Министр культуры России Владимир Мединский обратился к Павлу Лунгину с просьбой не привязывать премьеру фильма «Братство» ко Дню Победы и подобрать дату начала проката, которая не вызовет общественных споров. Об этом глава Минкультуры России заявил во время общественного обсуждения картины, сообщает сайт Министерства культуры. Оно состоялась по инициативе Минкультуры и прошло в кинозале ведомства. Со своей стороны, Павел Лунгин заявил, что готов перенести начало широкого проката картины на другие числа.
В мероприятии приняли участие представители ветеранских организаций, участники войны в Афганистане, представители Администрации Президента РФ и Минобороны России, депутаты Госдумы, сенаторы Совета Федерации, эксперты и журналисты. Картина вызвала неоднозначную реакцию в обществе в связи с ее планируемым выходом 9 мая. В результате ведомством было принято решение провести консультации, по итогам которых и определить дату начала проката ленты.
«Фильм выйдет в прокат, никаких законных оснований для его «запрета» не существует. Премьеру не будем привязывать ко Дню Победы, этим мы снимем общественное напряжение. Павел Семенович Лунгин подберет дату, которая не вызовет споров ни до, ни после - это будет на пользу и коммерческому прокату, и взвешенному диалогу со зрителем», - сказал Владимир Мединский. Решение Минкультуры России удовлетворило все стороны
Зампредседателя Комитета по науке, образованию и культуре Совета Федерации Игорь Морозов, который первым публично подверг критике картину, назвал решение ведомства разумным. «Министр предложил "соломоново решение", попросив Павла Семеновича Лунгина передвинуть начало проката с 9 мая на любой другой день», - считает он. «Ветеранские организации афганцев с самого начала говорили о том, что фильм не несет в себе патриотической основы, на которую мы рассчитывали в связи с празднованием 30-летия вывода войск из Афганистана, поэтому показывать его 9 мая - это кощунство», - сказал он.
Со своей стороны, Павел Лунгин завил, что «Братство», прежде всего, антивоенный фильм. «Это фильм, конечно, о том, что, когда люди убивают людей - это плохо. Он не воспевает войну, он показывает царящую на ней жестокость, хаос, бесчеловечность», - сказал режиссер по итогам встречи. Он также отметил, что дискуссия была «очень жаркая». «Действительно, видимо, это волнует многих людей, особенно, афганцев. Думаю, можно выпустить фильм 10-12 мая. Для меня важно отстоять этот фильм, который я пытался сделать честным, сделать для молодежи, чтобы они узнавали себя в этих характерах, в этих мальчишках, которые потеряны на войне», - добавил он. По словам режиссера, ему обидно, что «люди не чувствуют боли и любви, которую он вложил в ленту».
Минобороны поддержало инициативу Минкультуры провести публичную дискуссию по фильму «Братство».
В обсуждении картины принял участие заместитель Министра обороны России Андрей Картаполов. Он назвал инициативу Минкультуры России по обсуждению фильма правильным шагом. «Инициатива по обсуждению - это то, что нам надо. Это разговор, который потом продолжится в интернете. Люди будут высказываться. И то, что фильм заставляет высказываться - это уже хорошо», - сказал он. «Можно много рассуждать на эту тему, но смысла нет, люди уже всё сказали, нас немного задевает, что армия показана в таком состоянии. Но это право режиссера», - заключил замминистра.
Молодежь позитивно оценила ленту. В обсуждении принял участие начальник управления Администрации Президента по общественным проектам Сергей Новиков. Он рассказал, что ранее состоялся закрытый показ фильма «Братство» для молодежной аудитории. «В зале присутствовало около 300 человек в возрасте от 18 до 40 лет. По итогам опроса на выходе из кинозала, проведенного социологами ВЦИОМ, можно сделать вывод о том, что молодые люди воспринимают кинокартину скорее позитивно», - сообщил он. Так на вопрос «Каково Ваше общее впечатление от фильма - он Вам в целом понравился или не понравился?» 30% ответили «очень понравился», а еще 61% - что «скорее понравился» (соответственно, 4% ответили «скорее не понравился» и 3% «совсем не понравился»). Отвечая на открытый вопрос «Какие чувства Вы, прежде всего, испытывали при просмотре этого фильма?», 43% зрителей ответили «интерес», 29% - «ужас», 27% - «гордость», 20% - «надежду». Безразличными фильм оставил только 1,4% аудитории, 6,9% испытали «недоверие», а 3,5% - «раздражение».
Полностью соответствующим действительности события фильма посчитали 20% зрителей, 43% осознают, что фильм частично соответствует реально происходящим событиям, а частично является вымыслом авторов фильма. 13,9% не смогли ответить на этот вопрос, отметив, что мало знают о событиях в Афганистане.
Общественный деятель, вдова писателя Александра Солженицына Наталья Дмитриевна назвала фильм «Братство» патриотической и героической картиной. «Этот фильм прославляет наших мужчин, воинов, учит мужеству и никакого урона патриотизму не наносит, - сказала она. - Эта лента показывает, что у нас есть герои, мужчины, которыми можно гордиться».
Ситуацию комментирует «Русской народной линии» участник войны в Афганистане, бывший миротворец, начальник службы безопасности миссии ООН, ветеран боевых действий на Балканах, в Приднестровье и странах Западной Африки, полковник запаса Владимир Алексеевич Азаров:
Когда же произошло общественное обсуждение картины, о котором сообщает Министерство?
В ответ на первый закрытый показ фильма, который состоялся в Министерстве культуры в феврале этого года, 1 апреля на РНЛ была опубликована моя статья. Насколько мне известно, другого показа, на котором присутствовали бы все вышеперечисленные в сообщении Министерства участники, не было, тогда как в той же статье говорится как раз о необходимости еще одного расширенного показа фильма в Общественной Палате или Доме Национальностей с привлечением большого числа участников и, что особенно важно, проведением после него опросника.
