Кипрская Православная Церковь 18 февраля 2019 года собрала внеочередное заседание Священного Синода, где высказалась по проблеме деяний экуменического патриарха Варфоломея на Украине.
Архиереи Кипрской Церкви сообщили, что не признают легализованную Стамбулом на Украине раскольническую «иерархию» канонической, как и саму процедуру «признания задним числом хиротоний»: «Двухтысячелетний опыт Кипрской Церкви, а также всей Православной Церкви, дает нам основания сомневаться в возможности признания задним числом хиротоний, которые были совершены запрещенными, отлученными или анафематствованными епископами. Запрет, отлучение и анафему некоторых лиц, ставших инициаторами украинского кризиса, признали все православные», - говорится в заявлении Священного Синода Кипрской Православной Церкви.
Итак, мы слышим приговор искусственному церковному гибриду, созданному штатами, Стамбулом и униатскими властями Украины от архиереев Кипрской Церкви: «СЦУ» - это сборище мирян, «иерархия», принятая Стамбулом в общение - неканонична. Для поиска выхода из кризиса необходим Всеправославный собор.
Взгляд на деяния самого Варфоломея греческих архиереев довольно снисходительный. Они признают, что он руководствовался благими намерениями. Для нас, наблюдающих за всеми процессами не с греческой точки зрения, его деятельность видится глубоко преступной по отношению ко всему Православию в ХХ веке и к ней неприменимы «икономичные» оценки.
Данный вопрос - «безблагодатность» собранных в «СЦУ» мирян - ключевой. Варфоломей даже не попытался придать видимость каноничности этой структуре. Но, тем не менее, ожидал массового перехода к 15 декабря 2018 г. в это преступное сообщество и канонических епископов и священников Украины. Во-вторых, почему-то ожидал поспешного признания этого беззаконного сборища всей полнотой Православия.
Что он сделал? 11 октября 2018 года «восстановил в сущем сане» украинских раскольников из двух раскольных структур. Из УПЦ КП, возглавляемой извергнутым из сана человеком (Михаилом Денисенко), который будучи еще каноническим иерархом - митрополитом Филаретом - попирал каноны Церкви, охотно сотрудничал с КГБ, был повинен в гонениях и арестах духовенства. Вина его была доказана. Далее «воздвигнул другой алтарь» (создал раскол), воевал и воюет против Церкви, за что был предан анафеме. Стамбул его «восстановили» в «сущем сане». И даже патриарший куколь разрешил носить. Поскольку американские спецслужбы объяснили коллеге Варфоломею, что - «так нужно». На символическом уровне им «так нужно», чтобы откровенный враг Христа носил белый куколь патриарха всея Руси.
Стамбул восстановил также в «сущем сане» и главу самосвятской УАПЦ Николая-Макария Малетича, который к началу раскольнической деятельности был лишь священником.
Канонические епископы, священники Украины и их паства не откликнулись на приказ Варфоломея упраздниться, забыть о своем первородстве - каноничности - и слиться с самозванными раскольниками, так как последние 30 лет существования раскола канонической церковью на Украине по акривии не признаются благодатными даже крещения, совершенные у этих друзей Варфоломея. И при переходе мирян или «духовенства» из расколов в каноническую церковь, все таинства совершаются заново. Не только дьяконские, пресвитерские хиротонии, но и исповедь, крещения, браки, отпевания! Каноническое право позволяет использовать столь жесткую меру к этим упорствующим и анафематствованным врагам Церкви, которых подобрал в своих целях экуменист Варфоломей.
Сами греки применяют столь же жесткую меру к раскольникам-старостильникам.
И на этом фоне каноническая беспечность Варфоломея, признавшего «благодать архиерейства и священства» у тех, кто ее никогда не имел или утратил в связи с тяжким грехом раскола - очень контрастна.
Она еще более контрастна, если вспомнить, что именно на Украине православным многие десятилетия приходилось бороться за каноническую чистоту Церкви и сопротивляться радикальным националистам-самосвятам и обновленцам. И сегодня Вашингтон, Стамбул, Рим и Порошенко напрасно хотят их обмануть и вовлечь туда же - в безблагодатную «автокефалию» для вечной погибели души.
В связи со всеми признаваемой безблагодатностью «СЦУ», стоит задать Стамбулу практический вопрос: если все ранее совершенные таинства раскольников с его точки зрения и так, без повторных хиротоний и покаяния - «благодатные» и их не нужно совершать заново, то зачем украинским раскольникам покупать теперь за большие деньги в Стамбуле экуменическое миро для совершения «таинств»? Ведь если ранее они сами себе добывали «миро» и совершаемые с ним «таинства», по мнению экумениста Варфоломея, были «благодатны», зачем теперь так тратиться? Ведь можно точно так же взять и самим потихоньку его себе сварить? «Благодати» в «таинствах» меньше, чем было, не станет, так как ее не было и нет.
Стамбульские патриархи последовательны. Процессы по поддержке ими безблагодатных церковных структур имеют давнюю историю. Вспомним, что в 1920-х годах патриарх Стамбула признавал канонической церковью российских обновленцев и отказывал в признании истинной каноничной Церкви Патриарха Тихона.
На Украине в 1921 году возникла самосвятская «иерархия» протоиерея Василия Липковского. Тогда женатый протоиерей Василий Липковский был «рукоположен» в «архиереи» и «предстоятели» автокефальной церкви Украины в Киеве другими протоиереями, диаконами и мирянами (включая женщин) и десницей святителя Макария - по их мнению в традиции, «согласной с древними обычаями Александрийской Церкви, существовавшей со времен апостола Марка до императора Ираклия и согласной с канонами святого Ипполита». (Хотя Церкви такая традиция неизвестна).
Как известно, во времена фашистской оккупации раскольная националистическая иерархия УАПЦ Поликарпа (Сикорского) принимала в свой состав «в сущем сане» этих самосвятских липковских дьяконов и иереев. И в этой ситуации также виновен был Стамбульский патриарх.
Дело в том, что Поликарп (Сикорский) был благословлен на подобную деятельность польским митрополитом Дионисием (Валединским), который в 1928 году делал запрос в Стамбул о повторных хиротониях для обновленческой и самосвятской «иерархии». Этот вопрос он задавал в связи с выходом жестких правил Московского патриарха Тихона о приеме этих раскольников в каноническую церковь. Дионисий получил ответ от Стамбульского патриарха и его Синода, что перерукополагать такое духовенство не нужно! (Митрополит Феодосий (Процюк) Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине (1917-1943) М., 2004, с.463)
История непосредственного общения представителей Стамбульского патриархата с безблагодатными украинскими структурами за границей в США и Канаде получила продолжение при Афинагоре, Димитрии, Варфоломее.
Сначала экуменический патриарх Димитрий III в 1990-м году, а затем Варфоломей I в 1995-м признали «благодатными» «таинства» украинских раскольников в США и Канаде. Хотя те по-прежнему верят в полноценность канонического строя самосвятской церкви Василия Липковского 1921 года - «согласной с канонами святого Ипполита...» - как они говорят. Для этих и нынешних украинских раскольников, видимо, главный признак «истинности» и «благодатности» церкви - лишь украинская национальность, антимосковские настроения и богослужения на украинской мове.
Некоторые историки допускают версию о том, что «духовенство» этих североамериканских структур было тайно перерукоположено экуменистами Стамбульского патриархата в 1990-х годах. Если это было сделано, то почему тайно? С одной стороны, для того, чтобы явно не афишировать, что все таинства этих структур нужно совершать заново, так как они были безблагодатны и недействительны. А они совершались 70 лет.
А с другой стороны, по той причине, что эти самосвятские структуры не видят в себе никакой канонической ущербности, считая устройство самоствятской структуры Липковского полноценной - «согласной с древними обычаями Александрийской Церкви от апостола Марка...» - как они говорят.
Но вся полнота Православия плохо представляет, что происходило на самом деле с «перерукоположениями» украинских раскольников Канады и США греками и насколько все это было законно. Потому Русская Православная Церковь, от которой отделились эти раскольники в ХХ веке, однозначно признает их структуры канонически неполноценными и не поддерживает с ними канонического общения, не смотря на включение их в структуру Экуменического патриархата с 1990-х годов.
Православный епископ Иов (Смакоуз), тринадцать лет управлявший Патриаршими приходами РПЦ в Канаде и один год Патриаршими приходами в США, в одном из своих интервью сообщил, что у всей полноты Православной Церкви есть все основания считать Американскую и Канадскую Украинские «церкви» безблагодатными, хотя они и восприняты Константинополем.
Он упомянул о неоднозначной ситуации, когда в 1950-1970-х годах бывший польский архиерей, украинец по национальности, митрополит Иларион (Огиенко), возглавивший самосвятскую организацию в Канаде, не дерзнул явно перерукоположить ее священников, но «маскировал перерукоположения» самосвятов под видом награждения их «протоиерейством»: «Они становились на колени перед престолом, он читал молитвы на хиротонию, возглашал «аксиос» и вручал какую-то награду...»
«Но можно ли такой фокус считать благодатным действом?» - задается вопросом епископ Иов. Он утверждает, что без покаяния этих раскольников (а никакого акта покаяния не было), они являются безблагодатными структурами. (Епископ Иов (Смакоуз) Рожденные расколом. Об исторических особенностях возникновения «УПЦ в Канаде»).
Вернемся в Киев. Все 2000-е годы проект «Самосвятская автокефалия» вели и курировали именно представители украинской диаспоры США и Канады. После 11 октября 2018 года в Киев приехали два так называемых «экзарха»: Даниил (Зелинский) - из США и Иларион (Рудник) - из Канады - как раз представители этих сомнительных, с канонической точки зрения, структур. Тогда представители Московской Патриархии предположили, что они приехали, в том числе, для совершения тайных хиротоний раскольников Денисенко и Малетича. Но подтверждений этого не поступило. Только лишь те факты, что они приехали вдвоем и что «митрополит» Эммануил Галльский в январе 2019 года лично поехал к Грузинскому Патриарху Илии, чтобы сообщить какую-то тайную информацию и добиться признания сообщества «СЦУ» в качестве канонической Церкви.
Да и два этих «епископа» из североамериканских структур, рожденных украинскими раскольниками, не проявляют каких-либо комплексов по поводу незаконных хиротоний у раскольников и уже много лет «сослужат» с ними.
Но, скорее всего, никаких тайных хиротоний Стамбул не производил. Показательно, что формальный глава раскольников Сергий-Епифаний Думенко вместе с Порошенко открывал в январе 2019 г. памятник В. Липковскому. Имя Липковского поминается раскольниками на «богослужении» как имя «предстоятеля».
Но, возвращаясь к решениям Синода Кипрской Церкви, скажем, что есть еще некоторые проблемы, помимо неканоничности иерархии. Вторая крупная проблема, которая пока «не очевидна» ни Кипрской, ни другим Поместным церквам (они, вероятно, не знают о филокатолицизме Варфоломея) - выход в перспективе варфоломеевской раскольнической структуры («ПЦУ» или «СЦУ») из лона православия вообще. Данная структура является мостом для перевода масс людей из раскольнического «псевдоправославия» в откровенное инославие - в унию. Фактов, указывающих на это, достаточно. Один из них - обилие униатов и католиков на церемонии «интронизации» Сергия-Епифания Думенко. Самим Стамбулом структура названа «Святейшая церковь Украины» (не православная, а святейшая). Есть и прямой ответ воспитанника униатов и католиков американского «экзарха» Даниила (Зелинского) в интервью Би-Би-Си: «Я уверен, что это вполне возможно» - по поводу возможности слияния ПЦУ и УГКЦ.
Сами приемные дети Экуменического патриархата - УПЦ США и УПЦ Канады, приславшие «экзархов», откровенно тяготеют и идеологически обосновывают унию с украинскими греко-католиками. А именно их идеология много лет является двигателем всей этой дурной истории с «самосвятской автокефалией».
Те или иные представители самосвятской структуры Малетича (УАПЦ), вошедшей в состав новосозданной «СЦУ» известны симпатиями к униатам. Например, «архиепископ Харьковский» Игорь Исиченко еще в 1995 году на конференции о Брестской унии делал доклад о выдающейся роли, которую «сыграла уния в развитии украинской духовной культуры и сохранении национальной самобытности украинского народа», «служит» панихиды по униатскому митрополиту Андрею Шептицкому...
Таким образом, созданная Варфоломеем структура - «Святейшая церковь Украины» есть продолжатель самых радикальных позиций украинского националистического движения, включающего признание «канонической полноценности» иерархии Василия Липковского. Напомним, что эта «иерархия» была создана через «рукоположение» пресвитерами, дьяконами и мирянами «архиерея» («предстоятеля» автокефалии). Якобы «согласно с древними обычаями Александрийской Церкви, существовавшей со времен апостола Марка до императора Ираклия и согласной с канонами святого Ипполита...»
И эта новая церковная структура, которая даже не называется православной церковью, а «Святейшей церковью» ориентируется на постепенное слияние с украинскими греко-католиками.
Все это требует задать вопрос к стамбульскому патриарху Варфоломею: правильно ли мы поняли, что он признает принципы создания липковской иерархии 1921 года вполне каноничными, коль он не стал перерукополагать украинских раскольников? И нигде не высказался о своем непризнании принципов создания этой самосвятской «иерархии».
Напоследок приведем текст канонических епископов Украинской Автономной церкви 1942 года, который был распространен на Украине в связи с намерением иерархии Поликарпа (Сикорского) принять липковцев в свой состав «в сущем сане». Текст составлял епископ Полтавский Вениамин (Новицкий) - будущий покровитель нашего современника митрополита Вениамина (Пушкаря). Этот текст расставляет все точки над «и», обличает экумениста и врага Православия Варфоломея и воюющих против Церкви современных раскольников.
Обращения от «Собора Епископов» Автономной церкви
1 марта 1942 года
«От Собора Епископов Православной Церкви Украины необходимо каноническое разъяснение о присоединении липковского священства «в сущем сане»:
В газете «Волынь» от 19 февраля 1942 года №14 было помещено сообщение, что 10 февраля с.г. постановлением Собора Украинских Епископов решено присоединить священство автокефальной церкви, во главе которой стоял покойный Василий Липковский, таким способом, что священники «липковцы» будут приняты в «сущем сане». Опровержения этого известия не было, а потому приходится думать, что такое решение было действительно принято в Пинске.
Произошло большое несчастие в недрах Православной Церкви на Украине, и в настоящее время уже мало надежд остается на сокращение этого раскола, который зародился у нас вследствие неканонического вмешательства в церковную жизнь на Украине Варшавской митрополии. Мы готовы думать, что Пинское постановление обосновано на «икономии церковной», предусмотренной церковными канонами Василия Великого, но и эта «икономия» не допускает того, чтоб ради нее нарушались каноны. А присоединение липковского священства в «сущем сане» как раз является грубым нарушением священных канонов, ибо оно (липковское священство - автор) не имеет вообще этого сана, а отдельные представители этого священства - двое- и троеженцы, которые по канонам не могут вообще входить, касательно священства, в икономию церковную.
Знаем, что англиканская церковь на протяжении ста лет усиленно добивалась канонического соединения с Церковью Православной, но и поныне сего не добилась, между прочим из-за неясности вопроса о происхождении и каноническом качестве англиканской иерархии. Как же можно признать законным священство, о котором общеизвестно, что оно не является священством? Знаменитый толковник церковных канонов Зонара называл еретиками всех тех, кто думал несогласно с православными и держался старых или новых ересей <...>
В таком случае, все нарушители священных канонов церковных являются теми, о коих Святое Евангелие говорит: «Если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18:17). Таким образом, по канонам, Церковь должна держать все, что принято в Священном Писании Апостольском предании (Гангр. 21 пр.), а где все это нарушается, там ересь, подлежащая анафеме (1 пр. II всел. собора). Церковные правила запрещают верным молиться с еретиками и ходить на молитву в их сборище (Апост. Пр. 45 и 66; Лаод. 33), также не доверяют еретикам присутствовать на Богослужениях и молитвах с верными (Лаод. 33) и вступать с ними в брак, если не пообещают возвратиться к Св. Православию (14 пр. IV Всел. Собора).
Если газетные вести и правдивы, великий грех перед Церковью совершили те, кто нарушили Св. каноны постановлением о «липковцах». Последние уже начинали сближаться с Церковью Божией и десятки их уже служат Церкви, как настоящие священники, получив благодать священства через новое законное рукоположение. А здесь подоспело признание в «сущем сане» тех, кто и сам осознал в себе отсутствие сана. Пинское постановление от 10 февраля с.г., если оно действительно было, должно считаться восстановлением «липковщины», а восстановители ее сами становятся «липковцами».
Предостерегаем перед новой опасностью в нашей церковной жизни всечестное духовенство и верных и призываем всех усердно молиться, чтобы вразумил Господь всех отпадших от чистоты Святого Православия и Украины, в твердости правого исповедания верных Своих, коим напоминается всегда памятовать в наши лукавые времена слова св. Апостола Павла: «Ибо надлежит быть и разномыслиями между вами, дабы открылись между вами искусные» (1 Кор. 11:19).
Председатель Собора Епископов Митрополит Алексий
Секретарь Собора Епископов Епископ Вениамин
Года Божия 1942, марта 1 дня» (Митр Феодосий (Процюк)... сс. 455-456)
Владислава Николаевна Романова, Центр церковно-государственных отношений «Берег Рус»
1. Re: «СЦУ» – самосвятская «церковь» Украины