Ошибочная историософия иеромонаха Романа (Матюшина)

О двух антисоветских стихотворениях и возникшей вокруг них полемике

Бывший СССР  Иосиф Сталин 
0
17025
Время на чтение 8 минут
В самом конце Рождественского поста наш известный стихотворец иеромонах Роман (Матюшин) попросил нас опубликовать свое стихотворение «Тоска по плену». В стихотворении обличалось «советское православие» (по выражению о.Романа) на «Русской народной линии», а конкретно - материал протоиерея Николая Булгакова «Сталин был пострижен в монашество», в котором приводилось свидетельство Патриарха Алексия Второго о том, что И.В. Сталин был тайно пострижен в монашество с именем Георгий, и комментарий доктора экономических наук, протоиерея Александра Миняйло «И моя душа тоскует по Советскому Союзу». И хотя стихотворение задевало наших постоянных авторов, из уважения к о.Роману мы его опубликовали, но в краткой редакционной врезке я указал, что стихотворение, на мой взгляд, откровенно идеологизированное и политизированное.

Под этой публикацией на форуме РНЛ разгорелись нешуточные страсти. Споры долго не утихали, их не сбило даже закрытие форума на последней седмице поста, что мы по традиции делаем. На форуме личного сайта отца Романа «Ветрово», где публикуются его стихотворения, дискуссия была еще более жаркой, поскольку там «недельного Рождественского карантина» не было.

Поначалу я хотел ограничиться краткой характеристикой ошибочности позиции автора, однако публикатор текстов о.Романа Ольга Надпорожская вступила со мной в полемику, защищая правоту историософии иеромонаха-поэта, которую я охарактеризовал как «необелогвардейскую». Времени писать развернутые ответы у меня, к сожалению, не было. Затем в полемику включился и сам отец Роман. Среди прочего он обвинил меня в том, что я наклеил на него ярлык «необелогвардейца»: «Пора бы уже перестать приклеивать ярлыки. Зачем приписывать своё мнение невесть откуда взявшимся необелогвардейцам? Откуда Степанов знает, каково отношение иеромонаха к Божиему попущению? Не понимаю, о каких необелогвардейцах идёт речь, но приписывать богохульные мысли священнику никого не красит. За грехи правителей и народа Господь попустил всем величайшее испытание. Преклоняюсь пред подвигом новомучеников, мучеников и исповедников руских, благодарю Бога за горькую чашу, но прославлять убийц?..».

Из контекста следует понимать, что это «Русская народная линия» и её авторы «прославляют убийц». Хорошенькая борьба против навешивания ярлыков! Впрочем, дальше отец Роман и вовсе обзывает своих оппонентов «советскими христианами». Он сам, надо полагать, настоящий христианин. «После ухода советской власти в небытие многие потянулись к Церкви, мутировали, стали мутантами, потерявшимися мутантами. Прошу не принять это как ярлык, которые некоторые любят изобретать и приклеивать. Даже не подозревая, гл. редактор уже создал ссср - сталинский сайт советских романтиков», - пишет монах-поэт. 

Значит, обзывать своих оппонентов «советскими христианами» и «мутантами» - это не навешивание ярлыков? А что же это, отче?! Культурная полемика? Вы можете сколь угодно тешить себя иллюзией, что ведете уважительную полемику, только на деле это и есть навешивание ярлыков. Вы как раз и занимаетесь навешиванием ярлыков.

По следам развернувшейся полемики о.Роман написал стихотворение «Вспять», которое через ту же О.Надпорожскую предложил нам опубликовать. Но теперь уже я решил более обстоятельно разобрать историософию отца Романа. Два эти стихотворения - «Тоска по плену» и «Вспять» дают о ней довольно ясное представление.

Главный тезис автора заключается в том, что советская эпоха - это плен, причем, «плен советский намного страшней вавилонского плена -// Становился безбожной ордой православный народ». Мысль понятна. Но тут неизбежно возникает вопрос: мы, русские, у кого были в плену? По логике о.Романа - у советской власти. Впрочем, он тут не оригинален. В этом же нас убеждали многие сладкоголосые сирены перестройки конца 80-х годов прошлого века, призывая освободиться от плена. Мы их послушались и освободились... При этом позволили разрушить наше государство, бросив на произвол судьбы миллионы своих братьев, живших на окраинах империи. Эту «свободу от плена» воспевает наш православный пиит? Почему бы не сочинить тут же панегирик Ельцину, который и освободил нас от советского плена?

