20 февраля на первом заседании экспертного совета по культуре Молодежного парламента при Государственной Думе рэпер Давид Нуриев (Птаха) заявил, что ситуация с отменой концертов рэп-исполнителей мало изменилась с прошлого года, музыканты ждут ответа прокуратуры, на каком основании это происходит, сообщает РИА Новости.
Молодежный парламент при Госдуме в декабре 2018 года провел круглый стол с участием депутатов, рэперов и представителей профильных ведомств в связи с отменой концертов ряда рэп-исполнителей в регионах. Позднее в Молодежном парламенте приняли решение создать экспертный совет по культуре.
«После круглого стола никаких изменений не произошло. Концерты как отменяли, так и отменяют по инициативе людей из рода каких-то мамочек в декрете или общественных организаций, которые используют МВД как ручного вышибалу. Они бегут и отменяют концерты, а те тысячи, сотни людей, не только детей, которые хотят попасть на концерт, должны прислушиваться к этому минимуму, которые пытаются свалить воспитание своих детей на музыкантов», - сказал Нуриев.
Он отметил, что такими людьми движет непонимание того, что музыка, как и искусство в целом, бывает разная и не всегда должна вызывать положительные эмоции. «Я недавно разговаривал с коллегами. Если в ближайшее время не получим ответ на тот запрос, который направляли в прокуратуру, а прокуратура направляла, как я понимаю, в регионы, на каком основании отменялись концерты, мы все, как творческие люди, дадим крайнее максимальное освещение того, что власть не способна решить проблемы внутри себя», - заявил Птаха. По его словам, в России отсутствует формирование культуры на уровне школы, дети оказываются предоставленными сами себе. С этим также необходимо бороться, подчеркнул музыкант.
В то же самое время Новосибирский координационный совет в защиту общественной нравственности, культуры и традиционных семейных ценностей обратился с заявлением прокурору Новосибирской области, государственному советнику юстиции 2 класса Якову Евгеньевичу Хорошеву в связи с готовящимся концертом рэпера Элджея.
«8 марта 2019 года в МВК "Новосибирск Экспоцентр" по адресу г. Новосибирск, ул. Станционная, 104 планируется концерт исполнителя Элджея (Узенюк А.К.). Как показали концерты в других городах, основная аудитория мероприятия - это люди моложе 30 лет, в том числе дети и подростки, что подтверждается многочисленными видеозаписями, размещёнными в Интернете, - говорится в обращении, поступившем в редакцию «Русской народной линии». - Ранее на концертах Узенюка А.К. неоднократно исполнялись композиции, содержащие нецензурную брань. Также, по мнению родительских и других общественных организаций, исполнялись композиции, содержащие запрещенную для распространения среди детей информацию, в том числе способную вызвать у них желание употребить алкоголь и запрещенные вещества. Так, например, письма от родительской общественности послужили поводом для проверки прокуратурой Нижнего Новгорода и отмены 5 концертов, в том числе Элджея».
«В Новосибирске на сайте МВК "Новосибирск Экспоцентр" в информационном материале, посвящённому концерту Элджея (Узенюка А.К.) указано возрастное ограничение 18+, но на рекламных материалах, размещенных в городском метро Новосибирска указано, что данная информационная продукция предназначена для лиц старше 12 лет (12+). Кроме этого, на сайте по продаже билетов kassir.ru не содержится никаких возрастных ограничений на данный концерт. В связи с этим полагаем, что владельцами билетов на концерт могут являться, в том числе, несовершеннолетние», - предостерегли в Новосибирском координационном совете.
В петиции с требованием отменить концерт Элджея сказано: «Как показывает анализ содержания клипов и песен данного исполнителя, в его творчестве содержится агрессивная пропаганда пошлости, алкоголя, гламура, мата и прочих деструктивных смыслов, разрушительно влияющих как на детей, так и на взрослых. <...> Их творчество противоречит государственной культурной политике всей России, в связи с чем требуем отмены концерта в Калининграде».
«Публичное выступление с указанными песнями не соответствует не только нормам морали, но и законодательству Российской Федерации, - подчеркнули составители заявления. - А именно: ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и Федеральному закону от 1 июня 2005 г. № 53-ФЗ "О государственном языке Российской Федерации", в котором утверждается: "При использовании русского языка как государственного языка Российской Федерации не допускается использования слов и выражений, не соответствующих нормам современного русского литературного языка (в том числе нецензурной брани) ". Статья 6.26. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях запрещает организацию "публичного исполнения произведения литературы, искусства или народного творчества, содержащего нецензурную брань, посредством проведения театрально-зрелищного, культурно-просветительного или зрелищно-развлекательного мероприятия". Нарушение этой нормы влечет наложение административного штрафа, а повторное нарушение может повлечь приостановку деятельности юридического лица. На основании вышеизложенного просим Вас провести проверку указанных фактов и принять необходимые меры прокурорского реагирования».
