На днях заместитель управляющего делами Московской Патриархии епископ Зеленоградский Савва (Тутунов) заявил, что оружие массового поражения не должно освящаться, сообщает РИА Новости. Он сослался на итоги обсуждения данной темы в рамках комиссии Межсоборного присутствия по церковному праву.
По словам владыки, на этой неделе была завершена работа над проектом документа, который разрабатывался два года в ответ на заданную президиумом Межсоборного присутствия, совещательного органа Церкви, тему: «О практике освящения оружия в Русской Православной Церкви».
«По мнению комиссии, в рамках церковного предания можно говорить о благословении воина на несение воинской службы, на защиту Отечества. При совершении соответствующего последования благословляется и личное оружие, причем именно потому, что оно связано с тем, кому преподается благословение. По этой же причине не должно "освящаться" оружие массового поражения и, в целом, не личное оружие», - написал епископ Савва в своем Telegram-канале.
Иерарх уточнил, что «в этом позиция комиссии расходится с практикой последних лет».
Владыка сообщил, что до конца июля будут внесены соответствующие редакционные правки, предложенные на комиссии, после чего документ будет направлен на дальнейшее обсуждение в епархии.
«Напоминаю, что пока он представляет собой лишь мнение членов комиссии и не является "официальным документом"», - подчеркнул архиерей.
При этом он добавил, что тема является действительно непростой, и в ходе работы над документом «мнения, и с большим азартом, высказывались полярные: от утверждения, что Церковь вообще не должна благословлять оружие, до защиты практики освящения любого вида вооружения». «Мы сочли своей главной задачей составить документ, который соответствовал бы многовековой практике Церкви, как она отражена в богослужебных и в исторических текстах. При этом требовалось осмыслить и новые реалии: с некоторыми видами вооружений Церковь в принципе не встречалась до ХХ века и, скорее, даже его второй половины», - заключил епископ.
Поднятую проблему проанализировал в телефонном интервью «Русской народной линии» митрополит Мурманский и Мончегорский Митрофан (Баданин):
При освящении преподается некое благословение. В первую очередь речь идет о человеке. Мы не можем освящать вещь, не связанную с человеком. Иначе выходит бессмыслица. В этом заключается корень проблемы. Мы освящаем то, что является составляющей частью жизни человека. Мы освящаем то, что входит во внутренний, духовный мир человека, что непосредственно соприкасается и соединяется с человеческой жизнью. Чины освящения давно установлены Церковью.
Я думаю, что не стоит освящать оружие массового поражения. Давайте вспомним, что преподобный Серафим Саровский говорил о центре Арзамас-1. На том месте, где раньше находилась Саровская пустынь, был создан Институт разработки ядерного оружия Арзамас-1. Сейчас там восстанавливаются монастырь и храмы. Согласно пророчеству преподобного Серафима Саровского, на этом месте, в Саровской пустыни, где он подвизался, дьявол устроит свою кузницу. Это пророчество выражает внутреннее ощущение святого о самой сути ядерного оружия и всего подобного этому. Это оружие апокалиптическое, оружие последних времен.
Действительно, владыка Савва правильно говорит о том, что освящать подобное оружие не стоит. Одно дело освятить кортик на выпуске, боевые знамена, личное оружие, что важно. А вмешиваться в ту сферу, где «дьявол кузнецу устроил» на святом месте, не стоит.
Мы глубоко благодарны нашим ученым-ядерщикам, физикам за то, что они не дали «супостатам» возможности взять над нами вверх, но, тем не менее, есть понимание, что оружие массового поражения - это вещь страшная, человеконенавистническая, связанная с временами апокалиптическими, а соответственно, и со всеми остальными символами этого времени. Поэтому я согласен с мыслью, которую высказал владыка Савва.
24. Углич : Письмо 2. Ответ на 18., влдмр
23. Дополнение к 20., Углич:
22. Ответ на 5., влдмр:
21. Дополнение к 20., Углич:
20. Письмо 3.
19. Письмо 2. Ответ на 18., влдмр:
18. Ответ на 16., электрик:
17. Re: Страшный символ апокалиптических времен
16. Ответ на 15., влдмр:
15. Ответ на 12., электрик: