «автокефалии» на Украине.
Возглавляли делегацию Фанара два самых яростных сторонника ложной автокефалии – митрополиты Пергамский Иоанн и Галльский Эммануил. Слава Богу, греческие иерархи в этом не преуспели, а Митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий в очередной раз подчеркнул, что Патриарх Варфоломей не имеет права единолично решать вопросы об автокефалии.
Сербская газета «Вечерние новости» поместила обширный комментарий Митрополита Амфилохия к визиту греческих иерархов.
«У нас была встреча с комиссией Константинопольского Патриархата во главе с митрополитом Иоанном Пергамским по поводу известных событий на Украине, - говорит митрополит Амфилохий. - К сожалению, Константинопольский Патриарх продолжает отстаивать свою позицию, и ее будет не так легко изменить».
Он пояснил, что комитет основывал свои взгляды по украинскому церковному вопросу на представлениях о роли Константинопольского Патриархата на протяжении истории. «Но в чем их проблема и проблема многих других, так это в том, что они не понимают, что времена изменились», - отметил владыка.
«И мы, - продолжает Митрополит Амфилохий, - наш Собор, написали Константинопольскому Патриарху, что эпоха Константина началась с Святого Императора Константина, а затем закончилась в 1453 году падением Константинополя и его турецкой оккупацией, а в 1918 году мученической смертью Русской Императорской Семьи Романовых».
Владыка Амфилохий напомнил, что Константинополь сыграл большую роль во времена, когда император Константин перенес столицу из древнего Рима в новый Рим.
«И неоспорим тот факт, что высочайшее место империи, которая управляла судьбой Средиземноморья, не говоря уже о мире в течение почти тысячи лет, действительно дало Константинополю великую миссию, особенно для нас, славянских народов. Славянские народы получили православную веру через Константинополь, а затем и независимость своих Поместных Церквей. Это все дело великого Константинопольского Патриархата. Но наше время другое, и необходимо, чтобы Церковь, уважая все, что было в истории, по-прежнему основывала свое будущее на тех первых столетиях своей истории, когда она не была так тесно связана с правительством», - отметил Митрополит Амфилохий.
Он также подчеркнул, что «сегодня наша Церковь умоляет братьев в Константинополе, чтобы никто единолично не решал такие вопросы, ни Константинополь, ни Белград».
Митрополит Амфилохий уточнил, что Всеправославный собор является высшим органом Православной Церкви:
«Всеправославный собор является высшим органом Православной Церкви с апостольских времен, и сегодня он восстанавливается. И эти проблемы, стоящие сегодня перед Православной Церковью, могут быть решены только советом, Вселенским Собором, всей Православной Церковью. Мы должны молиться Богу, чтобы этот дух соборности был восстановлен в Церкви Христовой со всем уважением к тому, что было в истории, и с уважением к Константинопольскому Патриархату, который является первым престолом Церкви. Константинопольского Патриарха нельзя, однако, назвать главой Православной Церкви - так как они об этом написали в томосе украинской церкви, что он был главой Православной Церкви, цитируя, таким образом, Императора Юстиниана. Это было во времена уникальной Византийской империи и во времена, когда другие модели королевств и государств были созданы по образцу Византийской империи, а затем правители, такие как наш король Никола Петрович, были очень вовлечены в жизнь Церкви и руководили ее жизнью. Особенно здесь, в Черногории, где Православие было государственной религией, а король Николай практически унаследовал дух, основанный святыми Петром Цетинским и Петром Вторым, Тайновидцем Ловченским, - это были особые отношения между государством и Церковью. Это может быть только в том случае, когда правителем является христианин. Сегодня государства секуляризованы, народы идут по этим секуляризированным путям, правители часто безбожники, поэтому симфония с правительством уже невозможна. При всем уважении к властям. В Церкви Христовой есть только один Глава. Это Христос. Все остальные являются апостолами, которые свидетельствуют об этом Главе - Христе как Главе Церкви и Церкви как Единой, Святой, Соборной и Апостольской, которой мы принадлежим и которой мы служим», - заключил Митрополит Амфилохий.
Выражая своё удовлетворение по поводу того, что позиция Сербской Церкви остаётся неизменной и при этом покоится на незыблемом каноническом основании (в то время как Варфоломей и Сергей Думенко воздвигают своё здание на песке), нельзя, к сожалению, не заметить, что Митрополит Амфилохий отчасти использует для критики позиции Фанара пессимистическую риторику «свободной церкви в свободном государстве» профессора Бориса Титлинова, риторику «пост-константиновской эпохи» протестантствующих богословов Свято-Владимирской семинарии (США) и парижской школы. С этой риторикой, взятой в отстранении от контекста речи Митрополита, разумеется, нельзя согласиться. Раз ещё не наступила антихристова эпоха, теоретическая возможность симфонии властей сохраняется и в наши дни.
Однако, по моему мнению, стоит глубже осмыслить замысел Митрополита - диалектически владыка оборачивает модернистскую риторику против самих (деградировавших) модернистов. Дело в том, что адресатом инвективы против слишком тесных церковно-государственных отношений является в данной речи отнюдь не Православная Монархия (как это было в 1905-1917 гг. в выступлениях тогдашних модернистов, вроде Б. В.Титлинова), а кощунственная карикатура на неё, родившаяся в недрах греческой диаспоры США. Дело в том, что немало греков, особенно в диаспоре, убеждены, что преемником Византии являются ... Соединённые Штаты Америки. Этому убеждению уже больше 50 лет. Раньше мы рассматривали подобные фантазии как экзотический курьёз, вроде теорий плоской Земли или ядерного взрыва в 1812 году. Но в 2018 году невозможная химера «американо-византийской империи» явилась в плоти и крови. Если войну 1999 года называли «войной Уолл-стрита с Византией», то сейчас «волки с Уолл-стрита» облеклись в шелковые ризы византийских архонтов. Постмодернизм цветёт и пахнет, но Митрополит Амфилохий сталкивает его с модернизмом. Модерн враждует с Постмодерном, а Традиция в этой вражде может порой чувствовать себя «третьим радующимся».
Алексей Александрович Поповкин, кандидат исторических наук, г. Лиски, специально для «Русской народной линии»