Ситуацию прокомментировал в телефонном интервью «Русской народной линии» член экспертного совета по культуре Молодежного парламента при Госдуме, историк и публицист Армен Гаспарян:
На заседании экспертного совета по культуре Молодежного парламента при Госдуме обсуждали в том числе вопрос рэпа. Но это был вовсе не единственный рассматриваемый вопрос. Просто он сегодня наиболее популярен в медиапространстве в связи с чередой запретов в ноябре-декабре прошлого года.
На заседании говорилось о молодежной политике в целом, какой она должна быть в новую эпоху, тем более, что при Госсовете будет готовиться доктрина государственной молодежной политики. Говорили о важности системного образования. Я, в частности рассказывал о необходимости скорейшего запуска единого учебника истории. В этой сфере дела у нас обстоят безобразно, несмотря на наличие в стране многих выдающихся профессионалов-историков. Несмотря на то, что эта тема постоянно фигурирует в пространстве, пока нам похвастаться нечем.
Что касается рэпа, то меня нельзя уж точно назвать молодым. Рэп я не слушаю. Это не моя музыка. Она не находит в моей душе ровным счетом никаких отголосков. Может быть, это связано с возрастом или с самой манерой рэп-исполнения. Но при этом я не вполне понимаю, чего можно добиться запретами концертов? В Советском Союзе уже был опыт, когда на протяжении многих лет запрещалась рок-музыка. И что в результате получилось? Ничего хорошего не вышло. Все слушали рок из-под полы, запретный плод был сладок. Проводились подпольные концерты, а потом рок вообще стал экстримом. Произошло невероятное. Ни в одной стране мира такого не было, чтобы ты вчера сидел в подвале, и тебя никто не знал, кроме директора ЖЭКа, который дал тебе ключи от этого подвала, а завтра ты уже собирал полный стадион «Лужники», потому что, оказывается, - ты гонимый гений и стало невероятно модным на тебя смотреть.
И что же, через 30 лет мы опять будем делать то же самое, запрещать концерты? Зачем это делать в эпоху интернета? Тогда нужно каким-то образом блокировать все интернет-ресурсы. А как вы собираетесь с музыкой бороться? Запретите концерты, но все будет транслироваться в онлайне. Что от этого изменится?
Принципиально важен вопрос по поводу содержания текстов песен. Действительно, для этой контркультуры не характерно представление об этике, которое характерно для традиционного консервативного российского общества. И это абсолютная правда. Но рассмотрением текстов песен должны заниматься профессионалы. Должна быть экспертная комиссия. Если она будет создана при Молодежном парламенте при Госдуме, то это очень хорошо. С привлечением филологов, общественных деятелей, всех тех, кто понимает существо вопроса.
Самое глупое, что можно сделать - это держать и не пущать. Во-первых, при нынешнем уровне развития информации этим способом ничего не достичь. А во-вторых, что гораздо печальнее, этот эпизод будет тут же использован нашими «западными партнерами», которые начнут голосить, что в России цензура, гонение на искусство, деспотия и т.д. и т.п. Все это мы уже проходили.
В своем выступлении я говорил о важности понимания истории, как части национального кода и национальной традиции. Важно научиться извлекать урок и наживать моральный капитал из собственных ошибок в прошлом, а не повторять их в будущем с маниакальным упорством и гордым видом, что, дескать, смотрите, какие мы умные. Многие из тех вопросов, которые стоят перед нами, повторяются. Они также стояли перед людьми 30 и 40 лет тому назад. Надо их осмыслить и сделать правильные для себя выводы.
Мой дедушка искренне считал, что Битлз - это недопустимо, а моя мама точно так же считала, что не допустим Оззи Осборн. Но от этого мама как слушала Битлз, так и слушает. А я как слушал Оззи Осборна 30 лет тому назад, так и буду его слушать. Это вечный конфликт отцов и детей.
Если в тексте песни содержатся серьезные нарушения Уголовного кодекса - пропаганда наркотиков, содомии, совращения малолетних, тогда, вне всякого сомнения, должен подключиться государственный аппарат и песня должна быть внесена в федеральный список экстремистских материалов. У нас такая практика есть. Но не нужно при этом огульно запрещать все по списку, потому что мы ни к чему хорошему не придем.
Я не потребитель рэпа, никогда им не был и не буду! Но многие вещи, которые я услышал на этом совете, мне очень живо напомнили многие дикости, через которые проходил я, будучи в Комсомоле. Мне категорически не хотелось бы это повторить.
19. Ответ на 16., СТРОИТЕЛЬ:
18. Re: Держать и не пущать – не выход!
17. Re: Держать и не пущать – не выход!
16. Советский недобиток
15. Ответ на 14., СТРОИТЕЛЬ:
14. Советский недобиток
13. Уважаемому Александру, на 11:
12. Всем добрым людям, и Армену Гаспаряну, в том числе:
11. Re: Держать и не пущать – не выход!
10. Ответ на 7., СТРОИТЕЛЬ: