Расчеловечивание русского человека. По поводу публикации «Достоевский и Пакт Молотова-Риббентропа»

Любые обвинения русской литературы и ее гения Ф.М.Достоевского в идеализме, чрезмерном гуманизме, жертвенности – очень опасны и поэтому недопустимы

Бывший СССР  Александр Сергеевич Пушкин 
0
1374
Время на чтение 9 минут

На днях известный в медийных кругах публицист Юрий Нерсесов, называющий себя политическим провокатором, ненавистник Достоевского, основатель Сексуально-политического клуба им. Сонечки Мармеладовой, разразился очередным антирусским опусом «Достоевский против Пакта Молотова-Риббентропа». Часть1. Часть 2.

Осознавая значение великого писателя в русской и мировой культуре, с целью подстраховать себя от упреков в чрезмерной пристрастности, он заручился поддержкой двух соавторов: историка античной философии Сергея Лебедева и писательницы, автора книги «Иосиф Джугашвили. Самый человечный человек», Елены Прудниковой. Главная задача их публикации показать, что в основе парадигмы ряда видных либеральных политиков (А.Яковлева, Г.Попова, Б.Немцова и др.), приведшей к краху СССР и оказавшей разрушительные последствия для России, лежит великая русская литература и в первую очередь творчество Достоевского. Для тех, кто знает и ценит Ф.Достоевского большего абсурда представить нельзя, но, а для тех, кто не знает? Тогда глумливые и лживые слова этой публикации проникнут ему в душу, отравят сознание. Именно для этих читателей мне пришлось, отбрасывая эмоции, вчитываться в творение Нерсесова сотоварищи.

Ю.Нерсесов, С.Лебедев и Е.Прудникова утверждают, что сознание русских интеллигентов, среди которых многие потом стали либералами-перестройщиками, было больно́. «Имя этой болезни - идеализм. Не в марксистском понимании, а в культурном и психологическом, когда человек выдумывает себе некий идеал, а потом бичует реальность за то, что она этому идеалу не соответствует. Хворью этой наградили нас великая русская литература и великая русская философия второй половина XIX века... Сладкий яд мечты об идеале был растворен в русской литературе и публицистике, пропитал её насквозь. А когда в ХХ веке в школах изучали великую русскую литературу, вместе с ней дети получали и порцию яда. Большинство старшеклассников благополучно пропускало школьную науку мимо ушей, но "книжные", интеллигентские дети относились к делу серьезно. И вот в поисках идеала юные интеллигенты постепенно становились идеалистами-диссидентами, ведь сущность диссидентства - это как раз яростная критика существующего строя за то, что он не отвечает некоему выдуманному идеалу. Ну а потом пришли господа яковлевы, которые сами-то ни разу не идеалисты, и дальнейшее - дело техники. А поскольку идеологии и национальной идеи у нас по-прежнему нет, в пустоте растут и ветвятся уже новые сказки, которые их авторы хотят провозгласить новой былью».

Вывод: в современном безжалостном мире возвышенные идеалы любви, добра, правды, самопожертвования не нужны, они мешают быть конкурентоспособными и поэтому их нужно забыть.

В качестве отправного пункта публикации взята критика идеологом перестройки А.Яковлевым Пакта Молотова-Риббентропа. По мнению А.Яковлева, «с заключением договора оказались нарушенными какие-то глубинные элементы демократического мироощущения в целом. Ни коммунисты, ни подавляющее большинство других левых сил и движений предвоенного времени, даже не зная и не подозревая о существовании секретных протоколов, не были готовы к тому, чтобы допустить саму возможность договоренности с Гитлером о чём бы то ни было. Не считаться с умонастроениями, этическими убеждениями общественности - значит становиться на позиции, которые рано или поздно оборачиваются нравственными и идейно-социальными потерями, что и произошло в действительности».

СССР, заключая договор с фашистской Германией, добился тактических целей - оттянул войну на 2 года, но проиграл в стратегическом плане. То есть, политика Советского Союза, согласно Яковлеву, в эти годы должна была быть не прагматически-приземлённой, а более идеалистической, более жертвенной что-ли. И в связи с этим авторы обращаются к Ф.Достоевскому, который в годы русско-турецкой войны 1877-78 гг. писал о жертвенном подвиге России по отношению к славянским народам, и которого авторы считают духовным предшественником А.Яковлева.

Но Ф.Достоевский, в отличие от многих либеральных интеллигентов, мечтающих, что после краха коммунизма в России наступит буржуазно-либеральный рай, никогда не был глупым идеалистом, прекраснодушным Маниловым. Достоевский был глубочайшим психологом-реалистом. Интуиция гениального художника помогла ему сделать в отношении освобождаемых славянских народов политическое предсказание, которое сбылось на все 100%.

«По внутреннему убеждению моему, самому полному и непреодолимому, - писал Ф.М. Достоевский в «Дневнике писателя», - не будет у России, и никогда еще не было, таких ненавистников, завистников, клеветников и даже явных врагов, как все эти славянские племена, чуть только их Россия освободит, а Европа согласится признать их освобожденными!.. Начнут же они, по освобождении, свою новую жизнь, повторяю, именно с того, что выпросят себе у Европы, у Англии и Германии, например, ручательство и покровительство их свободе, и хоть в концерте европейских держав будет и Россия, но они именно в защиту от России это и сделают. Начнут они непременно с того, что внутри себя, если не прямо вслух, объявят себе и убедят себя в том, что России они не обязаны ни малейшею благодарностью, напротив, что от властолюбия России они едва спаслись при заключении мира вмешательством европейского концерта, а не вмешайся Европа, так Россия, отняв их у турок, проглотила бы их тотчас же, "имея в виду расширение границ и основание великой Всеславянской империи на порабощении славян жадному, хитрому и варварскому великорусскому племени"... Нынешнюю, например, всенародную русскую войну, всего русского народа, с царем во главе, подъятую против извергов за освобождение несчастных народностей, ... признают они эту войну за великий подвиг, предпринятый для освобождения их? Да ни за что на свете не признают! Напротив, выставят как политическую, а потом и научную истину, что не будь во все эти сто лет освободительницы-России, так они бы давным-давно сами сумели освободиться от турок, своею доблестью или помощию Европы, которая, опять-таки не будь на свете России, не только бы не имела ничего против их освобождения, но и сама освободила бы их. Это хитрое учение наверно существует у них уже и теперь, а впоследствии оно неминуемо разовьется у них в научную и политическую аксиому. Мало того, даже о турках станут говорить с большим уважением, чем об России. Может быть, целое столетие, или еще более, они будут беспрерывно трепетать за свою свободу и бояться властолюбия России; они будут заискивать перед европейскими государствами, будут клеветать на Россию, сплетничать на нее и интриговать против нее... Особенно приятно будет для освобожденных славян высказывать и трубить на весь свет, что они племена образованные, способные к самой высшей европейской культуре, тогда как Россия - страна варварская, мрачный северный колосс, даже не чистой славянской крови, гонитель и ненавистник европейской цивилизации. У них, конечно, явятся, с самого начала, конституционное управление, парламенты, ответственные министры, ораторы, речи. Их будет это чрезвычайно утешать и восхищать. Они будут в упоении, читая о себе в парижских и в лондонских газетах телеграммы, извещающие весь мир, что после долгой парламентской бури пало наконец министерство в Болгарии и составилось новое из либерального большинства и что какой-нибудь ихний Иван Чифтлик согласился наконец принять портфель президента совета министров. России надо серьезно приготовиться к тому, что все эти освобожденные славяне с упоением ринутся в Европу, до потери личности своей заразятся европейскими формами, политическими и социальными, и таким образом должны будут пережить целый и длинный период европеизма прежде, чем постигнуть хоть что-нибудь в своем славянском значении и в своем особом славянском призвании в среде человечества. Между собой эти землицы будут вечно ссориться, вечно друг другу завидовать и друг против друга интриговать. Разумеется, в минуту какой-нибудь серьезной беды они все непременно обратятся к России за помощью. Как ни будут они ненавистничать, сплетничать и клеветать на нас Европе, заигрывая с нею и уверяя её в любви, но чувствовать-то они всегда будут инстинктивно (конечно, в минуту беды, а не раньше), что Европа естественный враг их единству, была им и всегда останется, а что если они существуют на свете, то, конечно, потому, что стоит огромный магнит - Россия, которая, неодолимо притягивая их всех к себе, тем сдерживает их целость и единство. Будут даже и такие минуты, когда они будут в состоянии почти уже сознательно согласиться, что не будь России, великого восточного центра и великой влекущей силы, то единство их мигом бы развалилось, рассеялось в клочки и даже так, что самая национальность их исчезла бы в европейском океане, как исчезают несколько отдельных капель воды в море. России надолго достанется тоска и забота мирить их, вразумлять их и даже, может быть, обнажать за них меч при случае».

Сделав такой прогноз, Ф.М.Достоевский продолжает: «Скажут: для чего это всё, наконец, и зачем брать России на себя такую заботу? Для чего: для того, чтоб жить высшею жизнью, великою жизнью, светить миру великой, бескорыстной и чистой идеей, воплотить и создать в конце концов великий и мощный организм братского союза племен, создать этот организм не политическим насилием, не мечом, а убеждением, примером, любовью, бескорыстием, светом; вознести наконец всех малых сих до себя и до понятия ими материнского ее призвания - вот цель России, вот и выгоды ее, если хотите... Выказав полнейшее бескорыстие тем самым Россия и победит, и привлечёт, наконец, к себе славян; сначала в беде будут прибегать к ней, а потом когда-нибудь, воротятся к ней и прильнут к ней все, уже с полной, с детской доверенностью. Все воротятся в родное гнездо».

Сравнивая эти слова с высказываниями и взглядами А.Яковлева и других либералов, мы увидим, что, несмотря на то, что и у Достоевского и у Яковлева речь идет о приоритете наднациональных ценностей над национальными, по сути, их позиции диаметрально расходятся. Если у А.Яковлева и либералов приоритетом являются общечеловеческие, либеральные ценности, ради которых Россия может даже распасться, чтобы войти в европейский мир, то у Ф.М. Достоевского - цивилизационные, православные, общеславянские ценности, которые позволят России приумножиться в братском союзе славянских народов. Поэтому так называемое «самопожертвование» России у либералов и Достоевского логически не равнозначно, поскольку в них идет речь о разных целях, разных жизненных стратегиях. И отождествлять эти разные цели-идеалы, а потом обвинять русскую литературу - это верх слепоты (или цинизма).

По Достоевскому, «если нации не будут жить высшими, бескорыстными идеями и высшими целями служения человечеству, а только будут служить одним своим "интересам" (к чему призывают нас авторы публикации), то погибнут эти нации несомненно, окоченеют, обессилеют и умрут. А выше целей нет, как те, которые поставит перед собой Россия, служа славянам бескорыстно и не требуя от них благодарности, служа их нравственному (а не политическому лишь) воссоединению, в великое целое. Тогда только скажет всеславянство своё новое целительное слово человечеству... Выше таких целей не бывает никаких на свете. Стало быть, и "выгоднее" ничего не может быть для России, как иметь перед собой эти цели, всё более и более уяснять их себе самой и всё более и более возвышаться духом, в этой вечной, неустанной и доблестной работе своей для человечества» (Достоевский Ф.М. Дневник писателя. 1877. Ноябрь).

Таким образом, идеалы бывают разные: разрушительные и созидательные. Из произведений Достоевского мы ясно видим, что общеславянский идеал - это не общечеловеческий, либеральный. Служа общеславянскому идеалу и, в конечном счете, на благо человечеству, Россия не изменяет своей сути, своему цивилизационному генокоду (в отличие от либералов, которые такой генокод отрицают в принципе). Вступая в 1877 году в войну с турками, Россия боролась за возрождение православной цивилизации, то есть за свою собственную цивилизацию и за свое собственное будущее. В результате этой войны православная цивилизация на Балканах освободилась от мусульманского ига, получила возможность для своего укрепления и развития. И пусть новые славянские государства под разного рода конъюнктурными предлогами потом отвернулись от России и повернулись к Западу, кто знает, быть может, пророчество Достоевского о союзе православных славянских народов когда-нибудь сбудется.

Западная Европа находится в глубоком культурном кризисе. Молодые члены ЕС чувствуют там себя неуютно. Вполне возможно, что на основе общих ценностей православной цивилизации, подтвержденные социологическими измерениями известного голландского социолога Г.Хофстеде, в будущем может возникнуть конфедерация православных славянских народов во главе с Россией. Но для этого России необходимо национально-культурное Возрождение, освобождение от космополитической либеральной утопии.

