Председатель Госдумы Вячеслав Володин считает, что в российском законодательстве следует более полно раскрыть определение «социальное государство», сообщает ТАСС.
«В законодательстве было бы правильно более полно раскрыть определение "социальное государство», - сказал глава нижней палаты парламента РФ, отвечая на вопрос о том, что он понимает под необходимостью проанализировать нормы Конституции РФ. С такой инициативой спикер выступил в конце декабря на встрече руководства Федерального собрания РФ с президентом Владимиром Путиным.
Глава палаты отметил, что Конституция России, принятая 25 лет назад, «определила путь и приоритеты развития России как сильного, демократического, правового и социального государства». «Опираясь на правовой фундамент Основного закона, за минувшие десятилетия удалось решить комплексную и непростую задачу - сформировать систему современного российского законодательства», - указал он.
В то же время 25 лет - тот срок, когда «можно и нужно оценить потенциал для развития и дальнейшего повышения эффективности работы принципов и норм Конституции», продолжил Володин. Он подтвердил, что «этот анализ возможностей актуализации конституционных норм не должен затрагивать, ставить под сомнение основополагающие положения Конституции». «Напротив, речь идет о том, как добиться их максимально качественной реализации, адаптировать к новым вызовам и требованиям времени, - убежден он. - Какие для этого необходимы новые трактовки или дополнительные законодательные решения, которые отвечали бы запросам людей и коренным задачам развития страны».
«Данный подход полностью соответствует широко распространенной в мировой конституционной практике доктрине "живой конституции", необходимость реализации которой в нашей стране постоянно подчеркивает председатель Конституционного суда Валерий Зорькин», - добавил политик.
Ответить на соответствующие вопросы необходимо, констатировал Володин. «Согласно социологическим исследованиям, именно соблюдение и максимально полная реализация конституционных прав граждан - прежде всего социальных прав - является безусловным приоритетом для общества», - напомнил он.
«Более того, за время, которое прошло с момента принятия Конституции, возникло большое количество новых социально-экономических практик, например, профессий и форм занятости», - обратил внимание глава палаты. «Многие из них на сегодняшний день не в полной мере подпадают под правовое регулирование, и права граждан оказываются не защищены: механизмы реализации трудовых и иных социальных прав в этих сферах недостаточны и не обеспечивают эффективную реализацию конституционных норм», - считает он.
«Реализация принципов социального государства, создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, которые установлены статьей 7 Конституции, - это ключевой запрос общества к конституционной системе. По сути, это запрос на социальную справедливость», - заключил Володин.
Размышления Вячеслава Володина проанализировал в интервью «Русской народной линии» доктор философских наук, профессор МГУ, заместитель председателя Научного совета по изучению и охране культурного и природного наследия при Президиуме РАН Валерий Николаевич Расторгуев:
Вячеслав Володин заговорил о социальном государстве только теперь, после принятия так называемой «пенсионной реформации», которая затронула фундаментальные основы всей социальной политики РФ. И действительно, сегодня настал момент, чтобы остановиться и хотя бы немного подумать, куда идем и что строим, ну и что сами стоим, соответственно... Этим и интересно его высказывание, которое не содержит в себе ничего нового: кто только не писал и не говорил, еще со времен принятия очередной конституции, что основные цели, названные в ней, совершенно не прописаны и не осмыслены, начиная с тезиса о построении социального государства. Что это такое? С чем его едят? А может быть, и не едят, поскольку есть-то уже нечего, все съели? Даже у меня был целый ряд докладов, сделанных в начале 2000-х в обеих палатах парламента, и соответствующих публикаций на тему о том, что конституционный принцип социального государства – это заведомый обман или самообман. Впрочем, уже тогда это было понятно многим.
Пожалуй, единственная политическая сила в стране, которая с момента своего возникновения в течение всех этих лет постоянно говорит о том, что конституционный принцип социального государства – не принцип вовсе, а в лучшем случае заявление о намерениях – это социал-демократическая партия «Справедливая Россия». КПРФ могла бы быть полноценным союзником в борьбе за социальное государство, но для этого ей пришлось бы отказаться от идеи возращения социалистического государства, а это уже откровенный ревизионизм – поддерживать идею, выдвинутую как альтернатива марксизму. Еще труднее представить в качестве союзника правящую партию, монополизировавшую парламент, поскольку именно ее руками полностью задушена многопартийность (единороссами захвачены почти все места в парламенте) и осуществлен демонтаж главного завоевания социализма – достойного пенсионного обеспечения целых поколений людей, многие из которых не имеют шанса дожить до обещанного «порога дожития», чтобы получить хоть и нищенскую, но поддержку государства.
Но вернемся к творцам конституции. Никто из них в действительности никогда и не собирался выполнять обещанное – строить хоть что-то отдаленное похожее на эту цель, поскольку заняты они более важной для них программой – не монтажом, а демонтажом социальных гарантий, которые еще остались на «постсоветском пространстве» от эпохи социализма. Идеи Гайдаровского форума – их знамя. И в этом они не оригинальны: вся мировая элита свернула на сколький путь демонтажа социальных гарантий сразу же после разрушения
СССР и развала биполярной системы, которая, собственно, и породила мирную конкуренцию «лагерей», где главным инструментом в руках «лагеря капитализма» и стала концепция социального государства.
Эта концепция зародилась в Европе еще во времена Бисмарка, который впервые ввел государственные пенсии для простого люда, чтобы лишить социал-демократов их главного козыря в борьбе с монархией. Но подлинный расцвет этой идеи произошел в Европе после Второй мировой войны, так как она осталась между молотом и наковальней – дикими темпами социального расслоения на Западе и последовательной социальной политикой лагеря социализма, давшей людям гарантии, которых человечество не знало прежде. Единственным шансом остановить распространение «красной идеологии», сохранить капиталы и систему их накопления стал принцип социального государства, возведенный в ряде европейских стран в ранг основного конституционного принципа.
Если в начале пути страны Запада сильно проигрывали Советском Союзу и странам социалистического лагеря в социальном плане – не было базовых социальных гарантий для населения, которые даже и не декларировались, то со временем благодаря избранной модели на Западе удалось добиться многого. Заметные изменения произошли на ниве борьбы с нищетой и безработицей, в защите политического равноправия женщин, в обеспечении доступного образования и пенсионного государственного обеспечения старших возрастных категорий и так по всему спектру социальных гарантий, которые до этого были привилегией жителей соцстран.
В СССР и социалистических странах успешно проводились реальные социальные реформы. Путь запланированных социальных реформ избрала и Западная Европа, которая во много переняла у нас опыт государственного перераспределения и долгосрочного планирования. К примеру, если в СССР в деятельности парламента принимали полноправное участие женщины и представители самых различных профессий, то осуществлялось это за счет квотирования. Вроде бы выборы по квотам, когда выбирать приходилось, по сути, уже назначенного кандидата, не имеют ничего общего с западной демократией, но именно этот принцип квотирования и был заимствован западными странами, объявившими себя социальными государствами. Благодаря ему они добились высокого представительства женщин в органах власти, да и многих иных социальных гарантий. При этом социальное государство было и остается альтернативой социалистическому обществу, построенному в Советском Союзе и странах социалистического лагеря.
Во время демонтажа Советского Союза все мыслимые и немыслимые ресурсы страны были растрачены не для созидания, а для разрушения очень сложной многоуровневой системы социальных гарантий, характерных и для социалистического общества, а ныне и для социальных государств. Разумеется, Россия деградировала, в то время как в Европе постоянно поднимался уровень социальных гарантий. Но, увы – в определенной точке встречного движения в нашей стране к власти пришли олигархи, желающие одного – любой ценой встроиться в мировую элиту. Бегство элит – процесс, детально описанный А.С. Панариным. Именно в этот момент у западных хозяев мира уже не осталось ни малейшего стимула делиться и окрепло желание медленно, шаг за шагом, демонтировать до основания все, что было связано с социальным государством.
И начался этот поворот с повышения пенсионного возраста в большинстве западных демократий… А далее – шоковая терапия, во многом вызванная неконтролируемой миграцией, которую потому и превратили в искусственно неразрешимую проблему, чтобы заставить рядовых европейцев пожалеть о собственных социальных завоеваниях, которые на их глазах пожираются толпами чужеземцев, не готовых интегрироваться, но готовых потреблять и потреблять заработанное европейцами право на поддержку своих государств. А эти гарантии не резиновые – еще немного и, глядишь, социальное государство само рассосется в Европе, став совершенно не рентабельным. Всеобщие протестные наслоения, движение «желтых жилетов» во Франции и невероятный подъем социалистических идей среди молодежи в США (до 20 процентов) свидетельствуют масштабах надвигающейся катастрофы. О глубочайшем кризисе и чудовищном социальном расслоении, которое характеризует сегодня Западный мир и служит приговором всей капиталистической системе, говорилось в последнем докладе Римского клуба (об этом читай мое недавнее интервью на РНЛ:
Подводим итоги, провидим будущее: Кому тоги и чертоги, а кому рубище.
Идея социального государства осуществлялась в европейских странах не единообразно, а на основе множества различных национальных моделей – скандинавских, французской, германской. Это позволяет нашим доморощенным деформаторам ссылаться на сожность проблемы, связанную с многообразием типов социального государства. В действительности все намного проще. Дело в то, что был и остается общий универсальный механизм, который и сделал все модели социального государства жизнеспособными – это контроль государства за социальными ножницами, как называют разрыв между 10 процентами малообеспеченных граждан и 10 процентами самых высокообеспеченных людей. Суть социального государства предельно проста. Она заключена в том, что государство должно крепко держать кольца от этих ножниц в своих руках, контролируя разрыв лезвий, который не должен превышать определенных норм – имущественный разрыв при таком подходе не может выходить за грань дозволенного (в разных странах граница дозволенного определяется по-разному – от 7 до 14 пунктов). Но как достичь этого эффекта? Только одним способом – за счет прогрессивного налогообложения, когда огромные прибыли не присваиваются дельцами, а перераспределяются в пользу социально уязвимых групп: причем именно государство перераспределяет ресурсы в пользу бедных.
К сожалению, такая методика оценки ситуации и рисков давно уже не применима к России. Здесь социальные ножницы изначально выпали из рук государства, в результате чего социальный разрыв на порядок выше, а численность малообеспеченных – на порядок больше из-за отсутствия среднего класса – основного фактора стабильности системы. Но именно благодаря «управляемым социальным ножницам» и введению прогрессивной шкалы налогообложения – и на прибыль, и, что особенно важно, на наследование – на Западе было создано не только социальное государство, но его главный продукт – современное гражданское общество нового типа – гражданское общество как третий сектор экономики. Это самый влиятельный сектор экономики после государства и крупного частного бизнеса. Его ячейки – неправительственные некоммерческие организации (НКО), как правило, однопроблемные – самоуправляемые организации социальной и экологической направленности, а также религиозные общины. Они, кстати, могут заниматься самыми различными видами бизнеса, но с одним более чем существенным отличием – получаемая прибыль не присваивается хозяевами, а полностью отдается только на благотворительность, социальную помощь и другие социально значимые цели, а также на развитие дела.
Поддержка государства выражается в том, что НКО вообще не облагаются налогами, и это дает им колоссальную фору, которая появляется в конкурентной борьбе с государственным и частным бизнесом только при условии значительной верхней планки прогрессивного налогообложения. Она в ряде стран приближается к 50 и даже к 80 процентам (такой порог был введен, например, Рузвельтом, благодаря чему удалось вывести страну их депрессии). На Западе гражданское общество процветает и вовлекает в орбиту социально ориентированных НКО до 60 - 70 процентов активного населения, причем НКО развиваются совершенно самостоятельно. В России даже признаков подобного подъема не намечается. Только что в Общественной палате был подготовлен развернутый доклад о гражданском обществе в России, где говорится о том, что в
Москве, к примеру, в волонтерском движении участвует только 2% населения. Сравните цифры: 60% активного населения в крупных и малых городах Европы и 2% в Москве!
Тот факт, что у нас отсутствует прогрессивное налогообложение и на наследование, углубляет социальный и имущественный раскол, начисто исключает создание мощных благотворительных фондов, на основе которых в большинстве стран функционируют негосударственные университеты, госпитали, хосписы и бесконечное число других социальных и благотворительных организаций, снижающих на порядки социальные и политические риски. К примеру, продление сроков выхода на пенсию не стало бы трагедией для миллионов и не превратилось в фактор чрезмерного риска для системы в России, если бы у нас существовали и функционировали тысячи благотворительных организаций, готовые протянуть руку помощи каждому нуждающемуся. И это хорошо понимают богатейшие люди планеты, но не наши олигархи. К примеру, когда Трамп обратился с предложением существенно снизить верхнюю планку налогообложения для крупного бизнеса, то именно семья Рокфеллеров и другие богатейшие семьи выступили против этого заманчивого, казалось бы, предложения: устойчивость политической системы стократ дороже.
Я мог бы продолжать эту тему до бесконечности. Тем более, что совсем недавно, в середине декабря, я специально говорил о возможности реализовать конституционный принцип социального государства с подлинным, а не имитационным гражданством, основанном на активном участии в гражданском обществе, на заседании в Совете Федерации «Об укреплении российской гражданской идентичности на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций». Когда будет опубликована стенограмма, с удовольствием поделюсь с читателями РНЛ. Надежда умирает последней…
12. Ответ на 6., Адриан Роум:
11. Ответ на 6., Адриан Роум:
10. в ответ на: Россия – социальное государство
9. Ответ на 5., Адриан Роум:
8. Ответ на 5., Адриан Роум:
7. Ответ на 3., Алёша:
6. В догонку
5. Re: Россия – социальное государство?
4. Ответ на 3., Алёша:
3. Ответ на 1., Коротков А. В.: