Вчера, 7 октября, в Санкт-Петербурге в пресс-центре информационного агентства «Интерфакс Северо-Запад» состоялся круглый стол, посвящённый проблемам преподавания в российских школах курсов «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» и подготовки учителей для преподавания этих предметов. Он был приурочен к проходящей в РГПУ им. А.И.Герцена 7-8 октября конференции на тему «Педагогическое образование и теология в контексте подготовки специалистов для преподавания ОРКСЭ и ОДНКНР». Корреспондент «Русской народной линии» принял участие в мероприятии.
Директор института философии человека РГПУ им. А.И.Герцена Роман Светлов отметил неоднозначное отношение в обществе к этим курсам. Учёный напомнил, что в 90-е годы была популярной идея изгнания из школьной системы образования воспитательного компонента. Но со временем пришло осознание необходимости не только обучения, но и воспитания школьников.
Идея введения курсов «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России», по его мнению, заключается в том, чтобы внедрить в систему светского государственного образования гуманитарно-ценностное ядро. Курсы призваны ознакомить школьников с исторической, культурной основой российской цивилизации и российской государственности.
Россия, уверен Р.Светлов, – мультикультурная, многонациональная, многоконфессиональная страна. Суперзадачей курсов является воспитание более терпимого человека, настаивает директор института философии человека РГПУ им. А.И.Герцена.
Доктор философских наук, профессор кафедры онтологии, теории познания и социальной философии философского факультета Томского государственного университета Сергей Аванесов отметил, что курсы вводились с благими целями. Школьников предлагалось познакомить с истоками отечественной культуры, с тем, чтобы таким образом сохранить культурную преемственность. Целью этих культурологических курсов, считает профессор, должно стать достижение гражданской солидарности путем воспитания сознательных активных граждан, помнящих свои истоки и толерантных к другим. До сих пор вызывает дискуссии не только вопрос о соотношении светского характера российской системы образования и религиозного содержания этих предметов, но и способы достижения заявленных целей, считает С.Аванесов.
Начальник отдела общего образования комитета Администрации Санкт-Петербурга по образованию Анна Грубская напомнила, что в Северной столице данные курсы введены с 1 сентября 2012 года в четвёртых классах. Родителям предоставляется возможность выбрать один из шести модулей, в том числе «Основы православной культуры». В этом году около 35% родителей выбрали «Основы религиозных культур», 34% – «Основы православной культуры», примерно 30% – «Основы светской этики», 0,2% – «Основы исламской культуры», 0,07% (32 человека) – «Основы иудаистской культуры», 0,02% (12 человек) – «Основы буддистской культуры».
В Санкт-Петербурге выбор, сделанный родителями, соблюдается, заверила чиновница. По наблюдениям Анны Грубской, верующие родители отдают предпочтение «Основам светской этики» и «Основам религиозных культур», так как считают, что все шесть модулей, дающих общее представление о религиях, а не основы веры, носят культурологический характер, а религия должна изучаться в рамках семьи.
Курсы, по мнению начальника отдела общего образования комитета Администрации Санкт-Петербурга по образованию, расширяют представление школьников о мире в целом как о мире многоконфессиональном. Последние 5 лет у петербургских родителей уже не возникают вопросы относительно модулей. Педагоги, родители и сами школьники с пониманием относятся к преподаванию этих курсов в школе. Дискуссионных вопросов в Санкт-Петербурге не осталось, утверждает петербургская чиновница.
Отдел общего образования комитета Администрации Санкт-Петербурга по образованию плотно сотрудничает с представителями всех традиционных конфессий города.
Ректор Санкт-Петербургской Духовной Академии епископ Петергофский Силуан обратил внимание на две ключевые проблемы – кадровую и учебных пособий.
Вспомнив знаменитую сталинскую фразу «кадры решают всё», иерарх отметил, что этот вопрос сохранил свою остроту сегодня. Мировоззрение учащихся 4-х классов еще не сформировано, поэтому особое значение имеет личность учителя. Эти курсы должны преподаваться с самоотдачей, с душой и научным объективизмом, позволяющим сформировать у школьников адекватное представление о традициях конфессий.
Владыка Силуан напомнил слова председателя Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия, сказанные ещё в 2012 году. Тогда председатель Отдела заявил, что прежде чем изучать традиции своих соседей, необходимо усвоить собственную традицию.
Директор российско-американского Центра библеистики и иудаики РГГУ доктор филологических наук, профессор Леонид Кацис считает, что модули должны преподаваться раздельно, например, по четвертям. Раздельное преподавание религий – дидактический прием. Преподавание всех религий разом приведёт к тому, что в головах школьников будет «куча непонятно чего», полагает ученый.
Что же касается курса «Основы религиозных культур и светской этики», то в самом его названии уже заложено противоречие, поскольку этика может быть не только светской, но и религиозной, уверяет Л.Кацис. В заключение директор российско-американского Центра библеистики и иудаики РГГУ заявил, что никакой общей религиозной культуры не существует. Воспитание толерантности – задача этики, а не религии.
Директор гимназии №209 «Павловская» Дмитрий Ефимов вспоминает, что введение курсов ожидалось с трепетом. В обсуждаемых курсах он видит одни плюсы. Д.Ефимов не разделяет широко распространенное мнение, что преподавание этих предметов в 4-х классах преждевременно. По мнению педагога, ценностно-смысловое формирование личности приходится как раз на этот возрастной период. Дети этого возраста открыты и готовы к осмыслению мира.
Тема воспитания детей в школе, а именно на это направлено преподавание курсов «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России», - наиглавнейшая сегодня. Школа перестала воспитывать детей, и дети становятся враждебны обществу и государству.
Поэтому мы ожидали от пресс-конференции интересной живой дискуссии. Однако она прошла на удивление скучно, словно бы «для галочки». В результате журналисты не знали, какие задавать вопросы и задавать ли их вообще, настолько удалось организаторам и участникам превратить это мероприятие в скуку. Поэтому журналисты задавали совсем неуместные вопросы, типа, а не приведёт ли преподавание этих курсов к росту ненависти в обществе.
Леонид Кацис заверил, что не приведёт. И с ним трудно не согласиться, хотя он приводил какие-то нелепые аргументы, типа того, что курсы пропагандируют толерантность. Не приведёт по другой причине – преподавать воспитательный курс в 4-м классе, выливая на бедные детские головы информацию про всякие религии, – несусветная глупость. Воспитывать детей нужно не в четвёртом классе, а на протяжении всего курса обучения. Причём воспитывать в своей родной культуре, а не заставляя русских детей изучать основы исламской, иудейской или буддийской культуры. Пусть это изучают представители этих культур. Русские дети должны изучать Основы родной православной культуры. Тогда и имеет смысл этот предмет в школе.
К сожалению, на пресс-конференции никто даже не заикнулся о том, что Основы православной культуры и культур иных традиционных религиозных традиций нужно изучать не только в 4-м классе, но и во всех классах. Для чего должно быть организовано соответствующее методическое обеспечение и подготовка кадров (о чём говорил владыка Силуан). И опыт такой работы есть. В целом ряде регионов в конце 90-х и начале 00-х годов такая работа была организована, и она приносила плоды. Однако в результате «педагогической диверсии» в 2007 году эта система была разрушена. Пора восстанавливать.
Хочется надеяться, что конференция на эту тему, которая проходит в педагогическом университете, будет более содержательной и плодотворной.
Редакция Русской народной линии