Но это тема отдельного разговора. А я на этом заканчиваю свою реплику по поводу публикации Нерсесова и его коллег. За её рамками остались их упрёки философу Владимиру Соловьеву, разбор которых чрезмерно бы расширил тему. В заключение мне хочется сказать читателям, что любые обвинения русской литературы и ее гения Ф.М. Достоевского в идеализме, чрезмерном гуманизме, жертвенности - очень опасны и поэтому недопустимы. Это удар в самую суть русского генокода, это расчеловечивание русского человека. Ибо, что такое Россия без Достоевского, Пушкина, Гоголя, Толстого с их бессмертными словами в защиту «униженных и оскобленных», братства народов, нестяжания и справедливости? Я говорю очевидные вещи, но, видимо, что уже настало время для дискуссий и о когда-то бесспорных понятиях. Понятиях, без которых наступает тьма и духовное безмолвие.

Михаил Мамонов, философ
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

19. Ответ на 16., Писарь:

////////Уважаемый Русский Сталинист.На каком основании Вы ставите знак равенства между Мюнхенским сговором и "пактом Молотова-Риббентропа",а политику Сталина характеризуете как "циничную и прагматичную"?//////// Как Чемберлен и Даладье не захотели из-за Чехословакии проливать кровь своих солдат, так же и Сталин не захотел ввязываться в мировую бойню из-за Польши, а решил просто цинично и прагматично поделить её напополам с Гитлером, а если бы он руководствовался чувствами и эмоциями, тогда он должен был бы подумать "Как же я отдам Гитлеру миллионы поляков, он же их будет уничтожать, ох, нет, жалко их, откажу-ка я бесноватому фюреру, пусть уж лучше он сразу после Польши нападёт на СССР, но зато моя совесть будет чиста" и т.д. и т.п. ///////И последнее.Советская историография числила начало Второй Мировой с 1935 года,с нападения фашистской Италии на Эфиопию.////// В 12-томной Истории ВМВ 70-х годов издания официальной датой начала ВМВ указана 1 сентября 1939 года. ВВЕДЕНИЕ. Первого сентября 1939 года началась вторая мировая война. В жизни народов наступил тяжёлый, критический период. (История Второй мировой войны 1939-1945. Военное издательство Министерства Обороны СССР. Москва-1974. Том третий. Начало войны. Подготовка агрессии против СССР. С.5)

18. Ещё раз о "великой дружбе"- свидетельство очевидца

Намечая свой маршрут, мы решили здесь переночевать и послали телеграмму в гостиницу «Дрезен». Она нас привлекла тем, что в ней в сентябре 1938 года, незадолго до мюнхенской сделки, состоялась встреча Гитлера с британским премьером Чемберленом. Площадка перед отелем оказалась забитой автомашинами. Из открытых окон доносился шум нестройных голосов. Войдя в вестибюль, мы увидели множество эсэсовцев. Подошли к стойке, назвали себя. Сверившись с гроссбухом, портье вежливо сказал, что ждет нас, и выдал регистрационные карточки. Мы принялись их заполнять, положив на стойку паспорта. Вдруг за моей спиной вырос какой-то эсэсовский чин. — Кто такие? — грубо спросил он. Портье с растерянным видом протянул эсэсовцу наши паспорта. — Им здесь нечего делать, — рявкнул эсэсовец. — Пусть убираются!.. Обернувшись к нему, я спокойно сказал: — Могли бы быть повежливее. Вы, кажется, забыли, что между нашими странами существуют нормальные отношения... Короткая шея эсэсовца налилась кровью. Он, казалось, готов был броситься на меня с кулаками. Однако сдержался и прошипел: — Вы скоро узнаете, какие у нас отношения, мы вам еще покажем... Резко повернувшись на каблуках, он зашагал прочь. Портье извиняющимся тоном принялся объяснять, что сейчас в Бад-Годесберге происходит слет какой-то эсэсовской части, гостиница переполнена, и он сожалеет, что вышло недоразумение. Впрочем, он тут же дал нам адрес расположенного неподалеку частного дома, где сдаются комнаты. Там мы и переночевали. Позавтракав утром в соседнем кафе, отправились бродить по холмистым берегам Рейна. По пути нам несколько раз встречались молодые офицеры на породистых, ухоженных лошадях в безукоризненно сшитой униформе, в кокетливо надетых фуражках и замшевых [94] перчатках. Они гарцевали, соревнуясь в ловкости друг с другом, радостные и беззаботные. Видно было, что из-за вынужденного безделья на протяжении более чем полугода их энергия переливается через край. В отеле «Петерсберг», где мы обедали, тоже встретили немало таких же веселых молодых офицеров. Их сопровождали девушки в модных тогда цветастых платьях, что делало круглые столы, которые они занимали, похожими на пестрые клумбы. Никто из них, видимо, не задумывался о том, что их ждет впереди. Они еще находились во власти романтики молниеносных походов. А шестилетняя кровавая война только начиналась. С террасы ресторана открывался замечательный вид на реку, на скрывавшийся в туманной дымке ничем особым тогда не примечательный маленький городок Бонн. Мы спускались по извилистой тропинке, окруженные спокойным зеленым полумраком. Внезапно тишину и торжественность леса нарушили громкие выкрики: к нам приближалась ватага солдат вермахта. Их сопровождали две девицы. Все — пьяные вдрызг. Один из солдат на ходу пил из бутылки, пиво лилось по подбородку и гимнастерке. Девица тыкала ему в грудь пальцем и глупо хохотала. Мы посторонились. Селецкий, посмотрев им вслед, мрачно произнес: — Неужели такая пьяная банда когда-нибудь ворвется в нашу страну?.. Мы не подозревали, что это «когда-нибудь» окажется столь близко. (Мемуары. Бережков Валентин Михайлович. Как я стал переводчиком Сталина— М.: ДЭМ, 1993.)

