«Патриарха Варфоломея нельзя назвать главой Православной Церкви»

Митрополит Амфилохий (Радович) подверг жесткой критике позицию Фанара по Украине

24 октября греческие СМИ сообщили о прибытии в Белград комиссии Константинопольской Патриархии, которая имела своей очевидной целью убеждение руководства Сербской Церкви в «необходимости» признания ложной «автокефалии» на Украине.

Возглавляли делегацию Фанара два самых яростных сторонника ложной автокефалии – митрополиты Пергамский Иоанн и Галльский Эммануил. Слава Богу, греческие иерархи в этом не преуспели, а Митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий в очередной раз подчеркнул, что Патриарх Варфоломей не имеет права единолично решать вопросы об автокефалии.

Сербская газета «Вечерние новости» поместила обширный комментарий Митрополита Амфилохия к визиту греческих иерархов.

«У нас была встреча с комиссией Константинопольского Патриархата во главе с митрополитом Иоанном Пергамским по поводу известных событий на Украине, - говорит митрополит Амфилохий. - К сожалению, Константинопольский Патриарх продолжает отстаивать свою позицию, и ее будет не так легко изменить».

Он пояснил, что комитет основывал свои взгляды по украинскому церковному вопросу на представлениях о роли Константинопольского Патриархата на протяжении истории. «Но в чем их проблема и проблема многих других, так это в том, что они не понимают, что времена изменились», - отметил владыка.

«И мы, - продолжает Митрополит Амфилохий, - наш Собор, написали Константинопольскому Патриарху, что эпоха Константина началась с Святого Императора Константина, а затем закончилась в 1453 году падением Константинополя и его турецкой оккупацией, а в 1918 году мученической смертью Русской Императорской Семьи Романовых».

Владыка Амфилохий напомнил, что Константинополь сыграл большую роль во времена, когда император Константин перенес столицу из древнего Рима в новый Рим.

«И неоспорим тот факт, что высочайшее место империи, которая управляла судьбой Средиземноморья, не говоря уже о мире в течение почти тысячи лет, действительно дало Константинополю великую миссию, особенно для нас, славянских народов. Славянские народы получили православную веру через Константинополь, а затем и независимость своих Поместных Церквей. Это все дело великого Константинопольского Патриархата. Но наше время другое, и необходимо, чтобы Церковь, уважая все, что было в истории, по-прежнему основывала свое будущее на тех первых столетиях своей истории, когда она не была так тесно связана с правительством», - отметил Митрополит Амфилохий.

Он также подчеркнул, что «сегодня наша Церковь умоляет братьев в Константинополе, чтобы никто единолично не решал такие вопросы, ни Константинополь, ни Белград».

Митрополит Амфилохий уточнил, что Всеправославный собор является высшим органом Православной Церкви:

«Всеправославный собор является высшим органом Православной Церкви с апостольских времен, и сегодня он восстанавливается. И эти проблемы, стоящие сегодня перед Православной Церковью, могут быть решены только советом, Вселенским Собором, всей Православной Церковью. Мы должны молиться Богу, чтобы этот дух соборности был восстановлен в Церкви Христовой со всем уважением к тому, что было в истории, и с уважением к Константинопольскому Патриархату, который является первым престолом Церкви. Константинопольского Патриарха нельзя, однако, назвать главой Православной Церкви - так как они об этом написали в томосе украинской церкви, что он был главой Православной Церкви, цитируя, таким образом, Императора Юстиниана. Это было во времена уникальной Византийской империи и во времена, когда другие модели королевств и государств были созданы по образцу Византийской империи, а затем правители, такие как наш король Никола Петрович, были очень вовлечены в жизнь Церкви и руководили ее жизнью. Особенно здесь, в Черногории, где Православие было государственной религией, а король Николай практически унаследовал дух, основанный святыми Петром Цетинским и Петром Вторым, Тайновидцем Ловченским, - это были особые отношения между государством и Церковью. Это может быть только в том случае, когда правителем является христианин. Сегодня государства секуляризованы, народы идут по этим секуляризированным путям, правители часто безбожники, поэтому симфония с правительством уже невозможна. При всем уважении к властям. В Церкви Христовой есть только один Глава. Это Христос. Все остальные являются апостолами, которые свидетельствуют об этом Главе - Христе как Главе Церкви и Церкви как Единой, Святой, Соборной и Апостольской, которой мы принадлежим и которой мы служим», - заключил Митрополит Амфилохий.

