Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Вечная прививка от атеизма

22.02.2019


Возводя хулу на М.А.Булгакова, мы по существу подаём «записку о погибели» дьяволу. Часть 3 …

Часть 1.

Часть 2.

1. О романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» написано очень много. Особо следует выделить статьи протодиакона Андрея Кураева и О.Б.Сокуровой. Своей обстоятельностью и проникновением в тему они превосходят всех и многое помогают понять как в романе, так и в самом авторе. Но одного им недостает, как впрочем, и большинству пишущих и рассуждающих на эту тему, - любви к людям, героям романа и автору. А ведь роман о великой любви, потому он так и волнует читателей, что хорошо почувствовал и передал Владимир Бортко в инсценировке романа. Любовь поразила Маргариту и Мастера, она настигла их внезапно, как свершаются чудеса. И чтобы потом ни происходило, любовь давала им силы для жизни в страшном мире, мире воинствующего безбожия и явленного сатанизма. В конце концов, они остались вместе и не изменили своей любви. А ведь любовь, как и вера, и надежда, от Бога! Да её мало в мире, но она есть. И в себе мы должны видеть её и не давать ей погаснуть, любви к Богу и ближнему. Именно от этой любви рождается сострадание, которое испытывает автор романа и его герои.

Подробно об этом у О.Б.Сокуровой: «По-настоящему страдает Мастер, который прошел через неистовую травлю коллег писателей, через нервную болезнь и ночные кошмары, через арест и одинокое существование в психиатрической лечебнице. Он лишился имени, он потерял из-за доноса-соседа крышу над головой, и память его была исколота иглами и измучена до предела. Страдает Маргарита от тоски, безвестности и тревоги, страдает отчаянно и исступленно, пока участь мастера остается скрытой от неё. Страдает она и тогда, когда видит, наконец, своего возлюбленного, видит, что сотворили с ним, каким он стал в результате перенесенных мук. Страдает пятый прокуратор Иудеи Понтий Пилат, страдает от непоправимости своего малодушного решения. Перенесенные страдания делают героев способными к сердечному состраданию. Маргарита готова поступиться своей заветной мечтой просьбой о Мастере ради избавления от мук несчастной преступной Фриды. Мастер из сострадания готов расстаться со своей возлюбленной и отсылает её прочь, подальше от себя и своей безысходной участи». Можно сказать, что роман «Мастер и Маргарита» - это «Мертвые души» XX века и отчасти и «Ревизора». Поэтому не надо искать в нем положительного героя. Однако есть и существенное отличие. Гоголь не сострадает своим героям.

2. О чём роман М.А.Булгакова? О дьяволе (протодиакон Андрей Кураев), о «борьбе света и тени» (О.Б.Сокурова), о сатанизме?

О великой любви и о России, пораженной атеизмом. Как пишет Андрей Кураев: «Еще до приезда Воланда дух атеизма и кощунства пропитал Москву. Москва живет под фокстрот «Аллилуйя». Он звучит в ресторане, где собирается писательский бомонд, под его музыку бесовская сила является в кабинете профессора-специалиста по раковым болезням, его наяривает оркестр на балу у сатаны. Этот фокстрот написан американцем Винсентом Юмансом как кощунственная пародия на богослужение. Московские писатели сами избирали себе богоборческие и кощунственные псевдонимы. Под этот фокстрот отплясывает, например, «писатель Иоганн из Кронштадта». Наверное, это казалось остроумно - леваку-богоборцу взять псевдоним с намеком на самого «черносотенного» православного подвижника - отца Иоанна Кронштадтского. Вместе с ним пляшет и писатель с псевдонимом «Богохульский». Булгаков эту пляску называет коротко: «словом, ад». Только в Москву, которая забыла о Боге, отреклась от Него и взорвала Храм Христа, и мог явиться «знатный иностранец».

3. В Европе времён М.А.Булгакова были особенно активны два главных зла - атеизм и сатанизм. Атеизм почти победил в СССР, сатанизм победил в Германии. Две «Пятилетки безбожия», следовавшие одна за другой, должны были сокрушить любую религию в СССР к середине 1942 года. «Победа» атеизма была отсрочена нашествием сатанинской нацистской Германией, которая мобилизовала против СССР и православную Румынию, и католическую Италию. Роман «Мастер и Маргарита» нанес сокрушительный удар по атеизму в конце шестидесятых годов, об этом хорошо помнят люди моего поколения. Но и в тридцатые годы Булгаков практически в одиночку бросил вызов атеизму, когда он читал роман во многих домах в Москве. И одновременно в школе заучивали антихристианские стихи «Смерть комсомолки» Безыменского. Свою лепту в пропаганду безбожия вносили Семен Кирсанов, Мариенгоф, Демьян Бедный. Возводя сейчас хулу на М.А.Булгакова, мы по существу подаём «записку о погибели» дьяволу. И не только не каемся в этом, но и ставим себе это в заслугу. Осознание этого и побудило меня вступить в полемику с хулителями М.А.Булгакова и А.И.Солженицына и сконцентрироваться на христианских аспектах в их творчестве.

Борис Георгиевич Дверницкий, русский мыслитель, общественный деятель, публицист, главный редактор философско-исторического журнала «Русское самосознание»



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 3

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

3. Алёша : Re: Вечная прививка от атеизма
2019-02-23 в 19:22

Полагаю, что роман "Мастер и Маргарита" это, в первую очередь, письменный протест Булгакова против агрессивного богоборчества 20-30-х годов. Только в такой форме Михаил Афанасьевич смог выразить своё категорическое несогласие с тем позорным явлением современной ему советской действительности. Ну а сатана в главных героях это хитрый ход и не более того, я так считаю. Мне думается, что писатель предназначал свой роман, в первую очередь, для ярых атеистов-богоборцев, взявшихся искоренять веру в русском народе. Ну а верующему человеку, я полагаю, должно быть понятно, что роман не нужно воспринимать как некое прелестное Евангелие от Булгакова. Нет, не был Михаил Афанасьевич настолько глуп и наивен, чтобы на полном серьёзе тягаться с самим Спасителем в описании Его земного жития и служения. Он всего лишь хотел сказать: ребята, Иисус не выдумка, Он существует, Он вечен, Он Свет и Жизнь. Сказал так, как сумел, как у него получилось. А получилось, на мой взгляд, здорово.
2. точность взгляда : re: Вечная прививка от атеизма
2019-02-23 в 10:53

Кроме указанных двух мнений "хулителей" Булгакова есть и другие авторитетные источники. Например, покойный преподаватель Духовной академии Михаил Дунаев. Цитата: "Различия между Писанием и романом столь значительны, что нам помимо воли нашей навязывается выбор, ибо нельзя совместить в сознании и душе оба текста. Писатель призвал на помощь всю силу своего дарования, дабы заставить читателя поверить, что истина в содержании романа. Булгаков не просто следует за некими апокрифами, но сам создаёт новый апокриф, соблазняя внимающих ему".
1. Натали : Re: Вечная прививка от атеизма
2019-02-22 в 22:29

Не нашла содержания в данном тексте.
Никаких мыслей, никаких возражений по существу "хулителям" Булгакова. Почему они вообще таким словом названы? Автор хочет сделать икону из Булгакова? Потому что в 60-е годы это помогло ему преодолеть атеизм? Так что теперь - приветствовать всякую секту, в которую бросились утомленные атеизмом советские граждане на исходе 80-х?

М-да..

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме