В воскресенье, 17 марта, в Неделю первую Великого поста, Торжества Православия, митрополит Петрозаводский и Карельский Константин (Горянов) совершил Литургию святителя Василия Великого и чин Торжества Православия в кафедральном соборном храме во имя святого благоверного великого князя Александра Невского в Петрозаводске, сообщает информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии.
По уставу Церкви, литургия Василия Великого служится по воскресеньям Великого поста. На ней происходит освящение Даров, которыми верующие причащаются за литургиями Преждеосвященных Даров в течение последующей седмицы.
В конце литургии Владыка Константин обратился к верующим с архипастырским словом. Видеозапись слова митрополита Константина опубликована РНЛ. Здесь мы предлагаем вниманию читателей текстовую версию:
Во имя Отцы и Сына и Святаго Духа.
Дорогие отцы, братья и сестры! Вот уже больше тысячи лет в Православной Церкви совершается в первую неделю Великого поста чин Торжества Православия. Известно, что Церковь основана Господом нашим Иисусом Христом, о ней Сам Спаситель сказал: «созижду Церковь Мою и врата ада не одолеют её» (Мф.: 16: 18). И врата ада не одолели Церковь и не одолеют никогда, по слову Спасителя.
Но Спаситель предупреждал о многочисленных лжеучителях. Эти лжеучителя явились уже в апостольский век, смущая Церковь, устраивая различные ереси и расколы. И одной из последних ересей, которая потрясла Церковь, была ересь иконоборчества, когда еретики уничтожали святые изображения в храмах, святых обителях, домах, где только было возможно.
Эта ересь в Константинополе возникла не на пустом месте. В это время, к IX веку, уже набрал силу ислам, было сильно иудейство. И эти люди, носители иудейской и исламской традиции, обладая хитростью, изворотливостью, определенными административными талантами, проникали во двор Константинопольских Императоров и постепенно склоняли элиту к иконоборчеству.
И мусульмане, и иудеи верят в единого Бога. Принципиальное отличие христиан от них в том, что мы верим в Триединого Бога – Отца и Сына и Святаго Духа! И еще одно принципиальное отличие: мы верим в то, что Второе Лицо Пресвятой Троицы, Сын Божий, воплотился, вочеловечился и пострадал ради искупления грехов всего человеческого рода, ради нашего спасения. Вот это принципиальное отличие. А если Сын Божий, Второе Лицо Пресвятой Троицы, воплотился, вочеловечился, это означает, что Его можно изображать. Ведь святой апостол Иоанн Богослов в своем 1-м Соборном послании так и пишет: «О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши» (1 Ин. 1: 1). Если Спаситель был виден, слышен, осязаем, следовательно, Он изображаем.
То есть изображение Спасителя – это утверждение догмата о Его вочеловечении, о Его воплощении, а, следовательно, и о нашем спасении. Если мы отвергаем догмат о вочеловечении Спасителя, значит, Он, Сын Божий, Второе Лицо Пресвятой Троицы, Иисус Христос и не Спаситель. Следовательно, мы в Святой Церкви и не спасаемся. И, следовательно, все Таинства, которые здесь проходят в христианских храмах, они - не спасительны, это - всё просто декорация. Вот эту идею внушали иудействующие и мусульманские учителя элите при дворце византийских Императоров. И, к сожалению, следует сказать, что небезуспешно.
Но наступило время благоприятное, и в 842 году ересь иконоборчества была окончательно преодолена при святом Патриархе Мефодии. Были утверждены деяния всех семи Вселенских Соборов, поскольку на семи Вселенских Соборах были опровергнуты все существующие ереси, дана им оценка. Ереси были анафематствованы и было принято решение в следующем, 843 году, уже торжественно отмечать день Торжества иконопочитания. Но, подчеркиваю, поскольку к этому времени все ереси были опровергнуты, то решено было вообще этот день праздновать не как день восстановления иконопочитания, а как день Торжества Православия вообще. И с тех пор, с 843 года, вот уже 12 столетий, этот день Торжества Православия празднуется.
Многие скажут, что ереси возникают каждый день. Действительно, ереси возникают каждый день, но принципиально нового ничего нет. Это можно сравнить, например, с цифрами, которые мы знаем от 0 до 9, или с пятью органами чувств. Всё многообразие наших чувств – это сочетание, гармония или дисгармония этих пяти наших чувств. Никого восьмого, девятого, десятого чувства нет. Но чувства возникают всё новые и новые, так же, как возникают бесконечные комбинации этих десяти цифр. То же самое каждая новая ересь, которая возникает сегодня – это повторение комбинаций каких-нибудь древних ересей. И поэтому мы, анафематствуя древних раскольников и еретиков, анафематствуем тем самым и еретиков современных, основателей современных ересей.