Выражая своё удовлетворение по поводу того, что позиция Сербской Церкви остаётся неизменной и при этом покоится на незыблемом каноническом основании (в то время как Варфоломей и Сергей Думенко воздвигают своё здание на песке), нельзя, к сожалению, не заметить, что Митрополит Амфилохий отчасти использует для критики позиции Фанара пессимистическую риторику «свободной церкви в свободном государстве» профессора Бориса Титлинова, риторику «пост-константиновской эпохи» протестантствующих богословов Свято-Владимирской семинарии (США) и парижской школы. С этой риторикой, взятой в отстранении от контекста речи Митрополита, разумеется, нельзя согласиться. Раз ещё не наступила антихристова эпоха, теоретическая возможность симфонии властей сохраняется и в наши дни.

Однако, по моему мнению, стоит глубже осмыслить замысел Митрополита - диалектически владыка оборачивает модернистскую риторику против самих (деградировавших) модернистов. Дело в том, что адресатом инвективы против слишком тесных церковно-государственных отношений является в данной речи отнюдь не Православная Монархия (как это было в 1905-1917 гг. в выступлениях тогдашних модернистов, вроде Б. В.Титлинова), а кощунственная карикатура на неё, родившаяся в недрах греческой диаспоры США. Дело в том, что немало греков, особенно в диаспоре, убеждены, что преемником Византии являются ... Соединённые Штаты Америки. Этому убеждению уже больше 50 лет. Раньше мы рассматривали подобные фантазии как экзотический курьёз, вроде теорий плоской Земли или ядерного взрыва в 1812 году. Но в 2018 году невозможная химера «американо-византийской империи» явилась в плоти и крови. Если войну 1999 года называли «войной Уолл-стрита с Византией», то сейчас «волки с Уолл-стрита» облеклись в шелковые ризы византийских архонтов. Постмодернизм цветёт и пахнет, но Митрополит Амфилохий сталкивает его с модернизмом. Модерн враждует с Постмодерном, а Традиция в этой вражде может порой чувствовать себя «третьим радующимся».

Алексей Александрович Поповкин, кандидат исторических наук, г. Лиски, специально для «Русской народной линии»

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Алексей Поповкин:
Паломничество Митрополита Сербского Михаила (Йовановича) в Россию в 1869 году
Часть третья. Санкт-Петербург – Вильно-Острог
26.11.2019
«Патриарха Варфоломея нельзя назвать главой Православной Церкви»
Митрополит Амфилохий (Радович) подверг жесткой критике позицию Фанара по Украине
28.10.2019
Паломничество Митрополита Сербского Михаила (Йовановича) в Россию в 1869 году
К 150-летию русско-сербских торжеств в Одессе, Киеве, Москве, Санкт-Петербурге, Вильне и Остроге на Волыни
08.10.2019
«Великий день Кирилловой кончины» (Ф.И.Тютчев)
3. «Святители Божии - Мефодие и Кирилле». Иконописная традиция изображения Славянских Апостолов в XIX веке и её изменения
05.04.2019
Все статьи автора
"Автокефалия на Украине"
«Митрополит Онуфрий - канонический митрополит Киева и всей Украины»
Митрополит Морфский Неофит заявил, что Кипрская Православная Церковь признает УПЦ МП, а по украинскому вопросу необходимо созывать Всеправославный собор
13.12.2019
«Сплочённый Православный Мир будет крепким орешком»
О визите президента Сербии Александра Вучича в Грецию и игнорировании российскими СМИ этого знакового события
13.12.2019
Панос Камменос: Элладская Церковь совершила преступление
Синод Элладской Церкви в ответ на заявление бывшего министра национальной обороны Греции заявил, что признал автокефалию ПЦУ легко и без спешки, на основе канонов
12.12.2019
Все статьи темы
Последние комментарии
Еще раз о могиле «екатеринбургских останков»
Новый комментарий от Русский Иван
10.12.2019
Сергей Чапнин как «церковный контрреформатор»
Новый комментарий от Капитон
17.09.2019
Правда о неправедном развале СССР
Новый комментарий от Советский недобиток
12.12.2019
Национальное унижение в спорте как возможная причина революции
Новый комментарий от Советский недобиток
13.12.2019
Потерянный выход
Новый комментарий от Русская из Средней Азии
20.11.2019
Возбудить дело против депутата Оксаны Пушкиной
Новый комментарий от S. O.
11.12.2019