Просто ответить по существу на сложные вопросы - это дар, который зависит далеко не только от уровня подготовки и жизненного опыта. Кто-то, имея огромный объем знаний, только запутает спрашивающего своим ответом; кто-то, имея большой жизненный опыт, может посчитать его уникальным, и предлагать применять там, где он неприменим. Но если мы обратимся к Евангелию, то увидим, как Христос Спаситель просто и по существу отвечал на вопросы тех, кто старался найти в Его словах то, что можно было бы поставить Ему в вину. Сразу вспоминаются история с женщиной, которую застали во время прелюбодеяния, ситуация с вопросом о налогах в Рим. В обоих случаях спрашивающие думали, что нашли вопрос, на который невозможно ответить, вопрос-ловушку. В первом - если Господь скажет, что с провинившейся нужно поступить по закону (забить камнями), то Он покажет Свою жестокость. А если скажет простить, то значит поощряет супружеские измены. Во втором случае - ответ, что нужно платить налоги Римскому императору означал настроить против себя тех, кто грезил о возрождении Израильского царства; ответ, что платить не нужно - делал Христа преступником в глазах Римской империи. И в обоих случаях мы видим, что ответы нашлись, внешне настолько простые, что, читая Евангелие, мы даже не замечаем тех подтекстов, которые были в вопросах. Про женщину Спаситель сказал, чтобы тот, кто без греха первый бросил в нее камень. И писал что-то на песке. Что Он писал мы не знаем; но, судя по реакции тех, кто был только что готов убить схваченную ими, может быть они увидели свои грехи и поняли, что, вынося сейчас суд, выносят его себе. Священное Писание говорит, как люди, обличаемые совестью, один за другим ушли, а потом Господь сказал женщине, чтобы она шла и больше не грешила. Во втором случае ответ кажется еще более простым - показывая на монету с изображением Римского кесаря (императора), Господь сказал, что нужно отдать кесарю кесарево, а Богу Божие. Так что простые ответы на сложные вопросы возможны, но только тогда, когда Господь открывает отвечающему, как ему правильно ответить; при этом уровень подготовки и жизненный опыт отвечающего также имеют большое значение.
Новая книга иеромонаха Михаила (Чепеля) - как раз один из примеров того, как в наше время, среди обилия информации, в потоке которой можно, кажется, утонуть, возможно доступно и по существу отвечать на разноплановые и разнозначимые вопросы, волнующие конкретных людей. Она выросла из ответов на духовные вопросы, которые отец Михаил (Чепель) давал в телевизионном эфире в рамках программы «Вечерний Ейск» в 2016-2017 годах. Естественно, никакой человек не может отвечать так кратко и точно, как Господь в Евангелии. Поэтому вопросы и прозвучавшие на них ответы были отредактированы с учетом требований к печатному тексту; в некоторых случаях - дополнены цитатами из Священного Писания, святых отцов и другими, которые упоминались или подразумевались при комментировании. В целом же книга раскрывает не только уникальный жизненный и духовный опыт человека, который сумел реализовать себя в самых разных направлениях деятельности, но и соизмерение этого опыта с Евангелием, с учением Церкви.
До того как стать священником, иеромонах Михаил (Михаил Иванович Чепель), закончивший философский факультет Московского государственного университета, был психологом и философом, служил в органах МВД СССР, где занимался воспитательной, оперативной, преподавательской и научной работой. Его научные исследования были связаны с решением оперативных задач в экстремальных ситуациях отрядами милиции особого назначения и психологической подготовкой работников спецслужб. Затем была деятельность в коммерческих структурах. С 1991 года М.И. Чепель начинает жить церковной жизнью, как православный христианин. С 2002 по 2013 год он являлся генеральным директором Благотворительного Фонда Святителя Николая Чудотворца. Был членом Поместного Собора Русской Православной Церкви 2009 года. Награжден многими орденами Русской Православной Церкви, имеет другие награды. 27 января 2013 года митрополитом Красноярским и Ачинским Пантелеимоном был рукоположен в сан иеромонаха. В 2013-2014 годах по благословению Священноначалия находился в Королевстве Таиланд, где нес ответственные послушания в Представительстве Русской Православной Церкви, в том числе настоятеля храма Покрова Божией Матери в окрестностях Патайи, и.о. наместника Успенского мужского монастыря в Ратчабури, духовника Представительства.
Кажущаяся простота ответов оборачивается проникновением автора в глубины экзистенциального и онтологического опыта личности, становление которой происходит как постоянный выбор и реализация дара свободы воли, осознание своего места по отношению к тем кто рядом, к самому себе и через это - к Богу.
Решение отца Михаила о публикации своих работ, которые десятилетиями писались им, что называется «в стол», оказалось знаковым событием, которое многим помогает в обретении жизненных ориентиров. За первые же три года произведения отца Михаила были переведены на английский, немецкий, итальянский, испанский, грузинский, тайский, калмыцкий языки; как представляется - это только начало пути написанного им к читателям.