Я предполагаю, что о.Роман с гневом отвергнет мои предположения и скажет, что он имеет в виду освобождение из советского плена Русской Церкви, что, действительно, произошло с падением СССР. Но проблема в том, что падение советской власти принесло не только свободу Церкви, но привело и к десяткам тысяч убийств русских людей на окраинах империи, к изгнанию многих наших соотечественников из своих жилищ, к падению нравственности, к пьянству и наркомании. Поэтому я и написал, что отец Роман грубо упрощает реальную историю. Поэтому его образы и выглядят однобокими, неправдивыми. Можно было еще мечтать об избавлении от вавилонского плена в советское время. Но после того, когда мы испили горькую чашу развала страны, сопровождавшуюся не только нравственным унижением, но и прямыми гонениями против русских в лихие 90-е, странно это не понимать и не видеть.

В стихотворении иеромонаха Романа мы читаем: «Кто когда на Руси оды тяжкому игу слагал?// Был ли русич такой, чтобы он, воротившись из плена,// Воспевал полоненье и чтил юбилеи врага?». Это какие юбилеи имеет в виду наш стихотворец? Может быть, речь идет о Великой Победе, которой нас хотят лишить идейные потомки фашистов и заокеанские «партнеры»?! Или может быть таким юбилеем, который нельзя чтить, является покорение космоса русским человеком Юрием Гагариным? В среде моих единомышленников и авторов РНЛ нет людей, которые чтят юбилеи революций 1917 года или «красного террора». А вот юбилеи Великой Отечественной и русской (советской) науки и культуры мы очень даже чтим, считая их своими, родными, русскими. А вот некоторые вроде бы православные наши собратья хотят, чтобы мы избавились от этого почитания. Один из идейных единомышленников отца Романа в этом вопросе, как можно понять, протоиерей Георгий Митрофанов даже подленькое словечко придумал «победобесие».

Повторюсь, на мой взгляд, главная ошибка отца Романа состоит в том, что он весьма примитивно изображает сложнейшую советскую эпоху. Он не желает видеть, что советские солдаты защищали Святую Русь, хотя на их пилотках и шапках были не кресты, а красные звездочки. А вот на немецких самолетах и танках были кресты (не свастики, а именно обычные кресты), на солдатских бляхах немецких солдат было написано «С нами бог». Сложность советской эпохи, которую нам нужно вместить, заключается именно в том, что Бог был не с ними, а с красноармейцами. Это - реальная диалектика советской эпохи. Её куда глубже понимал великий русский поэт советской эпохи Николай Рубцов, написавший об «иных времен татарах и монголах»: «Они несут на флагах черный крест// они крестами небо закрестили».

А вот отец Роман настолько дорожит своей примитивной историософией, что и в стихотворении «Вспять» снова пишет: «Носящих в сердце пентаграмму// Нательный Крестик не спасёт». И в другом месте: «И вырви звёздочку из сердца -// Или сними нательный Крест». К кому обращается поэт? Неужели он настолько не понимает реальной жизни, что видит вокруг себя таких людей?! Это - призыв в пустоту. Даже в годы войны «носивших в сердце пентаграмму» были единицы, даже среди офицерского состава, а уж большинству русских солдат-красноармейцев не нужно было «вырывать звездочку из сердца», там у них была любовь к Родине и готовность к самопожертвованию - истинно христианские качества. А сегодня те, кто носит нательный крест, а в сердце - звездочку, в смысле является идейным атеистом-коммунистом и вовсе днём с огнём не сыщешь. Ну разве что их выдумать, чтобы с ними бороться.

Поэтому и не верится в «миротворческий вывод» иеромонаха Романа в его последнем стихотворении: «Да истребится всяк зовущий// К братоубийственной войне!// Ни с красными, ни с казаками -// Хотел бы под пасхальный звон// Встать между братьями-врагами// Преградой пулям с двух сторон». Не верится, потому что все предыдущие строки являют в авторе представителя именно одной партии - партии казаков, как он сам выражается, а точнее, на мой взгляд, партии необелогрвадейцев.

По моим наблюдениям ярыми антисоветчиками сегодня в церковной среде являются в основном люди модернистского склада, к каковым, насколько мне известно, отец Роман не относится. Тем печальней читать его стихотворные и публицистические строки антисоветского содержания. Думаю, причина заблуждений отца Романа в некотором крене в русский национализм, негативно относящийся к любой государственности - и монархической, и советской, которая, по убеждению националистов, угнетала русский народ, и приводит его к таким печальным выводам.

Историософия, на которой основывает свои мысли иеромонах Роман, как известно, не новая и, увы, довольно примитивная. Её заложили еще русские эмигранты, потерпевшие поражение в Гражданской войне и вынужденные бежать из России. Очень немногие из них попытались трезво взглянуть на происшедшее, признать свою вину (вину своих друзей и сослуживцев) за случившуюся катастрофу. Большинство обвиняло других: «слабого Царя», неблагодарный народ, коварных и кровавых большевиков. Многие пытались интерпретировать изгнание как некую миссию: «Мы не в изгнании, мы в послании»; «Мы унесли Россию на подошвах своих сапог». Поначалу, когда большевизм носил откровенно антирусский, безбожный и антигосударственный характер, понимание своей избранности у эмиграции только укреплялось. Наступило «новое средневековье», - провозгласил Николай Бердяев. И русская эмиграция представляла себя последним островком русского мира.

Однако, постепенно ситуация начала меняться. Первым понял, что советская власть держится не только на штыках, но это - часть русской души Святейший Патриарх Тихон. Его линию продолжил и довёл до логического конца местоблюститель Патриаршего Престола митрополит Сергий, подписавший Декларацию, которая провозглашала: православные русские христиане - не враги Советской власти. Это был вызов сформировавшейся антисоветской эмигрантской историософии. Эмиграция прокляла митрополита Сергия, его имя стало нарицательным, словом «сергианство» стали называть соглашательство, сотрудничество с безбожной властью. Будто власть в западных странах была богоданной... Мы, кстати, до сих пор «не отмыли» имя Патриарха Сергия от этой эмигрантской клеветы, согласившись во имя воссоединения с РПЦЗ свалить на него все вины, обелив тем самым Зарубежную Церковь, представители которой сотрудничали с зарубежными спецслужбами и даже с Гитлером.

Серьезным ударом по необелогвардейской антисоветской историософии стала Великая Отечественная война, объединившая весь народ во имя спасения Отечества. Часть последовательных эмигрантов-антисоветчиков рассматривала войну не как Отечественную, а как продолжение Гражданской и пошла на сотрудничество с Гитлером. После войны наступила закономерная расплата. И никакие ссылки на то, что Краснов, Шкуро и даже Власов были верующими людьми, не позволит нам оправдать их предательство. В конце концов, князь Курбский, гетман Мазепа и генерал-изменник Рузский тоже были православными.

Однако большая часть антисоветчиков в своих взглядах не была последовательной, и войну отвергать не могла. Но нужно было как-то объяснить феномен Сталина. И тут родилась замечательная идея «вопрекизма». Мол, народ победил в войне не благодаря, а вопреки Сталину, что воевали не «за Родину, за Сталина», а только за Родину, а Сталина боялись и проклинали. В своей «Тоске по плену» о. Роман этот тезис также формулирует, отвечая тем, кто посмеет его обвинить в предательстве отца-фронтовика: «Мой отец воевал, защищая не власть, а народ». Однако эта «теория вопрекизма» убедительной кажется только ее адептам, а народом дружно отторгается.

Распад Советского Союза представители необелогвардейской историософии восприняли как свое торжество, как реванш. И поначалу весьма активно поддерживали Ельцина, а некоторые и сейчас считают его спасителем России.

Для меня очевидно, что без выработки здравого отношения к советскому прошлому мы не продвинемся в чаемом возрождении России. Впрочем, о здоровой русской историософии в противовес сугубо партийной и ограниченной необелогвардейской напишу как-нибудь в другой раз.

Анатолий Степанов, гл. редактор «Русской народной линии», председатель «Русского Собрания»
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1554. О ЗАБЛУЖДЕНИЯХ

РЕЗЮМЕ ВЫШЕСКАЗАННОМУ: Обращение схиархимандрита Илия (Ноздрина) Промедление смерти 23.12.2019 ОТ СЕБЯ: ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ ГАГАРИН ПОЛЕТЕЛ В КОСМОС СЕРГЕЮ КОРОЛЕВУ В ШАРАШКЕ СЛОМАЛИ ЧЕЛЮСТЬ.
Юрий Зе / 18.02.2020, 07:31

1553. Re: Ошибочная историософия иеромонаха Романа (Матюшина)

Ну, что, антисоветчики! Даже помощь модераторов вам не помогла, которые от нас расчистили здесь путь для буддистов. Сколько ярости и грохота то было на совок! Но, вот появился 1 буддист и всё это лопнуло, как мыльный пузырь, и видно, что мочи у вас никакой нет... Слабаки! Способны разве что на совок лаять. Как он вас заводит то, этот "богомерзкий совок"!..
РЛА / 16.02.2019, 14:23

1552. Ответ на 1544., Василий В.В.:

Кстати, Христос и Будда - это не имяА что?Должность. ( Помазанник просветленный ). По какому учению? По очень ироничному. Вы иногда используйте поисковик. Вопросов меньше придется задавать.