.

17. 4.Олегу Московскому.

Уважаемый Олег Московский. Главное в тексте это прямая речь Яковлева,где он говорит о нравственных потерях,правда притягивая к ним,пресловутые "протоколы". Действительно эти потери, на мой взгляд,оказали существенное влияние на ход первого этапа Отечественной Войны. Речь идет о позиции которую занял Коминтерн и в целом о пересмотре характера уже идущей войны,где борьба с фашизмом отодвигалась на вторую позицию,а на первую выдвигалась борьба с империализмом и возлаглась общая вина и на страны Антанты и на страны тройственного союза. Иными словами-людей впихивали в реалии Первой Мировой,а шла Вторая,в которой принимал участие фашизм и не как провокатор,как в Италии,в 1915,но как инициатор. Иное дело,что фашизм подталкивали. Яковлев на этом спекулировал,обращаясь к людям,которые жили УЖЕ ПОСЛЕ ТОГО,НО НЕ ДО. К слову сказать,Яковлевская подлость оказала воздествие на умы русского человека,потому что русский человек совестлив,но знанием в этом достаточно запутанном вопросе обделен,потому принял слова Яковлева на веру,тем более,что представления Первой Мировой в начале войны с Германией были широко распостранены,это уже потом,поняли что оно такое- Гитлер и его война на Востоке. Впрочем, Яковлев писал не для ради Истины,чтобы внести успокоение в общество,наоборот-уязвить до крови и уврачевать эту рану,можно только одним образом,-восстановив документально события в их РЕАЛЬНОЙ исторической обстановке и последовательности.
Писарь / 24.07.2019, 20:27

16. 2.5.10.Русский Сталинист.

Уважаемый Русский Сталинист. На каком основании Вы ставите знак равенства между Мюнхенским сговором и "пактом Молотова-Риббентропа",а политику Сталина характеризуете как "циничную и прагматичную". И последнее. Советская историография числила начало Второй Мировой с 1935 года,с нападения фашистской Италии на Эфиопию.
Писарь / 24.07.2019, 20:04

15. Ответ на 14., Русский Сталинист:

Вот только при этом они ни разу не встречались лично

Шифровались. Было, что скрывать.
Сергей Швецов / 24.07.2019, 19:38

14. Ответ на 11., Сергей Швецов:

а вот дружил Йося только с Адей.

Вот только при этом они ни разу не встречались лично, общаясь исключительно через своих министров иностранных дел и послов. У Вас много друзей, с которыми Вы вживую никогда не встречались, а общаетесь исключительно через посредников? С Чемберленом, с Даладье, с Пилсудским, с Беком, с Эдуардом Восьмым Гитлер встречался лично, а вот с Йосей что-то как-то не сложилось. И что же это за "дружба" такая, когда один "друг" сосёт из другого "друга" нефть и пшеницу, а второй из первого- промышленное оборудование, станки и новейшие образцы военной техники? Это, скорее, циничное пользование друг друга, для видимости прикрытое красивыми словесами о "дружбе", которые могут ввести в заблуждение лишь наивных простаков.

13. Русскому Сталинисту, на 10

//Абсолютно верно. Западная историография навязала, а советская почему-то приняла, версию о том, что ВМВ началась 1 сентября 1939 года нападением Гитлера на Польшу, хотя это, разумеется, полная чушь, высосанная из пальца с одной-единственной целью: задним числом подогнать начало ВМВ к пресловутому "пакту Молотова-Риббентропа", чтобы сделать Сталина и Советский Союз соучастниками Гитлера в развязывании мировой бойни, а Лондон и Париж, которые все 30-е годы потакали Гитлеру, вывести из-под удара и замять позорный Мюнхенский сговор.// Я всегда выступал и выступаю за пересмотр западной историографии, по крайней мере о выработке нового отношения к этим событиям. Китай давно имеет собственную историографию Второй мировой войны, а мы вечно опаздываем.
Олег Московский / 24.07.2019, 16:57

12. Алеша, на 7

//Нет, уважаемый Олег, это не совсем так, вернее будет сказать, совсем не так. Польша отвергла предложение Гитлера о совместном походе против России, хотя сходить в такой поход полякам ну так зверски хотелось. Но пришлось отвергнуть. Просто потому, что поляки были не идиоты и прекрасно понимали кто такой Гитлер и как на самом деле он относится к полякам// А на самом деле было так, как сказано в этом видео: https://www.youtube.com/watch?v=pBIiCdKaFqo
Олег Московский / 24.07.2019, 16:52

11. Ответ на 9., Русский Сталинист:

Когда у СССР и Германии появилась общая граница

Общая граница у СССР была с целой кучей государств, а вот дружил Йося только с Адей. И даже отчаянно его защищал через газету Правда. Мол, это агрессивные Англия и Франция коварно напали на миролюбивый Рейх. Понятно, что этоинтересы СВОЕГО государства

вот бы об интересах народа кто-нибудь так заботился.
Сергей Швецов / 24.07.2019, 12:11

10. Ответ на 4., Олег Московский:

Четвертое - давно пора понять, что договор был подписан в условиях УЖЕ ведущейся войны. Сам Сталин еще в 1937 году сказал, что Вторая мировая война уже началась. Нападение Японии на Китай, Италии на Эфиопию, Германии и Италии на республиканскую Испанию, раздел Чехословакии - это не война? Самая настоящая война. В этом историческом контексте нападение Германии на Польшу - вовсе не начало Второй мировой войны, а всего лишь один из ее эпизодов.

Абсолютно верно. Западная историография навязала, а советская почему-то приняла, версию о том, что ВМВ началась 1 сентября 1939 года нападением Гитлера на Польшу, хотя это, разумеется, полная чушь, высосанная из пальца с одной-единственной целью: задним числом подогнать начало ВМВ к пресловутому "пакту Молотова-Риббентропа", чтобы сделать Сталина и Советский Союз соучастниками Гитлера в развязывании мировой бойни, а Лондон и Париж, которые все 30-е годы потакали Гитлеру, вывести из-под удара и замять позорный Мюнхенский сговор.
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Михаил Мамонов
Русские идут!
Или чего боится Юрий Нерсесов?
19.09.2018
Все статьи Михаил Мамонов
Бывший СССР
Все статьи темы
Александр Сергеевич Пушкин
Пушкин и Пасха
О светлых пасхальных днях в жизни великого русского поэта рассказывает фонд Президентской библиотеки
05.05.2024
День памяти Дениса Давыдова
Сегодня мы также вспоминаем художницу А.П.Остроумову-Лебедеву, а также героев Великой Отечественной войны С.Е.Артеменко и Е.Н.Завалий, православного публициста В.Л.Махнача
05.05.2024
День памяти поэта В.А. Жуковского
Также сегодня мы вспоминаем адмирала И.Л.Голенищева-Кутузова, генерала П.Н.Врангеля, основателя МХАТа В.И.Немировича-Данченко
25.04.2024
Легализация мата и чистота языка
Размышления по итогам одной дискуссии
18.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Душевный самонастрой
Новый комментарий от Владимир С.М.
07.05.2024 18:32
«Инкубаторные дети» цивилизацию не спасут
Новый комментарий от Русский человек
07.05.2024 18:31
«Дружба народов»: Россия и Средняя Азия
Новый комментарий от Калужанин
07.05.2024 18:16
Вредительство: новые регионы заселяют мигрантами
Новый комментарий от Калужанин
07.05.2024 18:04
Рубикон еще не пройден
Новый комментарий от Иван Демид
07.05.2024 17:55
Школа радости – мечта или реальность?
Новый комментарий от Ленчик
07.05.2024 16:58