Насколько помнится, все присутствовавшие на прошлом просмотре картины высказались не столько против показа фильма 9 Мая, а прежде всего - против предоставления режиссеру прокатного удостоверения.
Лунгин совершает полную подмену понятий! «Жестокость, хаос, бесчеловечность» на войне присутствуют, но лишь с одной стороны. На любой войне всегда есть место подвигу, чести и патриотизму.
В сообщении говорится, что Минобороны поддержало инициативу Минкультуры провести публичную дискуссию по фильму «Братство». Так пусть Министерство не только поддерживает эту инициативу, но и примет на себя ответственность за ее реализацию и проведет публичную дискуссию. Главное, чтобы она состоялась не где-то в кулуарах, а в хорошо известном месте с привлечением ветеранских организаций и афганцев.
Заместитель министра обороны России Андрей Картаполов заявил, что людей «немного задевает» то, в каком состоянии наша армия показана в «Братстве». Что значит - «их немного задевает»? А если «задевает много»? Но в каком именно состоянии? Хотелось бы уточнить у господина замминистра. Зачем ему нужна столь странная расплывчатая формулировка? Это же не дипломатический раунд, когда бывает важно сказать о чем-то, но в то же время ничего не выразить. Военный человек должен выражаться четко, ясно и понятно всем. И в чем выражается «право режиссера», о котором говорит Андрей Картаполов? В свободе вымысла и лжи?
Минкульт сообщает о показе фильма «для молодежной аудитории. Опять-таки, непонятно - где и когда был этот показ для молодежи с обсуждением, на котором присутствовал представитель Администрации Президента? Об этом, видимо, совсем закрытом, показе ранее нигде ничего сказано не было. И это тем более странно, поскольку там присутствовали «социологи ВЦИОМ». Когда он состоялся и где? По какой причине такая засекреченность о данном сомнительном мероприятии?
Министерство приводит слова Солженицыной. Когда, где и кому Наталья Дмитриевна сказала такое? Если на показе фильма, то возникает вопрос: почему ее пригласили, а уважаемых афганцев - нет, ее спросили, а их - нет? Где их голос?
Теперь о самом фильме «Братство». Как сообщают его создатели, в этой кинокартине рассказывает о событиях, произошедших в конце афганской военной кампании. В основу киноленты положена реальная история - операция по выводу 108-й мотострелковой дивизии с Чарикарской равнины к перевалу Саланг.
С июля 1986 по июнь 1988 года командиром 108-й мотострелковой дивизии 40-й общевойсковой армии был генерал-майор Барынькин Виктор Михайлович, зарекомендовавший себя одним из лучших командиров дивизий. После Афганистана он был направлен на учёбу в Академию Генерального Штаба. В настоящее время он генерал-полковник, живет в Москве и является Главным инспектором Министерства обороны Российской Федерации.
Я хорошо знаю этого уважаемого генерала, и его мнение о фильме было бы очень важным свидетельством того, что же происходило накануне вывода наших войск во вверенной ему дивизии. Соответствовало ли положение дел в соединении тому, что показывает в своем фильме господин Лунгин? Ведь эта дивизия была выведена из Афганистана всего через полгода после направления Виктора Михайловича в Москву. Кому как не ему знать, что там на самом деле творилось? Кто как не он должен был стать главным консультантом и полномочным арбитром данного фильма?!
Еще раз повторюсь: нельзя искажать прошлое. Долг обращающегося к реальным событиям кинематографиста перед зрителем - «не соврать ни одним кадром»! В противном случае народ будет воспринимать не произведение, отражающее эти события, а лишь фантазии (здоровые или не очень) его авторов на заданную тему. А такие фантазии, особенно связанные с историей Отечества, в данном случае на тему Афганской войны, нашим людям совершенно не нужны и пагубны для них.
Кроме того, когда речь идет о конкретном историческом событии, у которого по сей день есть живые свидетели, о котором сохранились документы, доклады, отчеты, карты и пр., нашим деятелям от культуры, создателям кино, необходимо соблюдать профессиональную этику, быть очень деликатными и внимательными по отношению к людям, имеющим отношение к изображаемым событиям, знать и изучать факты, а не фантазировать, придумывать и искажать действительность. Все это ни в коем случае не исключает личностного видения режиссера, его субъективного восприятия и передачи собственного мироощущения. Однако не будем забывать, что в ходе творческого процесса первый голос у настоящего мастера принадлежит его совести. Она является высшей цензурой для каждого творческого человека. И чем известнее и знаменитее мастер, тем больше на него ложится ответственности, тем острее и обнаженнее должна быть его совесть. Право творца принадлежит лишь тому, кто является личностью с высокими нравственными идеалами, а не лихим конъюнктурщиком, который вольно или невольно выполняет задачи по разрушению духовных, или, говоря иначе, - морально-нравственных устоев государства.
Ложь на большом экране легко видна, но, к сожалению, со временем она может дублироваться множество раз в других подобных произведениях и оставлять свои несвежие следы в душах и сердцах людей, заставляя их сомневаться, уча не уважать и презирать героическое прошлое нашей великой страны.
8. Потомок Императора
7. Ответ на 6., Алёша:
6. Re: Кто предоставил этим «творцам» право на ложь?
5. Резонные вопросы без ответов
4. Re: Кто предоставил этим «творцам» право на ложь?
3. Ответ на 2., Влад.Атласов:
2. Ответ на 1., Вероника Н:
1. Re: Кто предоставил этим «творцам» право на ложь?