Вот уже бесы вас и запутали и посмеялись над вами, товарищи православные... Может всё-таки начнем когда-нибудь святых отцов слушаться?
Наталия 2016 / 16.02.2019, 13:19

1551. Ответ на 1547., Инна Михайловна:

Бог во всей Святой Единосущной Троице, есть и будет только в православии.В буддизме есть свое учение о Святой Единосущной Троице.Ну мало ли у кого какие представления, можно воровать святое и пытаться пристроить себе, как и делают все псевдорелигии. Обязательно что нибудь будет в их учениях из Христианства или Ветхого Завета, как, например, и у коммунизма. Потому что знает бес истину, и чтобы привлечь неопытные души прикрывается

Так это учение появилось почти за 500 лет до рождества Христова.
Василий В.В. / 14.02.2019, 13:19

1550. Ответ на 1546., Василий В.В.:

Бог во всей Святой Единосущной Троице, есть и будет только в православии.В буддизме есть свое учение о Святой Единосущной Троице.

Ну мало ли у кого какие представления, можно воровать святое и пытаться пристроить себе, как и делают все псевдорелигии. Обязательно что нибудь будет в их учениях из Христианства или Ветхого Завета, как, например, и у коммунизма. Потому что знает бес истину, и чтобы привлечь неопытные души прикрывается
Инна Михайловна / 14.02.2019, 11:57

1549. Ответ на 1545., Инна Михайловна:

Бог во всей Святой Единосущной Троице, есть и будет только в православии.

В буддизме есть свое учение о Святой Единосущной Троице.
Василий В.В. / 14.02.2019, 11:23

1548. Ответ на 1544., Василий В.В.:

Кстати, Христос и Будда - это не имяА что?Должность. ( Помазанник просветленный ). По какому учению? По очень ироничному. Вы иногда используйте поисковик. Вопросов меньше придется задавать.

Ну знаете, человек властен называть кого угодно кем угодно,конечно,но думаю за это ему придется дать ответ. Присваивать честь Мессии кому либо кроме Христа, а тем более кого то приравнивать Христу, и даже считать одним и тем же лицом,равнозначно хуле на Пресвятую Троицу, я думаю. Кто то будду Христом именует, кто-то антихриста, итд.Не трогайте вы уже Бога, занимайтесь своими мантрами с буддой, и не примазывайтесь. Бог во всей Святой Единосущной Троице, есть и будет только в православии.
Инна Михайловна / 14.02.2019, 04:01

1547. Ответ на 1543., Инна Михайловна:

Кстати, Христос и Будда - это не имяА что?Должность. ( Помазанник просветленный ). По какому учению?

По очень ироничному. Вы иногда используйте поисковик. Вопросов меньше придется задавать.
Василий В.В. / 13.02.2019, 21:45

1546. Ответ на 1542., Василий В.В.:

Кстати, Христос и Будда - это не имяА что?Должность. ( Помазанник просветленный ).

По какому учению?
Инна Михайловна / 13.02.2019, 19:35

1545. Ответ на 1540., Инна Михайловна:

Кстати, Христос и Будда - это не имяА что?

Должность. ( Помазанник просветленный ).
Василий В.В. / 13.02.2019, 15:33
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Анатолий Дмитриевич Степанов
«Русские мыслители о судьбе и предназначении России»
Научно-практическая конференция. Часть 3
21.11.2024
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Полемика Анатолия Степанова и Романа Илющенко
18.11.2024
«Русские мыслители о судьбе и предназначении России»
Научно-практическая конференция. Часть 1
18.11.2024
Негостеприимная третья столица России
По отношению к русским общественникам власти Татарстана до сих пор сохраняют тоталитарные нормы
16.11.2024
Негостеприимная третья столица России
В отношении власти Татарстана к русским общественникам до сих пор сохраняются тоталитарные нормы
15.11.2024
Все статьи Анатолий Дмитриевич Степанов
Бывший СССР
Все статьи темы
Иосиф Сталин
Генерал, посмевший во время войны публично и нецензурно обругать Сталина
О генерале армии Иосифе Родионовиче Апанасенко
19.11.2024
Отделить истину от наслоений лжи
О книге Григория Блехмана «Сталин, Берия, Хрущев: созидатели и разрушитель» (М., 2024)
15.11.2024
Главное – «народный порыв» к появлению монумента вождю?
В ЦК КПРФ «по достоинству» оценили уродливый и кощунственный памятник Сталину возле общественного туалета в Ставропольском крае
13.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
21.11.2024 13:36
Для выживания России нужны радикальные меры!
Новый комментарий от Сергей из НН
21.11.2024 13:32
Гарри Поттер и дух растления
Новый комментарий от Владимир С.М.
21.11.2024 13:23
«Путь России — собирание народов и земель»
Новый комментарий от Сергей из НН
21.11.2024 13:03
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от Сергей из НН
21.11.2024 12:59
Силоамские башни не перестают падать
Новый комментарий от JG
21.11.2024 12:36