Как сообщалось, вчера в Идлибе произошел конфликт между Турцией и Сирией. Обострение военной ситуации в Идлибе прокомментировал в телефонном интервью «Русской народной линии» старший научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН, кандидат исторических наук, член Союза писателей России Борис Васильевич Долгов:
Поступают сообщения, что в районе Идлиба происходит успешное наступление Сирийской правительственной армии на радикальные исламистские группировки, которые перед этим, в свою очередь, проводили попытки наступательных операций против Сирийской правительственной армии, а также осуществляли провокационные обстрелы сирийских позиций и российской базы Хмеймим. Ныне мы наблюдаем успешные ответные действия Сирийской правительственной армии: освобождение ряда населенных пунктов и территорий в зоне деэскалации Идлиба, освобождение части стратегически важного пункта Хан-Шейхун.
Действия Турции вызывают озабоченность. Турция выдвигает свои силы, в том числе бронетанковые части. Уже поступают сообщения о боевых столкновениях между Сирийской правительственной армией и турецкими военными, правда, пока не подтвержденные документально. Уже не в первый раз мы наблюдаем, что турецкая сторона поддерживает ряд исламистских группировок, в частности, в районе Идлиба, которые она считает умеренной оппозицией и пытается сохранить их в силу того, что в части турецкого политического истеблишмента и в руководстве Турции есть такие элементы, которые поддерживают исламистское движение.
Большая часть турецкого руководства - это выходцы из движения «Братья-мусульмане» (террористическая организация, запрещенная в России. - РНЛ). Они проводят политику поддержки «Братьев-мусульман». Сам руководитель Турции выходец из этой среды. Поэтому действия Турции в Сирии не являются чем-то новым, они идут с начала сирийского конфликта. Поддержка Турцией исламистского движения продолжается. Турецкая сторона видит в исламистских группировках в Идлибе лояльные силы. Она пытается их сохранить для того, чтобы иметь в их лице лояльные силы и в возможном будущем сирийском процессе политического урегулирования и вполне возможной турецкой экспансии в Сирию.
Сейчас мы наблюдаем обострение этой ситуации ввиду действий турецкой армии, которая, кстати, находится на территории Сирии нелегитимно. Хотя Турция объясняла вхождение своих военных в Сирию якобы защитой интересов собственной безопасности, защитой от проникновения ряда курдских военных группировок, которых Турция считает связанными с Курдской рабочей партией, а, соответственно, с террористическими группировками.
Может ли обострение ситуации привести к расширению конфликта между Турцией и Сирией? Я думаю, что масштабного конфликта не должно быть. Россия должна сказать свое слово, поскольку Турция является одной из стран-гарантов, наряду с Россией и Ираном, по урегулированию сирийского конфликта на Астанинской платформе. Поэтому будут приняты какие-то решения, найден компромисс, который будет предотвращать разрастание данного конфликта.
Сирия является союзником России. А Турция - страна-гарант, партнер России, учитывая все обстоятельства взаимоотношений Турции и России.
Россия должна проявить политическую и дипломатическую активность с тем, чтобы не допустить разрастания этого конфликта.
1. Re: «Масштабного конфликта не должно быть»