Наша Русская Православная Церковь возникла еще во времена святого равноапостольного великого Киевского князя Владимира, который сперва сам принял Христианство в Херсонесе (это теперь окраина Севастополя), а потом была крещена Русь. И тысячу лет Русь именовалась Святой Русью. Именовалась святой не потому, что святы были архиереи, цари, священники, миряне, слуги, воины. Хотя среди них было очень много действительно святых людей. Но Русь Святая, прежде всего, потому, что святость было идеалом нашей страны, к святости стремились все. И те люди, которые сеяли ненависть, которые устраивали расколы, были особо презираемы. Грех раскола не смывается даже мученической кровью, своей личной. Допустим, раскольник раскаялся в том, что он сотворил раскол, чтобы стать лидером, возглавить какую-то раскольничью группировку и, таким образом, потешить своё честолюбие, славолюбие тем, что он теперь является главой той или иной раскольничьей группировки. Допустим, в конце своей жизни он покается. Но как он сможет покаяться за кровь, пролитую в гражданской войне, когда один православный брат с вилами и топором пошел проливать кровь другого, такого же, как и он, православного брата. Брат на брата, сестра на сестру, дети на родителей. Раскол, к большому сожалению, проходит через семьи. Как можно своей личной кровью искупить кровь этих православных братьев?!
Для сатаны нет больше радости, когда один православный брат будет убивать другого православного брата. Именно поэтому в ХХ веке, в том числе в конце века, все силы сатаны, дьявола были направлены на то, чтобы сеять вражду между православными славянскими народами Югославии, Грузии,
Украины, России, Белоруссии. Всё направлено на то, чтобы унизить и изничтожить Православие, чтобы сатана ощущал гордыню, - вот, Господи, Ты сеял доброе семя, а я это доброе семя, Православие, уничтожаю. Особенно была велика радость сатаны после 1917 года, когда наша Святая Русь погрузилась во тьму братоубийственной гражданской войны. После убийства Царя погибли около 13 миллионов человек. Сейчас, к большому сожалению, братоубийственная гражданская война продолжается, недавно возникнув, на территории нашей братской православной Украины. И мы молимся усердно о том, чтобы эта война там прекратилась.
Православная Церковь возникла на территории современной Украины еще со времен великого князя Владимира. И в настоящее время её главой является блаженнейший Онуфрий, митрополит Киевский и всея Украины. Он - признанный глава Украинской Православной Церкви во всем православном мире. Священники его признаны канонически во всём православном мире.
Сегодня мы будем анафематствовать родоначальника современного украинского раскола лжепатриарха Михаила Денисенко. Следует отметить, что даже Константинопольский (Стамбульский) патриарх Варфоломей, который основал новую раскольническую группировку вопреки всем канонам, попирая многочисленные правила, злоупотребляя своим положением, и то не признал Филарета Денисенко патриархом.
Патриарх Варфоломей не является архиереем над архиереями, каким вообразил себя Римский папа, ставший епископом над епископами. В Православии такого нет! В Православии три степени священства: диакон, священник, архиерей (епископ). Четвертой степени священства - епископ над епископами или архиерей над архиереями, каким себя воображает Римский папа или Стамбульский патриарх Варфоломей - в Православии нет! Патриарх Варфоломей - первый не по власти, он - первый по чести, поэтому вмешательство его в церковные дела других Поместных Церквей абсолютно неканонично. Но даже Стамбульский (Константинопольский) патриарх Варфоломей не признал Денисенко патриархом.
Дорогие отцы, братья и сестры! Православие – это не предмет нашей с вами гордыни, потому что мы сегодняшние - слабые люди, которые не способны научить Православию даже своих соседей, членов своих семей, внуков, детей. Но Православие мы получили по наследству и должны беречь его, умножать, сохранять и передавать следующим нашим поколениям таким, как мы сами его восприняли: чистым, как золото, очищенное в огне. И, действительно, наша Вера Православная, пускай она и не самая многочисленная, но она - золото очищенное в горниле многих десятилетий богоборчества.
Храни и благослови всех нас Господь! Поздравляю всех с Неделей Торжества Истины, потому что Торжество Православия – это Торжество не политическое, не социальное, не тем более экономическое. Торжество Православия – это Торжество Истины!
После проповеди Высокопреосвященнейший владыка Константин совершил чин Торжества Православия. Этот чин в основе своей является благодарственным молебном с особыми прошениями, чтениями из Священного Писания и молитвой о единстве в Церкви, к которому добавляется чтение Символа веры, анафемы еретикам, многолетствия Предстоятелям Поместных Православных Церквей и некоторые другие молитвословия.