А.А. Федотов, доктор исторических наук, кандидат богословия, профессор Ивановского филиала института управления, член Союза писателей России
Из откликов на книгу:
Архиепископ Элистинский и Калмыцкий Юстиниан: Книгу иеромонаха Михаила отличает взвешенность; то, что в своих ответах на самые разные вопросы, задаваемые порой теми, кто далек не только от Православия, но и от какой бы то ни было религиозной традиции, он всегда, когда этого требует поднятая тема, старается опираться на Священное Писание и Священное Предание Православной Церкви. В то же время чувствуется и большой личный жизненный и духовный опыт автора, но в своих ответах он не его избирает мерилом, а учение Церкви. Не случайно книга вызывает такой неподдельный интерес, как и другие его произведения, о чем свидетельствуют переводы некоторых из них на английский, немецкий, итальянский, испанский, грузинский, тайский и калмыцкий языки.
Епископ Каскеленский Геннадий, Управляющий делами Митрополичьего округа Русской Православной Церкви в Республике Казахстан, Ректор Алматинской духовной семинарии: Автор продолжает традицию духовного окормления, сформированную прославленными русскими старцами - святителем Тихоном Задонским, оптинскими и псково-печерскими подвижниками, которые стремились говорить со своими духовными чадами просто, но в то же время образно, ярко и по-существу. «Где просто, там ангелов со сто» (Преподобный Амвросий Оптинский).
Однако вопрошания пытливого ума современного собеседника весьма отличаются от вопросов людей XIX века. В беседах с телезрителями автору приходится затрагивать темы, которые были вовсе неведомы ранее. Все новые и новые препятствия полагает злая сила перед человеком на пути спасения. Лжеименное знание, культ человеческой гордыни, утонченные удовольствия подчас становятся роковой помехой для ищущих Бога.
Через всю книгу красной нитью проходит тема введения современных крещеных людей, генетически принадлежащих к православной христианской традиции, в мистическую жизнь Церкви, наполненную высокими радостными переживаниями и самоотверженным трудом.
Игумен Агафангел (Гагуа), доктор медицинских наук, профессор, главный научный сотрудник отдела науки ФГБУ «Научно-клинический Центр оториноларингологии» ФМБА России: Самое главное - тот ориентир, с которым отец Михаил постоянно предлагает соизмерять свою жизнь. Это Святое Евангелие, в котором каждый, кто читает его с верой и благоговением может найти ответы на любые свои вопросы. Это в целом Библия и Священное Предание Церкви Христовой. При этом иеромонах Михаил подчеркивает, что вне постоянного участия в церковной жизни - молитвах за богослужениями, исповеди и причащении - человек не сможет постичь онтологической глубины того, что дает нам Христос Спаситель.
Сейчас сложное время, когда с одной стороны храмы открыты, духовная литература легко доступна, но многим людям кажется, что в Православной Церкви «что-то не так». А душа не терпит пустоты, они ищут себя в гностицизме и агностицизме, в восточных культах, в чем-то еще... Господь всех зовет к Себе, но большинство предпочитают узкому пути, ведущему к Нему - широкий путь, ведущий в погибель. И отец Михаил в этих условиях представляет собой пример неравнодушного пастыря, не жалеющего своих сил, для того, чтобы помочь как можно большему количеству людей именно их путь к Церкви и спасению.
Протоиерей Дмитрий Сазонов, кандидат богословия: Автор предлагает читателю ответы не кабинетного мечтателя, но человека, мысли которого и ответы на вопросы глубоко выстраданы, наполнены личным жизненным опытом. Читая их, поражаешься тому обстоятельству, что каждый ответ, каждое слово, наполнены искренним переживанием за судьбу человека, его задавшего. Очень важная деталь - вопросы в книге не «причесаны» и не цензурированы - форма их подачи сохранена для наглядности внутреннего состояния нашего современника.
Д.Л.Шукуров, доктор филологических наук, профессор кафедры истории и культурологии Ивановского государственного химико-технологического университета: Это отнюдь не привычное монологическое повествование со скучным назиданием, учительным тоном, каких мы встречаем на книжных развалах и в церковных лавках множество. Необычное сочинение обобщило ответы на вопросы, которые были заданы отцу Михаилу в телевизионном эфире! Уже поэтому формат книги необычен и подразумевает особое содержание. Живое звучащее слово православного священнослужителя в ответ на острые, трудные, часто болезненные для нашего времени вопросы, пробуждает веру, зарождает мысль, возрождает душу, часто находящуюся в духовном ослеплении или в спячке. Особенностью православной традиции духовного руководства прошлых исторических эпох было созвучие наставлений выдающихся духовных писателей запросам времени. Такими были книги св. Игнатия Брянчанинова, св. Феофана Затворника, св. Иоанна Кронштадтского, праведников недавней эпохи - игумена Никона (Воробьёва), архимандрита Иоанна (Крестьянкина) и многих других. Представленная вниманию читателя книга ответов на вопросы продолжает эту традицию, так как целиком и полностью поглощена актуальными вопросами нашего времени.