Как сообщалось, 14 сентября Священный Синод Русской Православной Церкви принял в состав Русской Православной Церкви главу Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции архиепископа Иоанна (Реннето), а также клириков и приходы, которые желают последовать за ним.
Событие прокомментировал «Русской народной линии» ректор Тульской духовной семинарии, кандидат богословия игумен Евфимий (Моисеев).
«Конечно, это не просто очень радостное, это эпохальное событие, поскольку вместе с возвращением в родную гавань - в лоно Матери-Церкви, значительной части приходов Парижского экзархата Константинопольского Патриархата завершается процесс воссоединения Русского Православия, которое волей исторических судеб оказалось разделенным в ХХ веке», - считает богослов.
«Для нас это вдвойне радостно еще и потому, что митрополит Евлогий (Георгиевский) - создатель этой церковной структуры, уроженец Тульской земли, был в свое время выпускником и преподавателем Тульской духовной семинарии, принял в 1895 году в Туле монашеский постриг, - признается ректор Тульской духовной семинарии. - Как известно, владыка Евлогий в 1945 году, незадолго до своей кончины воссоединился с Русской Православной Церковью, но тогда большинство его паствы не поддержало это решение и после смерти митрополита созданная им Архиепископия православных Русских церквей в Западной Европе вернулась под юрисдикцию Константинополя. Сейчас наконец завет владыки Евлогия о воссоединении с Русской Православной Церковью выполнен».
Говоря о том, что Экзархат перешел в Русскую Церковь не в полном составе, богослов отметил, что «при голосовании на Генеральной ассамблее экзархата 7 сентября для этого не хватило буквально несколько голосов, однако большинство все-таки проголосовало за воссоединение с Русской Православной Церковью. Характерно, что собор святого благоверного князя Александра Невского в Париже - до сих пор самый большой православный храм в Западной Европе - вновь обрел статус символа Русского Православия. Впервые за многие годы за богослужением 15 сентября здесь поминали Святейшего Патриарха Московского и всея Руси».
Отвечая на вопрос корреспондента РНЛ, почему членам Генеральной ассамблеи так и не удалось прийти к единому мнению относительно своего будущего, игумен Евфимий (Моисеев) заявил, что «возникшая ситуация послужила лишь катализатором для самоопределения этой структуры, противоречия в ней назревали давно». «Основные разногласия, насколько можно судить, возникли между теми, для кого русская духовная традиция представляет безусловную ценность, и теми, кто находится в поиске собственной церковной идентичности», - считает священник.
«Известно, что среди прихожан храмов экзархата было много французов, бельгийцев, голландцев, итальянцев, представителей других европейских народов. В этих кругах весьма популярна мысль о создании поместной европейской православной Церкви.
Кстати сказать, Русская Церковь никогда не была против формирования собственной церковной традиции на Западе, достаточно вспомнить, что святитель Иоанн (Максимович) - святой Русского Зарубежья, который почитается и в Русской Православной Церкви, ратовал не только за почитание западных святых первого тысячелетия, но и благословлял использовать западный обряд за богослужением», - напоминает отец Евфимий.
«При этом следует иметь в виду, - подчеркнул он, - что национальная духовная традиция предполагает не только наличие своего языка богослужения и собственной церковной юрисдикции. Это прежде всего плод духовных усилий и подвигов многих поколений христиан. На формирование такой традиции уходят столетия, для этого требуются в том числе и мученические подвиги, ведь, как известно, кровь мучеников - это семя Церкви. Готовы ли современные европейцы к тому, чтобы проливать свою кровь за французское или бельгийское православие? Не уверен».
Корреспондент РНЛ в своем вопросе обратил внимание на один общеизвестный факт: «Известно, что парижская школа в ХХ веке была форпостом церковного либерализма. Не будут ли с возвращением Парижского экзархата в юрисдикцию Русской Православной Церкви либеральные тенденции привнесены в жизнь нашей Церкви?»
«Если понимать под либерализмом определенное направление в церковной жизни, которое предполагает ревизию ряда традиций и правил в угоду требованиям мира сего, то вряд ли сегодня Парижский экзархат можно назвать оплотом либерализма», - полагает игумен Евфимий (Моисеев).
По его словам, «было бы точнее говорить о том, что когда-то профессора и преподаватели Свято-Сергиевского института в Париже демонстрировали значительную степень открытости по отношению к инославию, были настроены на диалог с западными богословами. Думаю, что для той эпохи и тех исторических обстоятельств этот диалог был весьма полезен и принес благой плод, поскольку открыл доступ нашим исследователям к источникам, многие из которых были неизвестны и недоступны в России. С другой стороны, он открыл феномен Православия многим западным христианам».
«К сожалению, то учебное заведение, которое когда-то действительно было серьезным международным богословским центром, в котором стремились учиться не только русские эмигранты - в частности, его выпускником был патриарх Антиохийский Игнатий IV, давно утратило былую славу и значение.
Парижская богословская школа как явление осталась в прошлом, существует ее богатое богословское наследие, но в самом Париже практически не осталось ее представителей. Скорее, ее последователи есть в России, немало молодых исследователей занимаются изучением феномена парижского богословия, но очевидно идейное влияние этой школы никак не зависит от юрисдикционной принадлежности Парижского экзархата», - уверен ректор Тульской духовной семинарии, кандидат богословия игумен Евфимий (Моисеев).
1. Re: «Вряд ли сегодня Парижский экзархат можно назвать оплотом либерализма»